"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"

<16 июня 2007>

 

ВЛАСТИ АДЫГЕИ ПОСЯГНУЛИ

НА ВСЕМИРНОЕ ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ

 

Правительство Адыгеи вновь пытается

отторгнуть от Кавказского заповедника

плато Лагонаки

 

Над плато Лагонаки – уникальной природной территорией Кавказа, которая является одним из центров его биологического разнообразия и характеризуется высоким уровнем эндемизма, снова нависла серьезная угроза. В связи с этим, длящаяся с 70-х годов прошлого столетия борьба экологической и научной общественности с различными планами хозяйственного освоения этой территории, входящей в состав Кавказского заповедника и объекта Всемирного Природного наследия "Западный Кавказ", вступает в новый виток. Власти Республики Адыгея, в пределах которой находится плато, снова пытаются отторгнуть его территорию от заповедника.

Очередная атака на территориальную целостность Кавказского заповедника была произведена, что называется, "из-за угла". В апреле 2007 года руководство заповедника узнало, что, оказывается, еще 12 марта 2007 года премьер-министр Республики Адыгея Владимир Саможенков подписал распоряжение №58-р "О мерах по определению состава территорий, передаваемых Кавказскому государственному природному заповеднику". За этим обманчивым названием, которое можно принять как шаг властей Адыгеи в сторону передачи каких-то новых территорий Кавказскому заповеднику, в действительности стоит их очередная попытка отторжения от его земель плато Лагонаки.

В дальнейшем выяснилось, что властные структуры Адыгеи, давно претендующие на эти земли, на которых они хотят развернуть масштабное дорожное строительство и построить горнолыжные комплексы, без обязательного согласования с заповедником организовали землеустроительные работы и оформили два землеустроительных дела по межеванию земель на территории плато Лагонаки и Фишт-Отшенского горного массива. Согласно этому "межеванию", из Кавказского заповедника было незаконно исключено более 10 тысяч гектаров земель. В состав этих отторгаемых земель попали, главным образом, участки в северной части плато – массив горы Мессо, хребет Нагой-Чук, урочище Мурзикал, гора Абадзеш, истоки реки Курджипс, частично хребет Каменное море. А также -отдельный участок на Фишт-Оштенском массиве - на склонах гор Оштен и Гузерипль. Заповеднику "оставили" 6,5 тысяч гектаров – большую часть Фишт-Оштенского массива, южную часть массива горы Туба, южную часть хребта Каменное море. В одном из наиболее ценных урочищ заповедника - Инструкторской щели, согласно подготовленному "межеванию", в территории заповедника был сделан 100-метровый разрыв под будущую автомобильную дорогу. При этом, в нарушение требований федерального законодательства, с владельцем земель, которые "межевались" – Кавказским заповедником, ничего не согласовывалось. Ни на одном документе землеустроительных дел нет подписей представителей заповедника.

Как же такое в принципе оказалось возможным? После того, как Экологической Вахте по Северному Кавказу удалось ознакомиться с материалами этих землеустроительных дел, стало понятно, что "творческий подход" в отношении толкования документов и соблюдения элементарных правовых норм у тех, кто готовил эти дела, распространяется очень далеко.

Оказалось, что власти Адыгеи, в своем безудержном желании получить под свой контроль земли плато, проявили очередные чудеса правовой изобретательности и переворачивания всего с ног на голову. В качестве "основания" для проведенного "межевания" ими было указано решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 6 декабря 2004 года по делу в связи с иском Прокуратуры Республики Адыгея к Кабинету министров республики по поводу непринятия мер по окончательному решению вопроса о закреплении за заповедником земель плато Лагонаки и Фишт-Отшенского массива. Суд поддержал в полной мере требования прокуратуры. Согласно решению суда власти Адыгеи должны были снять препоны, которые ими чинились на пути утверждения точных границ Кавказского заповедника на плато Лагонаки. Вместо этого ими было подготовлено землеустроительное дело, в полном противоречии с требованиями прокуратуры незаконно отторгающее заповедные земли.

Ну а как же при составлении землеустроительного дела удалось обойти стороной Кавказский заповедник, земли которого делились? Здесь лица и организации, которые занимались подготовкой этого дела, не просто исказили суть документов и решений, как это было с решением Арбитражного суда, а пошли на прямой подлог. В качестве "согласия" заповедника на передел его территории в материалах дела фигурирует "Соглашение об уточнении границ Кавказского заповедника" от 25 февраля 2004г. Это соглашение, в котором действительно представители руководства заповедника выразили согласие с тем, что большая часть плато Лагонаки будет выведена из состава заповедника, было принято под серьезным давлением - в условиях, когда им казалось, что борьба за плато уже проиграна. Перед этим 8 декабря 2003г. Кабинетом министров Адыгеи было принято постановление №343 "О мерах по созданию на территории Республики Адыгея природного парка", согласно которому территория плато Лагонаки и Фишт-Оштенского горного массива была отторгнута от Кавказского биосферного заповедника – объекта Всемирного Природного Наследия. Следом за этим, заместитель министра природных ресурсов Кирилл Янков 9 января 2004 года направляет руководству заповедника поручение, в котором фактически приказывает ему уступить требованиям властей Адыгеи. Т.е. в той ситуации руководство заповедника оказалось под двойным нажимом, в том числе, со стороны своего вышестоящего руководства и было вынуждено пойти на этот компромисс.

Однако, в считанные дни после подписания этого соглашения ситуация изменилась. Это случилось вследствие активных действий Майкопской организации ВООП, которая направила иск в суд о признании постановления №343 незаконным, а также Прокуратуры Республики Адыгея, которая провела проверку законности принятия данного постановления и направила в Кабинет министров представление об устранении нарушений закона с требованием об отмене данного постановления. Плюс к этому зашатался в своем кресле главный пособник властей Адыгеи в деле отторжения земель заповедника - тогдашний министр природных ресурсов Виталий Артюхов. И уже 1 марта 2004 года директор Кавказского заповедника в письме министру экономического развития Адыгеи сообщил, что "Кавказский заповедник приостанавливает договоренности, достигнутые по границам заповедника на Лагонаках".

Однако власти Адыгеи сделали вид, что они этого не "заметили", и в 2006 году, когда начался очередной приступ претензий на земли плато Лагонаки, начали втихую готовить передел его территории. Во все земельные документы они поместили это "соглашение" от 25 февраля 2004г. в качестве якобы согласия заповедника с изъятием из его состава большей части плато Лагонаки. И на основании утратившего юридическую силу документа принимались многочисленные решения, составлялась, согласовывалась и утверждалась землеустроительная документация.

В настоящее время материалы землеустроительного дела направлены на согласование в Министерство природных ресурсов РФ. Насколько известно, Министерство не согласно с попыткой отторжения от заповедника большей части плато Лагонаки. Было бы странно, если бы федеральное ведомство, ответственное за соблюдение Россией Конвенции об охране культурного и природного наследия, поддержало нелегитимные действия властей Адыгеи, которые ведут к нарушению Россией ее обязательств согласно этой конвенции. Ибо, как только земли на плато Лагонаки попадут в распоряжение властей Адыгеи, начнется их масштабное хозяйственное освоение, которое приведет к деградации и гибели уникальных природных комплексов плато, имеющего всемирное значение. Однако если вспомнить направленные против сохранения территориальной целостности заповедника действия бывшего министра природных ресурсов Артюхова и его заместителя Янкова, которые тоже несли ответственность за соблюдение Россией конвенции о Всемирном наследии, то приходится признать, что в современной России, к сожалению, все возможно.

Экологическая общественность Северного Кавказа надеется, что федеральные природоохранные органы все-таки окажутся способными защитить уникальную природу плато Лагонаки. Если эти надежды не оправдаются, то общественным экологическим организациям вновь придется защищать заповедный статус его земель через суд.

 

Андрей РУДОМАХА

(Экологическая Вахта по Северному Кавказу)

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования