"НЕЗАВИСИМАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"
информационная рассылка
<18 августа 2001>


БОРЬБА ЗА ПЛАТО ЛАГОНАКИ

 

6 августа 2001 года, в г.Майкопе в Арбитражном суде Республики Адыгея состоялось повторное слушание по иску о незаконности передачи Лагонакского нагорья, хребта Джигурсан и урочища Бамбаки Кавказскому Государственному Природному Биосферному Заповеднику (КГПБЗ), который подали глава администрации Майкопского района Николай Янушкевич и глава администрации "Эколого-туристской территории ФИШТ" Рамазан Бричев (дело №АО1/1012-2001-6). Первое слушание состоялось 3 августа, и видимо не собравсерьезных аргументов, суд перенес слушание дела на 6 августа.

В исковом заявлении истцов говорилось не только о плато Лагонаки. Оспаривалось четыре государственных акта:

1.   Решение исполнительного комитета Совета народных депутатов Адыгейской автономной области от 26 января 1990 года №20 "О передаче КГБЗ Фишт-Оштеновского массива и хребта Джигурсан";

2.   Решение исполнительного комитета Совета народных депутатов Адыгейской автономной области от 24 августа 1990 года №213 "О передаче КГБЗ урочища Бамбаки";

3.   Постановление Правительства Республики Адыгея от 13 августа 1992 года № 234 "О передаче КГБЗ высокогорного пастбища Лагонаки";

4.   Временное свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 4.01.1993 г., выданного Комитетом по земельной реформе Майкопского района Кавказскому Государственному биосферному заповеднику.

Аргументы истцов, указанные в исковом заявлении, явно подогнаны под определенные цели и напрямую ведут к ним. Например, говорится о том, что деятельность заповедника на территории Лагонак "ущемляет права  жителей республики Адыгея", то есть в республике Адыгея не корпорации, не различные производства, загрязняющие  окружающую среду и пр. ущемляют права жителей - а одно из самых чистых мест в мире, биосферный заповедник, самый большой резерват нетронутой дикой природы в Европе, включенный в Список Всемирного Природного Наследия....

Другой аргумент заключается в том, что решения исполнительного комитета Совета народных депутатов Адыгейской автономной области и постановление Правительства Республики Адыгея о расширении Кавказского заповедника приняты органами в превышение их компетенции и не соответствуют требованиям законодательства. Действительно, на сегодняшний день нет Постановления Правительства  РФ, утверждающего расширение КГПБЗ по спорным территориям, которое необходимо для окончательного оформления этих земель Кавказским заповедником. Однако этот аргумент не имеет значения в данном деле, так как в соответствии со ст.196 Гражданского Кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года. Поскольку за 11 лет никто не оспорил вышеуказанные акты государственных органов, к данному иску судом должна быть применена исковая давность, а иск не удовлетворен по соответствующему заявлению директора Кавказского заповедника Валерия Бриниха, поданному в суд в установленном порядке.

Очевидно, что решение у суда было давно готово и судьи давно уже не смотрят на свою клятву верности букве закона (на стене в зале заседаний висит красивый стенд с клятвой, кодексом чести судей и подписями...). Юрист, выступавший от заинтересованной стороны, трактовал ситуацию как "формальное владение заповедником спорными территориями". Поскольку это звучало чуть ли не "фиктивно" по контексту, то он сделал заключение,  что поскольку КГПБЗ документы на владение землей до конца не оформил - все это фикция и его там как будто и нет вовсе, и Гражданский Кодекс РФ в данном случае действовать не может... После формального обмена мнениями судьи попросили "совещания" и через пять минут зачитали решение об удовлетворении иска. Кавказскому Заповеднику было предложено чуть ли не немедленно ("решение подлежит немедленному исполнению…") убраться с оспариваемых  территорий.

Естественно, Директор Кавказского заповедника Валерий Бриних опротестовал решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 6 августа 2001г. по делу № АО1/1012-2001-6.

В этом решении искаженно трактуются законы и факты: например, в мотивировочной части, видимо, для укрепления своей позиции, суд исказил позицию Кавказского заповедника, указав, что 3-е лицо (Кавказский заповедник) признало постановление Правительства РА "О передаче КГБЗ высокогорного пастбища Лагонаки" противоречащим действовавшему в то время законодательству. На самом деле позиция заповедника в данном пункте противоположна - а суд искаженно толкует природоохранные законы России, поскольку право Правительства Республики Адыгея в период 1991-1995г.г. самостоятельно принимать подобные решения подтверждается прямым указанием в п.4 ст.61 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Поэтому Правительство РА при передаче Лагонакского нагорья заповеднику не вышло за пределы своей компетенции и приняло абсолютно законное решение. Аналогичная ситуация и с отказом суда применить срок исковой давности: Арбитражный суд РА неверно применил нормы Гражданского Кодекса Российской Федерации, касающиеся определения начала течения срока исковой давности, обосновав свой отказ нормами, которые касаются сроков исполнения обязательств, вытекающих из оспариваемых ненормативных актов. Но ведь предметом спора являются сами ненормативные акты, а не обязательства, вытекающие из них! На самом деле, в соответствии с п.1. ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и значит Администрация Майкопского района и администрация "ООЭТТ "ФИШТ" давно имели возможность восстановить свои права на спорную территорию.

Итак, все земли Кавказского заповедника на территории Республики Адыгея (включая оспариваемые территории) внесены в земельный кадастр РА - как земли особо охраняемых территорий, изъятие которых жестко запрещает федеральное природоохранное законодательство. Почему же 6-го августа Арбитражный суд Республики Адыгея принимает столь странное решение об изъятии земель заповедного фонда Российской Федерации?

Настоящие мотивы этого решения заключаются в амбициозных планах Правительства РА построить через плато Лагонаки автомобильную дорогу к морю и горнолыжный комплекс на 300 мест. Это не скрывается даже в самом исковом заявлении!: "На данной территории уже оформлен акт выбора участка на строительство туркомплекса и канатно-кресельной дороги, а также планируется продолжение строительства дороги федерального значения." И уже 11 августа в газете Майкопского района "Маяк" (№76) публикуется материал с пресс-конференции Президента Республики Адыгея Аслана Джаримова:

"...Еще один вопрос касался строительства дороги федерального значения Ростов-на-Дону - Усть-Лабинск - Майкоп - Дагомыс. Президент РА отметил, что это будет самая короткая, дешевая и в стратегическом плане самая нужная для России дорога, тем более, что Сочи - самый крупный оздоровительный центр нашей страны. Но проектирование ее еще не начато. Поступает очень много  обращений (одно из них прислали даже из Приморского края), в которых люди опасаются, что строительство этой дороги загубит заповедник.

- Между тем, - пояснил Аслан Алиевич, - нами, наоборот, очень многое делается для укрепления и расширения Кавказского биосферного заповедника и об этом все знают. Подобные дороги существуют во всем мире, и дорога на Дагомыс не должна навредить уникальности заповедника, а, наоборот,  поможет ему развиваться..."

Под обращениями, в которых "люди опасаются, что дорога загубит заповедник", Президент РА имеет в виду сотни писем от общественных и государственных природоохранных организаций со всех уголков России, от ученых республики Адыгея и ученых из других регионов. Эти письма были направлены Аслану Джаримову во время широкой общественной кампании против дороги Майкоп-Лагонаки-Дагомыс, которая проводилась 1999 году.

Впрочем, проект этой дороги "древний" - и это уже была не первая кампания общественности против дороги. Этот проект зародился еще в 60 годах, было разработано громадное технико-экономическое обоснование (ТЭО), однако в 1974 году ученые выступили против дороги. В результате их обращений, один из военных министров, любивший бывать в Кавказском заповеднике, "поддержал" ученых и вынес вопрос на Политбюро. И проект был быстро закрыт.

В 1995 году кабинет министров РА принял Постановление "О возобновлении строительства автомобильной дороги Майкоп-Дагомыс" и этот проект вновь стал на повестке дня. ТЭО 60-х годов устарело, нужно было разработать новое. И в 1998 году его начали разрабатывать.
Президент Республики Адыгея, со страниц газет апеллировал к европейским дорогам в Альпах - мол построим дорогу, надежно оградим ее сеткой и никто в заповедник не попадет: Но в России не бывает такого "надежно", лазейка всегда найдется, да и кроме того, в Альпах, кроме снежных вершин - дикой природы просто нет!!! А именно дикость данной территории, высокая эндемичность (произрастание редких и уникальных видов растений) – послужила тем фактором, благодаря которому в 1999 году этим районом заинтересовалась комиссия ЮНЕСКО, работавшая по вопросу включения номинации "Западный Кавказ" в Список Всемирного Природного Наследия ЮНЕСКО. Комиссия специально посетила высокогорное плато Лагонаки и признала его соответствующим критериям Всемирного Наследия. Однако в 1999 году проект дороги к морю уже имел реальные черты, разрабатывалось ТЭО из четырех вариантов трассы - два из которых проходили по территории заповедника. И Президент РА, при встрече с экспертами ЮНЕСКО, вместо того, чтобы успокоить экспертов, снова начал приводить в пример опыт строительства дорог в Альпах, объяснять, какой толчок этот проект даст социально-экономическому развитию республики...

Экспертов успокоили в Комитете охраны окружающей среды Краснодарского края, объяснив, что трасса этой дороги большей частью проходит по территории Краснодарского края, и без согласования с Администраций края дорогу построить не могут. А у Краснодарского края решение однозначное: принять альтернативный вариант - реконструкцию существующей дороги к морю - Майкоп-Апшеронск-Туапсе. В 1999 г. номинация "Западный Кавказ" была утверждена, и Кавказский заповедник приобрел высший природоохранный статус. А дорога к морю была утверждена по альтернативному варианту - на Туапсе.

И вот, через два года, словно многоглавый дракон - проект дороги Майкоп-Лагонаки-Дагомыс снова возрождается. Руководство Адыгеи активно продолжает лоббирование этого проекта. Президент и Правительство РА в очередной раз совершают действия, которые квалифицируются Уголовным Кодексом, как "приготовление к преступлению". Строительство автодороги через территорию Кавказского заповедника, во всей совокупности неизбежных сопутствующих факторов и последствий, согласно Уголовному Кодексу РФ, относимо к экологическим преступлениям. И все нынешние действия, направленные на осуществление проекта строительства этой дороги, согласно статьям 29 и 30 Уголовного Кодекса РФ - можно квалифицировать как приготовление к преступлению.

Удивляться нечему - ведь Правительством Республики Адыгея давно осуществляется правовой беспредел и не соблюдаются многие Российские законы. Например, в 1994 году Указом Президента РА была учреждена "Особо-охраняемая эколого-туристская территория "Фишт" республиканского значения, которая "включила" в себя территорию Кавказкого заповедника федерального значения (именно плато Лагонаки). Как может территория с более низким природоохранным статусом (которого вообще нет в Российском природоохранном законодательстве и он является "творением" правительства РА) включать в себя территорию биосферного заповедника?!! Этот правовой парадокс до сих пор не устранен и вот эта полулегитимная "ООЭТТ Фишт" предъявляет иск в незаконном нахождении на плато Лагонаки заповедника федерального значения! И иск удовлетворен!!!

Трудно поверить, что подобное решение Арбитражного суда останется без внимания вышестоящих контролирующих органов, прокуратуры и т.д. Однако может случится и такое: подготовка и даже намерение построить дорогу через заповедник квалифицируется Уголовным Кодексом РФ как "приготовление к преступлению" - а официально этот проект в Республике Адыгея  преподносится как лучший и для социально-экономического развития республики - и даже для заповедника полезный!!!

Очевидно, что ученым, экологам и природоохранникам России предстоит начинать новый этап кампании по спасению плато Лагонаки - территории Всемирного Природного Наследия ЮНЕСКО.

 

Дмитрий БОЛОТНИКОВ

(Независимая Экологическая Служба по Северному Кавказу)

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования