“ВОЛЬНАЯ КУБАНЬ”
<18 января 2000>
ЗЛОВЕЩАЯ ТЕНЬ НАД ЧЕРНЫМ МОРЕМ
М.ОСИЧЕВА
Президент
Черноморского социально-
экологического центра.
Геленджик.
На страницах “Вольной Кубани” вновь замаячила зловещая тень “стройки века” - газопровода “Россия - Турция “ (морской вариант). В номере за 28 октября минувшего года появилось интервью с главным инженером этого строительства С.Блиновым. Примечательно, что в те же дни в Сочи прошла региональная научно-практическая конференция “Рациональное использование горных лесов и рекреационных территорий - основа устойчивого развития Причерноморья”. И поскольку приморский отрезок сухопутной части газопровода проходит по этим самым причерноморским лесам, конференция критически отнеслась к воздействию газопровода на санитарно-охранную и рекреационную зону Черноморских курортов, формируемую приморскими и горными лесными массивами.
Конференция поддержала требование экологической общественности региона и группы депутатов города-курорта Геленджика о необходимости проведения независимой международной экспертизы проекта морского участка газопровода, проектируемого по дну Черного моря. Это требование основывается на мнении ряда специалистов Геленджика и оргкомитета Конгресса “Спасение Черного моря” (г.Сочи). Ведь из 396 километров проектируемого газопровода территориальные воды России составляют лишь 25 километров (12 морских миль), все остальное - международные воды или территориальные воды других причерноморских стран, без согласования с которыми строительство не может осуществляться. Тем более что Россия - участница ряда международных соглашений по защите Черного моря от трансграничных экологических воздействий.
Именно к последним относится морской вариант газопровода “Россия - Турция”. Полагаем, что органы власти и природоохранные службы Краснодарского края - субъекта Российской Федерации, а также международная общественность в лице сети неправительственных природоохранных организаций Черноморского региона должны срочно организовать эту независимую экспертизу, о чем писала “Вольная Кубань” в статье “Если и посинеют “зеленые”, то от конформизма кубанских чиновников” (23.12.99). В связи с этим удивляет публикация в “Деловом вторнике” #43 от 21 сентября 1999 года о парламентских слушаниях в Государственной Думе, где вскользь сообщается, что “госэкспертиза подтвердила экологическую безопасность проекта”. Это неверно!
Наши встречи с депутатами Госдумы подтверждают обеспокоенность части парламентариев экологической опасностью проекта газопровода.
Такое же мнение складывается при изучении весьма объемного и обстоятельного заключения государственной экологической экспертизы от 29 апреля 1998 года. В нем особо акцентировано внимание на прохождении сухопутного участка газопровода по Черноморскому побережью, а конкретно - по территории города-курорта Геленджика. При рассмотрении ТЭО проекта газопровода госэкспертиза отметила особую ценность этой территории, а в рекомендациях указала на “необходимость выбора оптимального варианта обхода трассой газопровода особо охраняемых природных территорий (ООПТ)”.
Конкретно это обозначает следующее:
1. Вся территория округа санитарной охраны Геленджикской группы курортов, по которой проходит упомянутый приморский отрезок проектируемого газопровода, является ООПТ федерального значения (распоряжение Правительства РФ #591-Р от 12.04.96г.).
2. На конечном участке трасса пересекает юго-восточный участок ботанического памятника природы - “Архипо-Осиповского бора сосны крымской”, взятого на госучет и охрану решением Краснодарского крайисполкома #488 от 14.04.83 г. В его состав входит и ставшая теперь широко известной Дровяная Щель, представляющая собой узкий приморский каньон, в котором природная среда, в т. ч. и краснокнижная растительность сохранились в нетронутом виде, благодаря его труднодоступности и сложному рельефу.
3. Приморская полоса шириной не менее 100 м и прилегающая к ней часть морской акватории шириной 2000 м входят в зону строгого санитарного режима (1-я зона санохраны). Именно здесь предусмотрен по ТЭО переход от сухопутного к морскому участку газопровода.
Поэтому заявление С.Блинова в интервью “Вольной Кубани” о том, что “трасса газопровода не коснется соснового бора, проходя в 11 км от Архипо-Осиповки, в районе Дровяной Щели, свидетельствует лишь о том, что главный инженер строительства слабо ориентируется по карте и на местности.
Во-первых, памятник природы “Архипо-Осиповский бор” находится не в поселке Архипо-Осиповка, а окружает его, формируя особый лечебный микроклимат этого известного курорта. Во-вторых, расстояние от курорта Архипо-Осиповка до Дровяной Щели по линии морского берега составляет 5 км. А до соседнего курорта Инал Туапсинского района от Дровяной Щели всего около 2 км.
С учетом санитарно-защитных зон проектируемого объекта и сопутствующих сооружений (от 500 до 1800 м) значительная часть этого уникального природного ландшафта между курортами Архипо-Осиповка и Инал будет исключена из рекреационного пользования этих курортов.
Формально, конечно, можно выполнить обход газопроводом упомянутых ООПТ, как это требует госэкспертиза. Такие варианты есть, но их никто (ни заказчик, ни органы власти) не собирается рассматривать.
Кроме того, допустим, что, рассмотрев возможные варианты обхода ООПТ (памятника природы и округа санитарной охраны курорта), газопровод выйдет к морскому берегу. Его переход к морскому участку и дальнейшее прохождение по дну моря (т.е. реализация ТЭО) недопустимы без заключения независимой международной экспертизы, о чем уже говорилось выше. При этом нельзя игнорировать и мнение общественности причерноморских стран, хорошо осведомленной об угрозе экологической катастрофы, которая может возникнуть в результате непродуманного техногенного вмешательства в особо ранимую природную среду Черного моря.
Возникает вопрос: что будет, если независимая международная экспертиза даст отрицательное заключение по морскому участку, а сухопутный уже будет построен? Ответа пока нет. Но, вероятно, начнутся поиски других вариантов транспортировки газа в вожделенную Турцию, которые принесут новые бедствия российским причерноморским курортам и Черному морю. А оно, как справедливо отмечает “Вольная Кубань”, - одно у России.
Поэтому вывод сегодня один: необходимо немедленно организовать проведение независимой международной экспертизы проекта морского участка газопровода, а до получения ее результатов (официального экспертного заключения) не вести никаких работ в пределах Черноморского побережья (ни по варианту, предложенному ТЭО, ни по варианту, который требует Российская госэкспертиза).
Письма аналогичного содержания направлены губернатору края, в комитет Законодательного собрания края по экологии, курортам и туризму и в Госкомитет Краснодарского края по охране окружающей среды. К этим документам приложена информация группы геленджикских ученых с графическими материалами, обосновывающими необходимость проведения независимой международной экологической экспертизы проекта морского участка газопровода “Россия - Турция”.