"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"
<1 ноября 2013>
 
ПОЯВИЛАСЬ НАДЕЖДА НА БОЛЕЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
АЗОВСКИХ БИОРЕСУРСОВ
 
На заседании Российско-Украинской комиссии по вопросам рыболовства
стороны договорились о ряде мер, которые позволят сделать деятельность
в бассейне Азовского моря более паритетной 
 
23-25 октября 2013г. в поселке Рожок (Ростовская область) в пансионате "Звезда" состоялось заседание 25-й сессии Российско-Украинской комиссии (РУК) по вопросам рыболовства в Азовском море. К этой комиссии стороны подошли, основательно подготовившись. Российская сторона ещё в начале сентября на встрече рабочих групп РУК ставила вопрос о сокращении количества научно-исследовательских рейсов в Азовском море, под прикрытием которых украинская сторона фактически вела промышленный лов тарани, судака и других водных биоресурсов моря (ВБР).
Этот спор продолжился и на заседании РУК. В результате сложных переговоров были достигнуты некоторые определенности в вопросах научных исследований и мер регулирования рыболовства в Азовском море. Так, стороны договорились о том, что вдоль побережья Азовского моря вводится 5-ти километровая запретная для тралений зона, в которой рыбаки обеих сторон ведут прибрежный лов стационарными орудиями. Отсутствие запрета привело к тому, что украинские траулеры повреждали дорогостоящие "рамы", которые устанавливаются на дне прибрежной полосы для установки ставных неводов. Эти стационарные ловушки являются самыми щадящими в бассейне Азова орудиями лова. Стороны также договорились о порядке обмена информацией в случае преследований уполномоченными органами судов-нарушителей, которые не останавливаются на сигналы судна-преследователя. Всем памятен случай с гибелью четырёх украинских рыбаков, раздавленных во время преследования нашим пограничным судном в районе с.Воронцовка (Ейский район Краснодарского края).
С целью сокращения и конкретизации научно-исследовательских работ по прогнозированию состояния и изучению ВБР бассейна, по инициативе российской стороны были приняты основные критерии научных программ, а также графики научно-исследовательских рейсов и ловов, проводимых научными организациями сторон. В графиках указаны сроки рейсов, количество рабочих судосуток, название работ, количество рейсов, количество и тип судов, орудия лова и объем работ (тралений). Российская сторона надеется, что эти меры позволят взять под контроль выполнение всех научных программ и отслеживать каждое судно.
О том, как шла битва за каждый трал, каждое судно, ярко говорит следующий пример: Юрий Атанов - председатель Ассоциации рыбопромышленников Краснодарского края, судовладелец-рыбопромышленник - предложил украинской стороне передать безвозмездно одно своё судно для проведения научно-исследовательских работ, но при этом украинская сторона должна прекратить привлечение промысловых судов для научных работ. Украинцы категорически отказались от такой сделки. На одном из заседаний член российской делегации, генеральный директор ассоциации "Азов", известный в бассейне капитан Анатолий Бойко с возмущением рассказывал, как он на одном судне "Лукоморье" по соглашению с "АзНИИРХ" выполнял весь годовой объем научно-исследовательских работ. И тем не менее, по мнению российских рыбаков, Украине удается ещё сохранять большой объем "научных" тралений в Азовском море. Так, количество судов украинской стороны в открытой части акватории Азовского моря по научно-исследовательским программам будет составлять единовременно: в весенний период - до 8 единиц, летний - до 4-х, в осенний - до 9-ти.
По настоянию российской стороны Украина отказалась от использования снюрреводов (специальная донная волокуша для лова бычка) в Азовском море. Под давлением российской стороны Украина согласилась на сокращение количества траулеров при лове пиленгаса с 4-х до 2-х (по 1 с каждой стороны). Как ни затягивала украинская сторона вопрос о "прозрачности" осуществляемых работ, но всё же вынуждена была пойти на договоренность: не позднее 1 января 2014г. начать обмен информацией о местоположении рыбодобывающих судов, оборудованных техническими средствами контроля (ТСК) и осуществляющих промышленное или научное рыболовство.
К сожалению, работа российских уполномоченных органов по контролю изъятия ВБР за 9 месяцев 2013 года не внушает оптимизма. В начале сессии прозвучало, что российские органы за этот период произвели 55 проверок украинских судов, и только одно из них вело лов с нарушениями. От того, как будет организован нашими погранорганами контроль за строгим выполнением договоренностей после подписания протокола, будет зависеть поведение украинских рыбаков -капитанов промысловых и научно-исследовательских судов.
 
Александр БИРЮКОВ
(Экологическая Вахта по Северному Кавказу)
 
Дополнительная информация: (961)5283457
 
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования