“СЛОВО”
<26 декабря 1997>
ЧЕРНОМЫРДИН НАПРАВИЛ "ГОЛУБОЙ ПОТОК" В ТУРЦИЮ
(Подписание соглашения, предусматривающего
транспортировку российского газа
по дну Черного моря в Турцию,
стало главным итогом визита руководителя
российского правительства в Анкару)
Проект "Голубой поток" уже сегодня оценивается в $3 млрд. Согласно этому контракту, в течение четверти века Россия поставит в Турцию 350 миллиардов кубометров газа. Это увеличит газовый экспорт в восемь раз и превратит Турцию во вторую после Германии страну- потребителя российского газа за пределами СНГ. Очевидным является и политический результат контракта. Во-первых, его подписание состоялось на фоне серьезных проблем для турецкой дипломатии: президенту Турции Сулейману Демирелю пришлось заблаговременно оставить саммит исламских стран в Тегеране в связи с критикой Анкары за ее военное сотрудничество с Израилем, а руководители стран-членов Европейского Союза в который раз дали понять Анкаре, что в сообществе ее не ждут. Таким образом, турецкому руководству просто необходимо продемонстрировать, что у него есть и другие ориентиры. К тому же, строительство черноморского газопровода может серьезно изменить карту аналогичных строительств в регионе. Ведь сегодня обсуждается и другой маршрут, лоббистом которого выступает англо-голландская компания "Шелл".
В соответствии с этим проектом, газопровод пройдет по Туркмении через Иран в Турцию. Если это строительство осуществится, туркменский газ появится в Турции одновременно с российским. Однако в этом не заинтересованы ни Москва, ни Вашингтон, который не устраивает участие в проекте Ирана. Американцы предлагают Ашхабаду другой маршрут - через территорию Афганистана в Пакистан. Теперь, после подписания российско-турецкого соглашения, в регионе создается довольно необычный расклад сил: Россия, заинтересованная в том, чтобы Турция не имела туркменского газа, будет поддерживать США, Пакистан и афганских талибов, заинтересованных в южном маршруте туркменского газа в борьбе против Ирана, за стратегическое сотрудничество с которым - в конкуренции с США - выступает опять-таки Россия.
Конечно, осуществление российско-турецкого соглашения должно ответить и на нерешенные вопросы в отношениях Москвы и Анкары. А их немало. Россия не соглашается с турецким желанием единолично регулировать режим судоходства в черноморских проливах. С другой стороны, Анкара не может согласиться с идеей поставки Кипру российских зенитных комплексов С-300. Москва, между тем, собирается выполнить условия подписанного в январе контракта. Однако именно ныне кипрская проблема снова обострилась: Европейский Союз, как известно, не желает видеть в своих рядах Турцию, однако приветствует Кипр, что с раздражением воспринято как Анкарой, так и турками-киприотами. Поможет ли российский газ преодолеть это очевидное недоразумение между Анкарой и Москвой, или - невзирая на сенсационный контракт - Анкара будет искать помощи у старых союзников?