ЗЛОВЕЩАЯ ТЕНЬ НАД ЧЕРНЫМ МОРЕМ

“ВОЛЬНАЯ КУБАНЬ”

<18 января 2000>

 

ЗЛОВЕЩАЯ ТЕНЬ НАД ЧЕРНЫМ МОРЕМ

 

М.ОСИЧЕВА

Президент

Черноморского социально-

экологического центра.

Геленджик.

 

 На страницах “Вольной Кубани” вновь замаячила зловещая тень “стройки века” - газопровода “Россия - Турция “ (морской вариант). В номере за 28 октября минувшего года появилось интервью с главным инженером этого строительства С.Блиновым. Примечательно, что в те же дни в Сочи прошла региональная научно-практическая конференция “Рациональное использование горных лесов и рекреационных территорий - основа устойчивого развития Причерноморья”. И поскольку приморский отрезок сухопутной ча­сти газопровода проходит по этим самым причерноморским лесам, конференция крити­чески отнеслась к воздействию газопровода на санитарно-охранную и рекреационную зону Черноморских курортов, формируемую приморскими и горными лесными массива­ми.

Конференция поддержала требование экологической общественности региона и группы депутатов города-ку­рорта Геленджика о необхо­димости проведения независи­мой международной эксперти­зы проекта морского участка газопровода, проектируемого по дну Черного моря. Это тре­бование основывается на мне­нии ряда специалистов Гелен­джика и оргкомитета Конгрес­са “Спасение Черного моря” (г.Сочи). Ведь из 396 кило­метров проектируемого газо­провода территориальные воды России составляют лишь 25 километров (12 морских миль), все остальное - меж­дународные воды или территориальные воды других причерноморских стран, без со­гласования с которыми стро­ительство не может осуществ­ляться. Тем более что Россия - участница ряда междуна­родных соглашений по защи­те Черного моря от трансгра­ничных экологических воздей­ствий.

Именно к последним отно­сится морской вариант газо­провода “Россия - Турция”. Полагаем, что органы власти и природоохранные службы Краснодарского края - субъекта Российской Федера­ции, а также международная общественность в лице сети неправительственных приро­доохранных организаций Черноморского региона должны срочно организовать эту неза­висимую экспертизу, о чем пи­сала “Вольная Кубань” в ста­тье “Если и посинеют “зеле­ные”, то от конформизма кубанских чиновников” (23.12.99). В связи с этим удив­ляет публикация в “Деловом вторнике” #43 от 21 сентября 1999 года о парламентских слу­шаниях в Государственной Думе, где вскользь сообщает­ся, что “госэкспертиза подтвер­дила экологическую безопас­ность проекта”. Это неверно!

Наши встречи с депутатами Госдумы подтверждают обес­покоенность части парламента­риев экологической опаснос­тью проекта газопровода.

Такое же мнение складыва­ется при изучении весьма объемного и обстоятельного заключения государственной экологической экспертизы от 29 апреля 1998 года. В нем особо акцентировано внимание на прохождении сухопутного участка газопровода по Черно­морскому побережью, а конк­ретно - по территории горо­да-курорта Геленджика. При рассмотрении ТЭО проекта газопровода госэкспертиза отметила особую ценность этой тер­ритории, а в рекомендациях указала на “необходимость выбора оптимального вари­анта обхода трассой газопро­вода особо охраняемых при­родных территорий (ООПТ)”.

Конкретно это обозначает сле­дующее:

1. Вся территория округа санитарной охраны Геленджикской группы курортов, по которой проходит упомяну­тый приморский отрезок проектируемого газопрово­да, является ООПТ федерального значения (распоряжение Правительства РФ #591-Р от 12.04.96г.).

2. На конечном участке трасса пересекает юго-вос­точный участок ботаническо­го памятника природы - “Архипо-Осиповского бора сосны крымской”, взятого на госучет и охрану решением Краснодарского крайисполкома #488 от 14.04.83 г. В его состав входит и ставшая теперь широко известной Дровяная Щель, представля­ющая собой узкий приморс­кий каньон, в котором при­родная среда, в т. ч. и краснокнижная растительность сохранились в нетронутом виде, благодаря его трудно­доступности и сложному ре­льефу.

3. Приморская полоса ши­риной не менее 100 м и при­легающая к ней часть морс­кой акватории шириной 2000 м входят в зону строго­го санитарного режима (1-я зона санохраны). Именно здесь предусмотрен по ТЭО переход от сухопутного к мор­скому участку газопровода.

Поэтому заявление С.Блино­ва в интервью “Вольной Куба­ни” о том, что “трасса газопро­вода не коснется соснового бора, проходя в 11 км от Архипо-Осиповки, в районе Дро­вяной Щели, свидетельствует лишь о том, что главный инже­нер строительства слабо ори­ентируется по карте и на мест­ности.

Во-первых, памятник приро­ды “Архипо-Осиповский бор” находится не в поселке Архипо-Осиповка, а окружает его, формируя особый лечебный микроклимат этого известного курорта. Во-вторых, расстоя­ние от курорта Архипо-Осиповка до Дровяной Щели по ли­нии морского берега составля­ет 5 км. А до соседнего курор­та Инал Туапсинского района от Дровяной Щели всего око­ло 2 км.

С учетом санитарно-защитных зон проектируемого объек­та и сопутствующих сооруже­ний (от 500 до 1800 м) значи­тельная часть этого уникаль­ного природного ландшафта между курортами Архипо-Осиповка и Инал будет исключе­на из рекреационного пользования этих курортов.

Формально, конечно, мож­но выполнить обход газопро­водом упомянутых ООПТ, как это требует госэкспертиза. Та­кие варианты есть, но их никто (ни заказчик, ни органы влас­ти) не собирается рассматри­вать.

Кроме того, допустим, что, рассмотрев возможные вариан­ты обхода ООПТ (памятника природы и округа санитарной охраны курорта), газопровод выйдет к морскому берегу. Его переход к морскому участку и дальнейшее прохождение по дну моря (т.е. реализация ТЭО) недопустимы без за­ключения независимой меж­дународной экспертизы, о чем уже говорилось выше. При этом нельзя игнорировать и мнение общественности причерноморских стран, хорошо осведомленной об угрозе эко­логической катастрофы, кото­рая может возникнуть в резуль­тате непродуманного техногенного вмешательства в особо ра­нимую природную среду Чер­ного моря.

Возникает вопрос: что бу­дет, если независимая между­народная экспертиза даст от­рицательное заключение по морскому участку, а сухопут­ный уже будет построен? От­вета пока нет. Но, вероятно, начнутся поиски других ва­риантов транспортировки газа в вожделенную Турцию, которые принесут новые бедствия российским причерноморским курортам и Чер­ному морю. А оно, как спра­ведливо отмечает “Вольная Кубань”, - одно у России.

Поэтому вывод сегодня один: необходимо немедлен­но организовать проведение независимой международной экспертизы проекта морско­го участка газопровода, а до получения ее результатов (официального экспертного заключения) не вести никаких работ в пределах Черномор­ского побережья (ни по вари­анту, предложенному ТЭО, ни по варианту, который требу­ет Российская госэкспертиза).

Письма аналогичного со­держания направлены гу­бернатору края, в комитет Законодательного собрания края по экологии, ку­рортам и туризму и в Госкомитет Краснодарского края по охране окружаю­щей среды. К этим докумен­там приложена информация группы геленджикских ученых с графическими материалами, обосновывающими необходи­мость проведения независи­мой международной экологи­ческой экспертизы проекта морского участка газопрово­да “Россия - Турция”.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования