«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ»
26 января 2016
 
НАУЧНЫЕ ФАНТАСТЫ: ЧИНОВНИКИ СОБИРАЮТСЯ СПАСАТЬ ОЗЕРО ХАНСКОЕ
С ПОМОЩЬЮ МИКРОБОВ И «САМОИЗЛИВАЮЩИХСЯ СКВАЖИН»
 
Вместо того, чтобы разобраться с водопользованием на степных реках,
ликвидировать незаконные дамбы, восстановить связь озера с Бейсугским лиманом,
краевое Минприроды рассуждает о «космических кораблях,
бороздящих просторы Большого театра»
 
Для восстановления почти исчезнувшего озера Ханского (Краснодарский край, Ейский район) и его загубленной экосистемы чиновники Минприроды рассматривают весьма экзотические методы - от привлечение микробов до бурения «самоизливающихся скважин», оценив работы в миллиарды рублей.
Напомним, что расположенное на побережье Азовского моря уникальное мелководное озеро Ханское, объявленное в 1974 году памятником природы, с середины 2000-х годов переживает экологическое бедствие, вызванное нарушением водообмена с Азовским морем, а также сокращением стока степных рек. При довольно обширной площади водоема (около 8 тыс. га) его средняя глубина составляет всего 0,5-0,7 метров, что обеспечивает высокую испаряемость поступающей в озеро морской воды (а также высокую минерализацию воды - она в 12 раз солонее, чем в Азовском море).
До 2006-2007 годов уровень воды в озере был относительно стабильным за счет того, что оно сообщалось с Бейсугским лиманом. Однако в середине 2000-х годов из-за сильных штормов протоки, соединявшие озеро и лиман, оказались забиты песком. К 2009-2010 годам нарушенная подпитка водоёма привела к его иссушению: значительный объём воды мог теперь поступать в него только в результате нагонных явлений (когда в чашу озера «закидывало» воду из Азовского моря), но к концу лета - началу осени чаша озера, как правило, опять становилась сухой.
Озеро Ханское было известно своей уникальной орнитофауной: на его берегах и островах встречается более половины видов птиц, зарегистрированных на территории Краснодарского края. На островах, вытянувшихся вдоль центральной оси озера, были расположены крупнейшие на Северном Кавказе колониальные поселения кудрявого пеликана, черноголового хохотуна, чегравы, большого баклана, во многом благодаря чему в 1974 году решением Краснодарского крайисполкома озеру Ханскому был присвоен статус памятника природы. Его обезвоживание изменило видовой состав птиц. Например, колонии кудрявого пеликана на озере исчезли полностью - птицы нашли другие места обитания.
Подпитка Ханского озера впадающей в него степной рекой Ясени ситуацию не спасала, поскольку сама река тоже превратилась в зону не менее катастрофического экологического бедствия: на этом водном объекте за последние 30 лет было сооружено несколько десятков дамб. Река фактически превращена в систему слабо сообщающихся друг с другом прудов. В теплый период года речная вода вообще не доходит до устья, небольшой сток наблюдается лишь весной.
Несмотря на беспрецедентную ситуацию, требующую срочных мер, краевые власти все эти годы предпочитали лишь ограничиваться констатацией экологического бедствия, хотя и научная общественность, и экологические организации, и местные жители активно требовали от чиновников не «бла-бла-бла», а конкретных действий. Так, Экологическая Вахта по Северному Кавказу в начале 2013 года обращалась в министерство природных ресурсов Краснодарского края по поводу критического состояния озера и необходимости разобраться с водопользованием на реке Ясени, а также изучить возможность восстановления проточности гирл, соединяющих озеро Ханское с Бейсугским лиманом. Впрочем, никаких мер опять принято не было.
Ничего не было сделано и после того, как в апреле 2014 году Общественный экологический совет при губернаторе Краснодарского края призвал краевое Минприроды сформировать рабочую группу по проблемам восстановления экостестемы озера Ханского и «инициировать подготовку проекта по водообеспечению озера Ханского».
Прошло почти два года, а воз и ныне там: никакого конкретного проекта никто не инициировал. Более того, дождавшись экономического кризиса, когда денег в бюджете Краснодарского края не стало хватать на самое необходимое, краевое Минприроды занялось изучением прожектов, требующих миллиардных затрат.
В декабре прошлого года ЭкоВахта направляла запрос о том, какая работа по решению проблемы обеспечения водой озера Ханского ведется и когда же, наконец, будет образована рабочая группа с участием общественности. Из министерства был получен ответ за подписью заместителя министра природных ресурсов Краснодарского края Олега Солёнова с перечислением возможных способов спасения озера.
По мнению чиновников, главная проблема бедственного положения озера якобы заключается в «накоплении значительного количества осадочного материала», то есть ила. Решать эту проблему механическим способом - с помощью расчистки и углубления ложа водоёма (что полностью уничтожило бы его природную уникальность, превратив его в простую ямой с водой), к счастью, не планируется. Взамен, правда, рассматривается экзотический способ с использованием специальных микроорганизмов, которые поедают органику в донных отложениях (по аналогии с теми бактериями, которые, например, производят компост из органических отходов или разлагают содержимое выгребных ям).
Предполагается, судя по всему, опрыскивать высохшее ложе водоема раствором биопрепарата, содержащего такие бактерии. По оценкам министерства, «микроорганизмы смогут уменьшить слой донных отложений на 0,5 - 1 м равномерно по всей площади водоёма, что позволит увеличить аккумулирующую ёмкость озера за 30-50 %». Откуда взялись эти цифры - непонятно, учитывая, что в мире нет ни одного примера использования микроорганизмов для расчистки донных отложений в больших водоёмах, тем более, с солёной водой.
Стоимость работ по деструкции донных отложений чиновники оценили в 500 млн. рублей на площади в 10 кв. км. Учитывая, однако, что площадь озера Ханского составляет 80 кв. км, стоимость эксперимента (который вовсе не факт, что завершится успехом) составит 4 млрд. рублей.
При этом, как утверждается в письме, расчистка ложа водоема будет только первым этапом. На втором этапе предусматриваются не менее экзотические решения. В качестве основного варианта рассматривается «создание массива самоизливающихся скважин». Предполагается пробурить 200-300 скважин на глубину 100-200 метров, из которых вода, якобы, должна будет идти самотеком, подпитывая низовья реки Ясени и, соответственно, озеро Ханское, пополняя последнее 1 кубометром воды в секунду (откуда взялась эта цифра, также непонятно).
Чиновники практически напрочь отмели все наиболее простые, естественные и наименее финансово затратные меры по спасению озера. Вариант с демонтажем хотя бы части дамб на реке Ясени и наведением порядка с водопользованием не рассматривается вовсе. Расчищать протоки, которые некогда соединяли озеро и Бейсугский лиман, в министерстве тоже не хотят.
«Разрытие перемычки между озером и Бейсугским лиманом не приведет к положительному результату, так как при волнении в лимане канал моментально заносится пляжным материалом», - говорится в ответе за подписью г-на Соленова.
Заниматься лесопосадками и тем самым улучшить водоаккумулирующие свойства прилегающих к озеру участков сельхозземель, а также создать защитный лесной пояс вдоль самого озера в Минприроды также не горят желанием: «создание лесомелиоративных насаждений будет неэффективно, так как ширина озера намного больше зоны влияния лесополос».
«Вместо того, чтобы заняться решением очевидной проблемы - навести порядок с водопользованием на реке Ясени и малых степных речках, впадающих в озеро Ханское, демонтировать на них бесхозные дамбы, а на остальных обеспечить достаточный пропуск воды, чиновники занимаются рассуждениями о космических кораблях, бороздящих просторы Большого театра. Смысл понятен: создать имитацию какой-то деятельности в виде «изучений», «обследований», «проработок» и «рассмотрений», желательно, еще и выбить на эту бесконечную пустопорожнюю возню бюджетные деньги. Только вот к решению реальных экологических проблем озера Ханского все это не имеет ни малейшего отношения. Баланс воды в озере худо-бедно сохранялся, пока существовал хоть какой-то речной сток и была связь с Бейсугским лиманом. И проблемы с иловыми отложениями никогда не возникало», - прокомментировал идеи Минприроды Краснодарского края заместитель координатора Экологической Вахты Дмитрий Шевченко.
ЭкоВахта готовит повторное обращение в адрес министерство - уже с конкретными предложениями по демонтажу части дамб на реке Ясени и расчистке проток, соединяющих озеро с Бейсугским лиманом
 
Инф. Экологической Вахты по Северному Кавказу
 
Подробности: (918)2112544(918)2112544, Дмитрий Шевченко
 
 
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования