"НЕЗАВИСИМАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"
информационная рассылка
<24 сентября 2001>
НОВАЯ АКЦИЯ ПРОТЕСТА ПРОТИВ ГАЗОПРОВОДА
РОССИЯ-ТУРЦИЯ ("ГОЛУБОЙ ПОТОК") В ГЕЛЕНДЖИКЕ
Несмотря на попытку властей Геленджика запретить акцию
протеста против строительства газопровода "Голубой Поток",
экологическое шествие на городской набережной состоялось
23 сентября 2001 года на набережной города-курорта Геленджик состоялось шествие протеста против строительства газопровода "Голубой поток", организованное активистами Социально-Экологического Союза Западного Кавказа (Независимой Экологической Службы по Северному Кавказу), Движений "Автономное действие" и "Хранители Радуги".
Данному событию предшествовала попытка Социально-экологического Союза Западного Кавказа провести эту акцию легально и привлечь к участию в ней широкую общественность. Своевременно и в соответствии со всеми требованиями Закона в Администрацию Геленджика было подано Уведомление о проведении акции. У властей города Геленджик не было ни одного законного основания эту акцию запретить. В акции собирались принять участие представители общественных организаций городов Геленджик и Новороссийск, ученые. Наряду с шествием был запланировано проведение митинга.
Но за три дня до проведения намеченного шествия и митинга ее организаторы получили отказ в проведении акции.
В письме Администрации города Геленджик, за подписью исполняющего обязанности главы администрации города-курорта Геленджик Ф.Г.Колесникова было сказано: "Полагаем, что проведение шествия … на набережной невозможно, так как она является местом массового отдыха граждан, что несовместимо с организованным массовым движением людей по пешеходной части набережной и создаст определенные неудобства для отдыхающих и для нормального функционирования досуговых форм отдыха (работа художников, игровых автоматов, фотографов, прокат детских машин и др.), предприятий торговли и общественного питания, получивших разрешение на право дислокации на набережной."
Отказ Администрации города в разрешении на проведение шествия и митинга Геленджик был полностью вне юридического поля и нарушал Декларацию прав и свобод гражданина, (ст.19); Конституция РФ (ст.31); Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (ст.13); Закон РФ "Об общественных объединениях" (ст.27); Указ Президента РФ "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования" (№524, от 25 мая 1992г.). Однако, так как времени опротестовывать этот отказ уже не было, и была опасность, что, несмотря на его незаконность, возможны действия по пресечению акции со стороны милиции, от первоначальной идеи провести массовое мероприятие пришлось отказаться. Но не от проведения акции в целом. Активисты СоЭС Западного Кавказа, "Автономного Действия", "Хранителей Радуги" и примкнувшая к ним неформальная молодежь решили акцию проводить несмотря на запрет Администрации Геленджика.
Поэтому, в назначенный день, в 11 часов утра, на набережной Геленджика появилась колонна молодых людей с плакатами, флагами и транспарантами. Акция помимо экологической направленности имела антиглобалистский характер, поэтому наряду с транспарантами "Остановим "Голубой Поток!", "Газпром-убийца", "Спасти Черное море", "Курорт должен жить!", активисты несли большой транспарант "Против власти корпораций", черно-зеленые флаги автономного движения и черный флаг с надписью "Ya Basta!" (известное международное антиглобалистское движение). Процессию возглавляли люди, несшие на груди таблички "Газпром", "Питергаз" и "Saipem", ведущих работы по строительству объектов газопровода. В руках, "газовые монстры" несли венки, на которых было написано "Черному морю от Газпрома" и "Черному морю от Saipem ".
Утренний воздух наполнился звуками гитары и барабана, флагами и транспарантами, в руках отдыхающих, прогуливающихся по набережной, продавцов лоточной торговли, местных фотографов появились листовки. Участники акции скандировали: "Черное море надо спасти", "Наша жизнь в наших руках. Не дадим корпорациям убить наше море", "Газпром и Saipem - убийцы моря", "Голубой поток" убьет курорт", "Деньги не заменят нам море", "Черному морю - да, да, да - газопроводу - нет, нет, нет", "Saipem go home - Saipem - домой", "Мы за курорт, мы против газопровода".
Так начался марш в защиту Черного Моря.
В сравнении с подобной акцией, которая состоялась 8 сентября, на этот раз колонна была гораздо внушительней – в акции участвовало 40 активистов. На набережной и на примыкающих пляжах в этот солнечный воскресный день было очень людно и свидетелями этого зрелищного шествия стало большое количество людей.
У памятника Лермонтову и на площади у Морского вокзала, экологические активисты сделали остановки и через мегафон рассказали жителям и отдыхающим об опасностях, которые несет "Голубой Поток". Среди тех, кто гулял в этот час на набережной, были как противники, так и сторонники "Голубого потока". Многие надеются на то, что обещание газовиков обеспечить газом жителей прибрежных поселков сбудется. Однако в большинстве жители и отдыхающие одобряли действия участников шествия и высказывали им поддержку в их борьбе с корпорациями, несущими смертельную опасность Черному морю. Во время шествия среди жителей и отдыхающих шел сбор средств на продолжение общественной кампании против строительства "Голубого Потока".
После себя колонна оставляла шлейф читающих листовки отдыхающих, жителей, продавцов многочисленных киосков. Еще очень многие люди не имеют представления об опасностях, которые несет "Голубой Поток" и эта акция имела огромный информационный эффект.
Марш экологов и автономов продолжался уже более часа. Все время участники акции находились в ожидании возможных репрессивных мер со стороны милиции. Однако все было спокойно, и никто не препятствовал проведению шествия. Колонна прошла до кинотеатра "Чайка", а затем повернула назад и пошла по Набережной в обратном направлении. Заявленное время акции было с 11.00 до 13.00 и активисты решили проводить шествие в течение всего заявленного времени. Отсутствие действий по пресечению акции со стороны милиции показало участникам акции, что власти Геленджика понимают незаконность своих действий по запрету шествия. Стало ясно, что отказ в разрешении на проведение этой акции во многом преследовал цель оказать на ее организаторов психологическое давление, чтобы они отказались ее проводить. Отчасти им это удалось.
Однако, когда шествие уже близилось к своему концу и до конца Набережной оставалось каких-нибудь триста метров, по аллее набережной, на большой скорости, колонну догнали синие милицейские "Жигули" с мигалкой на крыше. Один из милиционеров начал разговаривать с организатором акции, остальные, на повышенной скорости, направили машину прямо в колонну, чтобы остановить шествие. Однако колонна, обтекая машину милиции, двинулась дальше.
Попытка не обратить внимания на сотрудников органов правопорядка на этот раз не удалась. Не подавая никаких сигналов, если не считать скрип тормозов, машина снова и снова разгонялась и въезжала в колонну, пытаясь внести смятение в ряды ее участников.
Добравшись до "головы" колонны демонстрантов, сотрудники милиции жестко потребовали "прекратить все…", свернуть плакаты и разойтись, один из милиционеров отобрал флаг у девушки, другой – попытался вырвать мегафон. Один из активистов вырвал обратно флаг у милиционера. За ним произошла небольшая погоня, в результате чего он был задержан. Также милиция задержала еще одного участника акции.
В это время один из организаторов акции безуспешно пытался доказать милиционерам, что акция совершенно законна и что им придется отвечать за свои противоправные действия по препятствованию проведению шествия.
Шествие скомкалось и чтобы избежать массового ареста ее участников, была произведена их быстрая эвакуация в лесопарковую зону, прилегающую к набережной.
В это время к милиции подъехало подкрепление, однако все, что осталось от шествия - это трое организаторов акции, которые сами подошли к милиции разбираться. Однако их тоже задержали и разбираться пришлось в городском управлении внутренних дел, куда доставили всех пятерых задержанных участников экологической акции.
Там очень скоро отношение милиции к задержанным активистам изменилось. Очевидно, посовещавшись, милиция поняла, что жесткое отношение к активистам чревато плохими последствиями для них самих, так как придраться по Закону к тому, что при проведении шествия было что-либо нарушено, они не могли.
Активистам было сказано, что их вообще не задерживают, а привезли на "беседу". И акцент сместился на проверку паспортов и нахождение на территории Краснодарского края без регистрации. Речи о том, что проводилось несанкционированное шествие, уже не было. На троих участников акции были оставлены протоколы. На одного - за то, что у него не вклеена в паспорт фотография, еще на двоих за то, что они находятся на территории края без регистрации.
Этим все закончилось, и через полтора часа после задержания активистов отпустили.