“СУДОХОДСТВО”
<январь 2000>
СТРАСТИ ВОКРУГ “ГОЛУБОГО ПОТОКА”
ИЛИ БОЛЬШАЯ ГАЗОВАЯ ИГРА
Константин СЕРГЕЕВ
В ноябре 1999 года РАО "Газпром" заключило с рядом зарубежных компаний контракт на начало работ по строительству подводного газопровода по дну Черного моря, который будет кратчайшим, хотя далеко не самым экономичным путем транспортировки российского газа в Турцию. Таким образом, проект "Голубой поток", долгое время существовавший в виде идеи, и еще более длительное - в виде теоретической разработки, наконец начинает приобретать реальные очертания. При этом довольно интересно (и поучительно!) вспомнить с чего это все начиналось…
Три жизни одного проекта
Идея подводного газопровода носилась в воздухе еще с середины 90-х, и вызвана к жизни она была необходимостью решения довольно не сложной, на первый взгляд, задачи: доставки максимально возможного количества природного газа из России, где его очень много, в Турцию, успешно развивающаяся экономика которой в последние годы требует все больше "голубого топлива". В настоящее время ежегодно на территории страны добывается лишь около 0,21 млрд кубометров природного газа, в то время как потребность в нем превышает 20 млрд кубометров в год, а к 2010 году составит 31 млрд кубометров в год. Таким образом, через десять лет Турция будет вынуждена импортировать свыше 99 % необходимого ей природного газа. Заблаговременное освоение такого огромного газового рынка представлялось РАО "Газпром" весьма заманчивым, что и способствовало появлению нового проекта.
Интересное, и несколько необычное предложение по прокладке трубопровода именно по морскому дну (что неизбежно должно было привести к значительному увеличению стоимости реализации проекта в целом) имело достаточно простое объяснение, - необходимо было любой ценой сократить число стран, через территорию которых была бы проложена "труба". Государства, имеющие доступ к транзитному газу, всегда доставляли (и доставляют) "Газпрому" много хлопот. Они то пытаются увеличить транзитные ставки, то не платить (или не доплачивать) за уже полученный ими самими газ. При этом полностью перекрыть газовый кран непокорным становится практически невозможно - при этом пострадает конечный, более масштабный потребитель - Турция. Уменьшение объема экспортных поставок также не решает проблемы, - страна, по территории которой проходит трубопровод, всегда сможет получить необходимое ей количество газа за счет конечного адресата - опять-таки Турции.
Наиболее же вредной для "Газпрома" является привычка транзитных государств периодически заявлять свои права на владение газопроводами, расположенными на их территории. Отсюда и постоянная готовность РАО погасить задолженность этих государств за счет передачи в собственность "Газпрома" национальной сети магистральных газопроводов.
Вплоть до последнего времени единственным реальным путем поставок российского природного газа в Турцию был его транзит через Украину, Румынию и Болгарию. Судьба трансчерноморского газопровода тесно переплетена с историей развития отношений России с этими странами. Примечательно, что первоначальный вариант проекта (1997 г.) предусматривал прокладку гораздо более длинного газопровода, по маршруту Новороссийск - Бургас. При реализации этого воистину фантастического проекта, Украина и Румыния могли бы быть исключены из экспортной цепочки российского газа, а Болгария, вне зависимости от этого, получала бы существенную поддержку энергоносителями (не будем забывать, что три года назад Болгария еще была одним из немногих союзников России на Балканском полуострове). Однако значительная стоимость планируемого строительства и несогласованность позиций русской и болгарской сторон по ряду вопросов, в том числе - и финансирования, привели сначала к замораживанию проекта, а потом и к его изменению.
Болгарский экономический кризис 1997-1998 годов, приведший к смене правительства, и последовавшая за этим политическая переориентации страны также нашли свое отражение в судьбе подводного газопровода. Новое болгарское руководство начало затяжные переговоры с "Газпромом" по вопросам организации транзитного экспорта газа. Среди наиболее веских аргументов российской стороны было заявление о готовности начать строительство подводного газопровода, но уже по маршруту Джубга - Самсун, что грозило Болгарии исключением из транзитной цепочки. Но стоило российско-болгарским переговорам по газу (весна 1998 года) завершиться приемлемым компромиссом, как начало реализации "Голубого потока" снова было отложено и даже шум вокруг него на время угас.
В забвении прошло чуть менее года, и проект вновь был реанимирован - в начале февраля 1999 года между российской государственной компанией "Газпром" и итальянской нефтегазовой компанией ENI был подписан меморандум о намерениях принять совместное участие в прокладке газопровода по дну Черного моря. Примечательно, что в это же время правительство Туркменистана заключило с консорциумом PSG (США) контракт на сооружение еще одного подводного газопровода - транскаспийского. Согласно этому проекту, газ из месторождений на востоке Туркмении будет поставляться в турецкий город Эрзерум. Общая длина будущей "трубы" будет около 2000 км, причем его 300-километровый участок пройдет по дну Каспийского моря. Пропускная мощность нового газопровода должна составить 30 млрд кубометров в год, его строительство планируется начать в 2001 году и завершить всего за 28 месяцев, с тем чтобы уже в 2003 году поставить в Турцию 16 млрд кубометров природного газа. Таким образом, в области газового экспорта на южном направлении у России впервые появляется реальный конкурент, а "Голубой поток" из средства устрашения непокорных транзитных стран превращается в проект оборонительный, призванный хоть как-нибудь подкрепить позиции "Газпрома" в регионе.
Немного подробностей
Итак, что же все-таки представляет собой "Голубой поток"? Основу проекта составляет подводный газопровод от российского населенного пункта Джубга до турецкого порта Самсун, а также компрессорная станция "Береговая" (Россия).
Газопровод, состоящий из двух ниток труб, длиной 380 км каждая, будет проходить на глубине до 2100 метров, что и обусловливает высокую стоимость его сооружения - до 1 млрд 700 млн долл. США (стоимость сооружения транскаспийского газопровода оценивается в 3 млрд долл.). Суммарная проектная мощность обеих ниток составляет до 16 млрд кубометров природного газа в год.
Как и все новое, газопровод будет иметь ряд особенностей:
позитивных
- он соединит потребителя (Турцию) и поставщика (Россию) напрямую, что поможет отказаться от услуг посредников и избежать связанных с этим сложностей;
- оплату за транспортировку газа будут получать только непосредственные участники проекта, что ускорит его окупаемость
- по сравнению с вариантами транспортировки туркменского газа, "Голубой поток" имеет меньшую протяженность и, очевидно, будет сооружен быстрее.
...и негативных
- применяемые в строительстве сложные технологии и оборудование определяют его значительную стоимость;
- сложные условия прокладки трубопровода по дну моря на значительных глубинах повышают вероятность его аварийного разрыва, что чревато экологической катастрофой;
- расположение береговой инфраструктуры нефтепровода поблизости от конфликтно-опасных районов увеличивает риск его повреждения в результате проведения террористических актов;
- даже полная суммарная мощность обеих ниток трубопровода почти в два раза меньше транскаспийского варианта.
Для координации действий по реализации проекта "Голубой поток" РАО "Газпром" и ENI создали совместную компанию. Расходы по строительству будут на 20 % покрываться за счет русской и итальянской сторон, а на 80 % - обеспечиваться за счет займов Консорциума Европейских Банков, под гарантии итальянского Агентства по экспортному кредитованию SACE.
Инженерную разработку проекта проводит филиал ENI - компания Saipem. Сооружение газокомпрессорной станции "Береговая" в районе поселка Джубга будет производиться компанией Boygues Offshore, подписавшей с РАО "Газпром" контракт на сумму 8 млн долл. Согласно техническим требованиям задания, компрессорная станция должна обеспечивать давление в 250 атмосфер, достаточное для бесперебойной поставки "голубого топлива" на турецкий берег. Разработка проекта станции в целом уже завершена.
На первом этапе эксплуатации газопровода "Голубой поток" планируется транспортировать в Турцию 3 млрд кубометров природного газа в год. Начало подачи газа по первой нитке труб запланировано на 2001 год. Полностью строительство должно закончиться в 2002, однако вывод всего комплекса на проектную мощность (16 млрд кубометров) ожидается лишь в 2010 году.
Кто же в выигрыше?
Итак, старт дан. Подгоняемая опасениями отстать от конкурентов, Россия теперь вынуждена начать сооружение нового газопровода, посредством которого можно добиться увеличения российской доли поставок природного газа в Турцию до начала поступления на турецкий рынок туркменских энергоносителей. Учитывая же возможное присоединение к газовому экспорту в Турцию Азербайджана и Ирана, России придется вести строительство подводной "трубы" ускоренными темпами.
Вместе с этим, реализация проекта "Голубой поток" будет способствовать оказанию определенного давления на старых клиентов "Газпрома": Украину, Румынию и Болгарию, с целью добиться от них уступок по вопросам организации транзитного экспорта российского газа через их территорию. Удастся ли этим странам в будущем устоять перед российским натиском в условиях постоянной нехватки энергоносителей? Ведь единственный альтернативный источник природного газа для них - Туркменистан впоследствии (с введением в эксплуатацию транскаспийского трубопровода) существенно повысит цены за поставляемое сырье.
Практически беспроигрышными представляются последствия претворения проекта "Голубой поток" в жизнь для Турции, которая благодаря этому получит очередной (но не последний) источник поставок природного газа. При этом Россия не сможет надолго установить преимущественный контроль за турецким газовым импортом, напротив, с введением в строй транскаспийского газопровода и организацией полномасштабных поставок природного газа из Ирана турецкая сторона получит возможность выбора основного экспортера энергоносителей. А это - надежный залог полной экономической независимости государства, то, чего нам так не хватает сегодня.