«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ»
20 августа 2015
ЛЕСНОЙ ПОЖАР В РАЙОНЕ ДЖАНХОТА МОГЛИ УСТРОИТЬ
С ПОМОЩЬЮ ДОРОГИ ВДОЛЬ ЛЭП, ИДУЩЕЙ КО «ДВОРЦУ ПУТИНА»
Геленджикская полиция и Центр «Э» не позволили активистам ЭкоВахты
осмотреть место ЧП - то ли из-за близости «стратегических объектов» -
«дворца Путина» и «дачи патриарха», то ли из-за необходимости сокрыть поджог леса

Напомним, что 9 августа юго-восточнее села Джанхот загорелся лесной массив сосны пицундской. На момент прибытия пожарных площадь пожара составила 10 га. Несмотря на то, что для тушения леса прибыл пожарный вертолет Ка-52 МЧС России и не менее 500 пожарных, менее чем через сутки огонь полыхал уже на площади 60 га. А к моменту, когда ликвидацию ЧП «взял под личный контроль» глава МЧС России Владимир Пучков, огонь успел пройтись по площади свыше 80 гектаров. С пожаром удалось справиться лишь утром 11 августа, когда к тушению привлекли шесть единиц авиации, cвыше 1700 пожарных и 210 единиц спецтехники.
По заявлению МЧС России, низовой пожар повредил 85 гектаров лесного массива. Причиной возгорания, по мнению ведомства, стало «неосторожное обращение с огнем» отдыхающими-«дикарями»: якобы огонь пришел со стороны морского берега.
В минувшие выходные активисты ЭкоВахты выехали в Джанхот, чтобы проверить данные МЧС и произвести осмотр лесного массива, поскольку заявления о том, что «огонь пришел снизу» никак вяжутся с погодными условиями, которые наблюдались в районе Джанхота: с 9 по 11 августа здесь дул северный, северо-восточный и северо-западный ветер (т.е.то есть ветер дул преимущественно с суши в сторону моря), что никак не могло способствовать катастрофическому распространению огня в обратном направлении. Мы предположили, что загореться лес мог наверху, и огонь, скорее всего, распространялся в сторону морского берега, а не наоборот.
Несколько лет назад девственный лесной массив между селами Джанхот и Прасковеевка прорезала трасса высоковольтной линии электропередачи, которую протянули во «дворец Путина» на мысе Идокопас, а для обслуживания этого объекта проложили доступную для внедорожников дорогу, которую впоследствии стали активно
использовать любители шашлыков и пьянок. Кроме того, само место произрастания лесного массива - живописные склоны горы Святой Нины, весьма привлекательные для элитной застройки в силу доступности инженерных коммуникаций (со стороны села Джанхот) и наличия удобного подъездного пути (в виде той же «путинской» дороги), наводили на подозрения о возможном неслучайном загорании соснового массива.

Впрочем, до самого сгоревшего леса активисты ЭкоВахты добраться так и не смогли: их автомобиль был остановлен сотрудниками ГИБДД напротив поворота на так называемую «дачу патриарха» на окраине села Дивноморское. Началась привычная тягомотина с проверкой документов и осмотром автомобиля со стандартными и, как обычно, высосанными из пальца «основаниями» вроде «наличия ориентировки» и «плановой проверки документов». Во время «пробивки» паспортов активистов по базам к гаишникам присоединился молодой человек в белой рубашке (как впоследствии оказалось - местный сотрудник Центра «Э» по имени Дмитрий).
Первым делом «борец с экстремизмом» спросил, как дела у Сурена Газаряна, все ли у него хорошо за границей. Оказалось, что в 2011 году этот силовик, будучи еще тогда сотрудником Дивноморского поселкового отделения полиции, участвовал в выдворении «эковахтеров» Сурена Газаряна, Дмитрия Шевченко, Екатерины Соловьевой, а также журналистки газеты «Собеседник» Риммы Ахмировой с территории «дворца Путина».
На сей раз полицейский Дмитрий никаких претензий к активистам не имел, однако как только, получив документы обратно, они продолжили путь в сторону Джанхота, то заметили, что «антиэкстремист» Дмитрий поехал за ними на своем «Ниссане»- внедорожнике. Оставив машину на въезде в село, «зеленые» проследовали на пляж, намереваясь по берегу пройти в сторону Прасковеевки и проверить сведения МЧС о том, что очаг возгорания возник на одной из туристических стоянок вблизи морского берега. Впрочем, дойти удалось лишь до окраины сельского пляжа: здесь, прячась от солнца под «грибочком», сидел человек в т.н. «казачьей форме», который сообщил, что проход по берегу запрещен из-за того, что «запретили ходить в лес».
Какое отношение пляж имеет к лесу, «казак» пояснить не смог. Не смог он также предоставить ни одного документа, на основании которого было ограничено передвижение граждан по берегу моря.
Диалог с «казаком» проходил на глазах у сотрудника Центра «Э», который пришел на пляж вслед за активистами ЭкоВахты. Не желая вступать в конфликт, несмотря на вопиющую незаконность действий «казака», активисты покинули пляж и проследовали напрямую в лес, намереваясь пройти к месту пожара по высокому берегу. Но здесь у неутомимого борца с экстремизмом, неотступно следовавшего за экспедицией, сдали нервы, и он стал кричать, что «привлечет за неповиновение», а также за посещение леса в период режима ЧС. Пришлось вернуться к машине.
Третья попытка попасть к месту возгорания была предпринята с базы МЧС, расположенной у шоссе Дивноморское-Прасковеевка - как раз в том месте, где эту автодорогу пересекает «путинская» ЛЭП. Активисты попытались получить официальное разрешение на посещение места ЧП, однако никакого начальства на базе не было. «Все генералы и „полканы“ наверху», - сообщили спасатели и посоветовали дождаться попутного транспорта, чтобы проехать в лесной массив. Вскоре такой транспорт прибыл: им оказался «УАЗ»- «таблетка», на нем активисты смогли добраться в район щели Петрокос, где располагался штаб по ликвидации пожара.
Впрочем, получить разрешение на осмотр сгоревшего леса все равно не удалось: присутствовавший в штабе полковник МЧС рассказал, что огонь полыхал в районе Прасковеевки, куда, якобы, отсюда не добраться из-за сильно пересеченной местности. По словам полковника, пожарные расчеты и авиация будут дежурить в лесном массиве, «пока не пойдут дожди».

Зато со склонов гор, окружающих скалу Парус, было хорошо виден порыжевший лес на склонах горы Святой Нины возле Джанхота. То есть сообщения в СМИ со ссылкой на источники в ГУ МЧС по Краснодарскому краю о том, что пожар имел место «в районе скалы Парус», абсолютно не соответствуют действительности.
Итак, вот что нам удалось выяснить по результатам общественной инспекции, которую всеми силами пытались сорвать силовые органы:
- ГУ МЧС по Краснодарскому краю предоставляло СМИ недостоверную информацию о локализации пожара: горели окрестности села Джанхот, а вовсе не район скалы Парус;
- Имеет место противоречие между официальными заявлениями о том, что огонь шел со стороны морского берега, и фактическими данными о погоде в районе Джанхота в период с 9 по 11 августа: ветер дул в сторону моря, а не наоборот;
- Непонятно, каким образом все-таки смогло выгореть (по официальным данным) 85 га леса (довольно большая площадь!), хотя в тушении было задействовано свыше полутора тысяч пожарных, авиация, а также больше 200 единиц спецтехники (в общем-то, была проведена крупнейшая за последние годы противопожарная операция в Краснодарском крае) - не исключено, что лесу могли дать выгореть на «нужной площади», а затем бросили все силы на то, чтобы не пустить огонь дальше.
«Мы запросили помощи у коллег, которые занимаются анализом космических снимков на предмет последствий лесных пожаров. Надеюсь, в ближайшее время у нас будет полная картина произошедшего: удастся установить точное место возникновения пожара, динамику его распространения, а также более-менее точную площадь поврежденного леса. Если выяснится вранье со стороны госорганов, будем требовать возбуждения уголовных дел и нового расследования всех обстоятельств пожара», - сообщил заместитель координатора Экологической Вахты Дмитрий Шевченко.
Инф. Экологической Вахты по Северному Кавказу)
Подробности: (918)2112544