«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ»
14 сентября 2015
ЛЕС В РАЙОНЕ ДЖАНХОТА ВЫЖИГАЛИ СПЕЦИАЛЬНО:
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
«Тушение пожара» с привлечением авиации и сотен пожарных было хуже,
чем просто имитация: противопожарная операция МЧС фактически
явилась «шумовым» прикрытием для преступной акции
Экологическая Вахта обнаружила свидетельства того, что крупный пожар, произошедший в августе на Черноморском побережье, в районе села Джанхот (город-курорт Геленджик) носил преднамеренный характер, а версия, озвученная МЧС России, о том, что сосновый лес загорелся из-за неосторожного обращения с огнем туристов, не имеет ничего общего с действительностью: ведомство господина Пучкова предоставляло СМИ, мягко говоря, не вполне достоверную информацию.
Напомним, что в 9 августа этого года - в самый разгар сухой и жаркой погоды - юго-восточнее курортного села Джанхот, в сосновом массиве произошло возгорание сухой хвойной подстилки. Этот пожар стал крупнейшим лесным пожаром, случившимся в Краснодарском крае за последние годы.
Вот официальная хронология событий.
9 августа в 10 часов 35 минут геленджикским пожарным стало известно о возгорании лесной подстилки. К моменту, когда ЧП попало в официальные сводки МЧС, огонь разгорелся на площади 22 гектара. К месту возгорания были стянуты силы МУ «Муниципальная пожарная охрана» и местного лесхоза. Всего на тушение было брошено 110 человек, 27 единиц техники, в том числе непосредственно от МЧС России - 49 человек и 11 единиц техники. В СМИ была запущена информация о том, что пожар якобы происходит «в районе скалы Парус» (в четырех километрах от реального места возгорания).
Через несколько часов была задействованы силы авиационно-спасательного центра ЮРЦ МЧС России - вертолёты Ка-32 и Ми-26. Всего в ликвидации ЧП к 17 часам 9 августа 2015 года оказалось задействовано 257 человек личного состава, 59 единиц техники (в том числе от МЧС 196 человек личного состава, 43 единицы техники). В очаг возгорания было осуществлено 44 сброса воды - всего более 220 тонн.
10 августа. По состоянию на 03:00 (мск) площадь пожара уже составляла 60 гектаров: то есть менее чем за сутки она увеличилась в три раза. Проведено дополнительное наращивание сил и средств. Для ликвидации лесного пожара уже было задействовано 1719 человек, 210 единиц техники, в том числе от МЧС - 811 человек личного состава, 115 единиц техники, включая вертолеты Ка-32, Ми-26, Ми-8, самолет Бе-200 и два Ил-76 (общее количество сброшенной воды составило уже 3605 тонн); создано три зоны наземного тушения пожара силами волонтёров и добровольных пожарных команд казачества.
К вечеру этого дня стало известно, что ликвидацию ЧП «взял под личный контроль» глава МЧС России Владимир Пучков (к тому времени огонь успел пройтись по площади уже свыше 80 гектаров).
11 августа в 06.20 спасатели отрапортовали о полной ликвидации пожара. За три дня, согласно официальны данным, успело выгореть 85 гектаров хвойников и дубово-кустарникового редколесья. Были объявлены и виновные: ими оказались некие туристы-дикари, чьё «неосторожное обращение с огнем», дескать, стало причиной возгорания хвойной подстилки.
Такова официальная версия, к которой у нас, впрочем, сразу возникли вопросы. Во-первых, заявление о «неосторожном обращении с огнем» туристов-пляжников не вязалось с погодными условиями, которые наблюдались в районе Джанхота в период пожара: здесь дул преимущественно северный, северо-восточный и северо-западный ветер, то есть ветер дул в сторону моря, а не наоборот.
Другая странность вскрылась благодаря данным, которые выложил интернет-сервис «Космоснимки. Пожары» (отображающий ландшафтные пожары в режиме реального времени): здесь 10 августа появилась метка (термоточка), обозначающая открытое пламя («тлеющие» пожары, как правило, не отображаются на карте) как раз на юго-восточном склоне горы Святой Нины, в 800 метрах от села Джанхот.
Это самый удивительный момент всей истории: получается, что в самый разгар операции по тушению пожара, когда на крохотную, в общем-то, площадь с воздуха и земли выливали тысячи тонн воды, в эпицентре развернутой операции возник самый настоящий верховой лесной пожар, когда горела не только лесная подстилка, но и сами деревья по самую макушку.
14 августа мы пытались « по свежим следам» осмотреть это место. Однако когда наша группа выехала в Джанхот, то уже на подъезде к селу попала под наблюдение сотрудников полиции, которые, угрожая привлечь к ответственности за «несанкционированное посещение леса в период пожароопасности», сорвали проведение общественной инспекции. А в штабе МЧС (который, как потом выяснилось, располагался буквально в 200 метрах от зоны пожара), активистам заявили, что огонь якобы полыхал не здесь, а в районе села Прасковеевка, и что, мол, бродить тут по окрестностям бессмысленно.
Вернувшись несолоно хлебавши с проваленной по вине силовиков экологической инспекции, мы обратились за помощью к ГИС-специалистам из некоммерческого партнерства «Прозрачный мир», благодаря которым удалось более-менее точно реконструировать картину произошедшего.
Итак, пожар действительно возник 9 августа. В этот день американский спутник EOS с помощью спектрорадиометра MODIS зафиксировал мощный вынос дыма в акваторию Черного моря из района села Джанхот (что уже служит косвенным опровержением официальной версии о том, что огонь распространялся от моря вглубь суши: ветер дул в противоположном направлении). Открытый огонь при этом зафиксирован не был.
10 августа службы пожарного мониторинга FIRMS и «Космоснимки. Пожары» зафиксировали термоточку (очаг возгорания) приблизительно (учитывая погрешность +/- 500 м) в 800 метрах к юго-востоку от Джанхота. При этом, как установили специалисты «Прозрачного мира», пожар распространялся от указанного очага по направлению с запада и юго-запада на восток и северо-восток, что, опять таки, не подтверждает версию о случайном возгорании на туристической стоянке у моря: пламя распространялось вдоль юго-восточных склонов горы Святой Нины, а также вниз по ущелью, к морю.
Быстрому распространению огня способствовало то, что он шел по следам старого пожарища. При этом огонь нигде не затронул дорог (а также не дошел до ЛЭП, идущей к т.н. «дворцу Путина»). Здесь вскрылся первый странный момент: северная граница остановки пожара показалась на космоснимке подозрительно ровной. Специалисты «Прозрачного мира» предположили, что огонь могло остановить некое природное или искусственное препятствие.
Была отмечена и другая странность: по состоянию на 10 августа пройденная огнем площадь составляла приблизительно 150 га (что практически вдвое больше, чем заявляли в МЧС). Однако другой космоснимок, от 18 августа, показал, что пожар продвинулся еще метров на 200 на север и восток по сравнению с состоянием на 10 августа. То есть лес, возможно, продолжал гореть еще неделю после того, как МЧС отчиталось о «ликвидации» пожара. Либо же лесной массив загорелся снова загорелся после того, как все уже было потушено (о чем почему-то "забыли" сообщить СМИ).
Прояснить все эти странности без выезда на место не представлялось возможным, и на прошлой неделе наша группа снова выехала в район Джанхота, твердо намереваясь - даже в случае противодействия со стороны полиции и МЧС - досконально обследовать выгоревший лес. Впрочем, к нашему удивлению, проведению экологической инспекции на сей раз никто не препятствовал. На месте, где еще в конце августа располагался штаб МЧС и была развернута бурная деятельность, активисты встретили только кучи мусора и информационные таблички.
Первым делом мы осмотрели северную границу пожара (ту, что на космоснимке выглядит подозрительно ровной). Оказалось, что параллельно рубежу остановки огня расположена грунтовая автодорога - огонь не дошел до нее метров 30-50. По всей вероятности, вдоль дороги и были выставлены пожарные команды, которым было дано указание остановить огонь именно на данном рубеже. Странно, но судя по всему, пожарные даже не делали попыток углубится в лес, лишь пассивно сдерживая огонь. Остается лишь предположить, что основной "ударной силой" на пожаре были, например, не ранцевые тушители для пеших пожарных, а пожарные машины, с помощью которых и сдерживали огонь у дороги.
Из-за сохранившейся вдоль дороги полоски живого леса с нее не видна апокалипсическая картина, однако стоит лишь немного спуститься вниз по слону в сторону моря, открываются ужасающие виды сгоревшего и оголенного горного ущелья. Нас, прежде всего, интересовало место, на котором спутники зафиксировали термоточку - верховой лесной пожар.
Мы без проблем нашли это место, расположенное буквально в 150-200 метрах от дороги, и оно действительно разительно отличалось от окружающих его участков гари. Если на всей остальной площади были заметны признаки низового горения: горела лесная подстилка, огонь повредил корневую зону и кору деревьев, от воздействия высоких температур осыпалась листва и сосновая хвоя и т.п. (крупные деревья при этом, в основном, сохранились), то на в месте, где была зафиксирована термоточка, от деревьев остались лишь обгорелые пни и кучи золы. Площадь полностью выгоревшей зоны составляет примерно половину футбольного поля.
Еще раз отметим, что верховой пожар на этом участке возник через сутки после того, как была развернута противопожарная операция, из-за чего напрашивается вывод, что пожарные, как минимум, в тот момент бездействовали. При том количестве людей и техники, что было задействовано в операции, этот участок можно было не то что залить водой, а буквально превратить в болото.
По характеру ожогов стволов деревьев, окружающих место предполагаемого очага возгорания, мы пришли к выводу, что локальный верховой пожар случился не из-за того, что вокруг уже горела хвойная подстилка и кустарник, а дело обстояло ровно наоборот: как раз из-за того, что благодаря чьим-то стараниям (возможно, деревья обливались бензином или был применен какой-то другой прием) сначала загорелись деревья на отдельно взятом участке, а затем огонь стал распространяться по подстилке во все стороны
Как мы это поняли? Очень просто: вокруг замеченной спутниками термоточки расположены обгорелые деревья, стволы которых повреждались огнем неравномерно: сторона, обращенная к месту, откуда распространяется огонь, обгорает значительно сильнее, чем противоположная. Стволы некоторых деревьев почти не обгорели на той стороне, которая была обращена на противоположную от очага возгорания сторону, что исключает всякие отговорки о том, что верховой пожар случился из-за того, что вокруг уже горела лесная подстилка - в этом случае стволы деревьев обгорели бы более-менее равномерно (впрочем, оговоримся, что лесной пожар - вещь настолько непредсказуемая и зависящая от массы факторов, что на 100 процентов утверждать, что имела место именно такая причинно следственная связь, не приходится). Но факт остается фактом: на ограниченном локальной участке лес выгорел сильнее, чем где бы то ни было во всей зоне пожара, а характер обугленности стволов сохранившихся деревьев указывает, что тепловое воздействие шло именно
Вообще, по опаленности стволов можно приблизительно проследить маршрут распространения огня по всей зоне пожара. В частности, отлично видно, что огонь шел вдоль склонов горы Святой Нины и вниз по ущелью. То есть версия МЧС о «неосторожном обращении с огнем» каких-то туристов, находившихся возле моря - чистой воды вранье. Кстати, до самого берега (где и стоят палаточные лагеря), как мы убедились, пожар почти не добрался: здесь стоят лишь незначительно поврежденные сосны, а местами и вовсе совершенно здоровые.
Другой чрезвычайно интересовавший нас участок располагался на противоположном склоне выгоревшей долины - это тот самый участок, который продолжал гореть после того, как в МЧС отчитались о «ликвидации пожара». Здесь при осмотре открылись вообще удивительные факты. Во-первых, мы обнаружили, что «неофициальный» участок пожара почти никак не был связан с «официальным»: их разделяли участки живого леса. Во-вторых, мы нашли, как минимум, с полдюжины мест, которые напоминали следы больших кострищ: кучи золы посреди почти не поврежденного леса. «Кострища» располагались цепочкой вдоль автодороги, а вокруг них были разбросаны обгорелые поленья: очевидно, что сначала распаливали костры, затем из них вынимали тлеющие поленья и раскидывали их по лесу.
Огонь распространялся сверху вниз по склону (что хорошо прослеживалось по следам воздействия огня на кору деревьев), и также было видно, что лес упорно не хотел загораться: огонь прошел максимум метров 150-200 от автодороги и затух сам собой, так и не соединившись целиком с «основной» зоной горения. Стало понятно, чем была мотивирована полицейская спецоперация против активистов ЭкоВахты, проведенная 14 августа: очевидно, стояла задача во что бы то ни стало не пустить их на пожар - чтобы ненароком не обнаружили поджигателей, старательно распаливающих лес на месте «противопожарной операции».
Резюмируем выводы:
1. Лесной пожар в районе Джанхота - хорошо организованное и спланированное преступление, в котором пожарным, очевидно, была отведана роль наблюдателей и контролеров, а местным полицейским - роль сигнальных «на шухере»;
2. Официальная версия о случайном «неосторожном обращении с огнем» не выдерживает никакой критики: имело место несколько очагов возгорания на разных, удаленных друг от друга участках;
3. Никакого реального тушения пожара, по всей видимости, не было, а была показуха и имитация с поливанием морской водой уже затухших участков леса;
4. Уже после официального «затушивания» пожара, имели место попытки новых поджогов лесного массива;
5. МЧС, как минимум, в два раза занизило реальную площадь поврежденного огнем леса, а с учетом последующего дожигания еще одного участка - даже больше, чем в два раза.
Ответ на самый главный вопрос - кому и зачем понадобилось уничтожать реликтовый лес в районе Джанхота - пока остается открытым. Официальные структуры, похоже, не собираются ничего расследовать. Мы полагаем, что имела место «зачистка» участка под строительство на Черноморском побережье очередной VIP-резиденции. Очевидно, что следующим шагом будет решение правительства РФ о выведении выгоревшего участка леса из территории гослесфонда. Времени на то, чтобы заставить власти провести расследование, а лесников - принять меры по восстановлению насаждений пицундских сосен, остается не так много.
Экологическая Вахта по-прежнему рада любой информации о случившемся пожаре, его возможных заказчиках и исполнителях, а также о том, что реально происходило в период «противопожарной операции». Для нас ценны рассказы любых очевидцев или участников событий. Связаться с нами можно по электронной почте giperbor2@gami.com. Источникам информации гарантируется полная конфиденциальность.
Дмитрий ШЕВЧЕНКО
(Экологическая Вахта по Северному Кавказу)
Подробности: (918)2112544