"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"

<26 июня 2013>

«РОСНЕФТЬ» ОТКАЗАЛАСЬ ОТ НЕФТЕДОБЫЧИ

В ВОДНО-БОЛОТНЫХ УГОДЬЯХ ДЕЛЬТЫ КУБАНИ?

 

Похоже, что еще в 2011 году нефтяники по-тихому закрыли проект, который годом ранее преподносили как «прорывной» и многомиллиардный. Оказалось, что никакой «большой нефти» в Приазовье нет – к счастью для этой территории

 

Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю сообщило Экологической Вахте по Северному Кавказу о том, что проект ООО «РН-Краснодарнефтегаз» (дочернее предприятие ОАО «Роснефть») отказалось от дальнейшего проектирования обустройства Чумаковского и Свистельниковского месторождений в Темрюкском и Славянском районах Краснодарского края.

 

В марте этого года ЭкоВахта пожаловалась в Росприроднадзор на то, что ООО «РН-Краснодарнефтегаз» незаконно бурит скважину ЮМГ-1, а также проводит сейсморазведочные работы на территории водно-болотного угодья международного значения «Группа лиманов между рекой Кубань и рекой Протокой» без государственной экологической экспертизы. Нефтяная компания пошла на серьезные природоохранные нарушения после того, как не смогла добиться легальных возможностей заниматься бурением на особо охраняемой природной территории.

 

Дело в том, что с 2008 года «Роснефть» всеми правдами и неправдами пыталась внедриться вглубь рамсарских водно-болотных угодий в дельте Кубани в рамках проекта «Обустройство месторождений лимано-плавневой зоны. 3-я очередь». Тогдашний глава ОАО «Роснефть» Сергей Богданчиков заявлял губернатору Кубани Ткачеву, что компания и ее краснодарская «дочка» уже в 2008 году инвестируют в разведку и разработку новых месторождений не менее 4 млрд. рублей.

 

«...Работать на Кубани становится все легче — этому способствуют как усилия власти снять административные барьеры для бизнеса, так и само динамичное развитие региона... Ведем разведку как на шельфе Черного и Азовского морей, так и на суше. При этом не испытываем каких-либо проблем с органами муниципальных образований и региональными властями. Все вопросы решаются оперативно и конструктивно. Это, наверное, и способствует тому, что инвестиции «Роснефти» в край растут», - громогласно заявлял г-н Богданчиков.

 

Проблемы у «Роснефти», впрочем, появились сразу же, однако не со стороны местных властей, «решающих вопросы быстро и конструктивно», а со стороны населения, которое категорически воспротивилось «инвестициям» Богданчикова-Ткачева и перспективам нефтедобычи в уникальных приазовских лиманах.

 

Общественные слушания, которые ООО «РН-Краснодарнефтегаз» в 2010 году дважды пыталось провести в Темрюке, заканчивались для нефтяников провалом: жители Темрюкского района и общественные экологические организации наотрез отказывались подписывать итоговый протокол, указывая на многочисленные нарушения установленной законом процедуры оценки воздействия на окружающую среду.

 

Последнюю безуспешную попытку провести слушания и получить нужный протокол компания осуществила в августе 2010 года, после чего, очевидно, решила занять выжидающую позицию, а попутно «пощипать» границы водно-болотных угодий. ЭкоВахта уже сообщала, как «РН-Краснодарнефтегаз» бурил без экологической экспертизы скважины 1-я Грущаная, 2-я Грущаная, 3-я Грущаная и 1-я Восточно-Чумаковская, внедрившись на 300-500 метров вглубь территории водно-болотного угодья международного значения.

 

В декабре прошлого года Департамент Росприроднадзора по Южному федеральному округу возбудил в отношении ООО «РН-Краснодарнефтегаз» дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ (невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы) за бурение скважины ЮМГ-1.

 

Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю, судя по всему, запросило у компании сведения о проекте «Обустройство месторождений лимано-плавневой зоны. 3 очередь» и выяснило, что Краснодарнефтегаз», оказывается, больше не вынашивает планы внедрения вглубь особо охраняемой природной территории.

 

«На проект «Обустройство месторождений лимано-плавневой зоны. 3 очередь» получено положительное заключение Ростовского филиала Главгосэкспертизы России… В настоящее время проектирование прекращено решением научно-технического совета ООО «РН-Краснодарнефтегаз» №30/11 от 02.09.2011 г.», - сообщается в ответе ведомства № 0104/14/2674 от 11.04.2013г.

 

Иными словами, уже через год после обещаний г-на Богданчикова инвестировать в нефтедобычу на Кубани миллиарды рублей, научно-технический совет ООО «РН-Краснодарнефтегаз», судя по всему, по-тихому «слил» проект. Мотивом такого решения, естественно, стала не забота об окружающей среде, а осознание бесперспективности нефтедобычи в лимано-плавневой зоне Темрюкского и Славянского районов.

 

Любопытные цифры на этот счет приводит журнал «Нефть и капитал». По данным этого издания, начало разработки 2005-2006 годах Чумаковского месторождения позволили «Краснодарнефтегазу» компенсировать падение объемов добычи на старом Анастасиевско-Троицком месторождении. Однако уже в 2007 году молодые промыслы уже не смогли компенсировать падение добычи на старых, поскольку эксплуатация Чумаковского месторождения осуществлялась за счет самотека нефти (естественной энергии пластового давления), дебиты которой стремительно падали и продолжают падать.

 

Так, уже обустроенную скважину 1-я Восточно-Чумаковская вообще пришлось заглушить (по одной из версий, вскоре после запуска эта скважина стала выдавать грязную воду вместо нефти), а, например, скважины 1-я Грущаная, 2-я Грущаная, 3-я Грущаная «Краснодарнефтегаз» даже не стал обустраивать, ограничившись разведочным бурением.

 

«Жителей Темрюкского и Славянского районов можно поздравить с тем, что помпезный проект «Роснефти» по добыче углеводородов в плавневой зоне провалился из-за экономической несостоятельности. Никакой «большой» и «халявной» нефти в дельте Кубани не оказалось, к счастью для этой территории. Приазовье – не Персидский залив. На этом фоне нелепым выглядит предоставление ООО «Приазовнефть» право пользования недрами на месторождении «Новое» на шельфе Азовского моря. «Новое» - крохотное прибрежное месторождение, ничем, по сути, не отличающееся от «Чумаковского», объемы добычи на котором после 5-7 лет активной разработки стали резко падать. Подвергать колоссальному риску уникальное Азовское море, повторяя тот же сценарий - сверхабсурдное решение, имеющее явно политическую, а не экономическую подоплеку. Политику я здесь вижу в том, что российские власти хотят не отстать от Украины, которая в настоящее время ведет активную нефте- и газоразвеодку на шельфах Черного и Азовского морей, причем, без особого успеха», - прокомментировал ситуацию координатор Экологической Вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха.

 

Дмитрий ШЕВЧЕНКО

 

(Экологическая Вахта по Северному Кавказу)

 

 Подробности: (918)2112544

 

 Все материалы проекта "Сохранение прибрежных водно-болотных угодий в России и США" http://www.ewnc.org/kuban_delta

 

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования