"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМ КАВКАЗУ"
24 августа 2016
ЧТОБЫ ЗАДУШИТЬ ПРИРОДООХРАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОВАХТЫ,
ОРГАНЫ РЕШИЛИ СДЕЛАТЬ ЕЁ "ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ"
Очередной результат развернутой в России "охоты на ведьм"
в отношении независимых общественных организаций привычно основан
на высосанных из пальца и полученных незаконным путем "доказательствах"
Экологическая Вахта по Северному Кавказу получила из Управления Минюста РФ по Республике Адыгея акт внеплановой проверки её деятельности, которая была проведена летом этого года. Акт был составлен 12 августа 2016г. должностными лицами Управления Бугаевской С.А. и Керашевым Р.И. втайне от ЭкоВахты (её представитель присутствовать при составлении данного документа приглашён не был) и содержит выводы о том, что "организация осуществляет политическую деятельность на территории Российской Федерации и получает денежные средства из иностранных источников".
Тем самым, данное Управление подготовило так называемое "правовое основание" для последующего включения Экологической Вахты в реестр некоммерческих организаций (НКО), выполняющих функции "иностранного агента", что грозит созданием серьёзных препятствий в её общественной деятельности. Принятый в 2012 году Госдумой России закон "Об иностранных агентах" преследовал своей целью задавить все независимые и неудобные для властей общественные организации и стал за эти годы традиционной "дубиной", с помощью которой Минюст и другие госорганы душили их деятельность. Похоже, что теперь кое-кто решил задавить через этот закон также и деятельность ЭкоВахты по Северному Кавказу. Наряду с потоком заказных клеветнических публикаций в СМИ и попыткой возбудить в отношении Андрея Рудомахи и Дмитрия Шевченко уголовное дело по заявлению депутата Ремезкова, проведённая Минюстом проверка является ещё одним направлением начавшейся весной этого года заказной кампании против Экологической Вахты.
Итак, что же стало основаниями для утверждения Управления Минюста, что "организация осуществляет политическую деятельность" и "получает средства из иностранных источников"? Так вот, "политической деятельностью" Управление посчитало выступление члена Совета ЭкоВахты Татьяны Трибрат на экологическом митинге в Новороссийске в феврале этого года, а также выступления координатора ЭкоВахты Андрея Рудомахи на двух экологических митингах в Краснодаре в марте и апреле этого года. Митинг, в котором участвовала Трибрат, был посвящён вопросу защиты природных комплексов Суджукской лагуны, а также культурных и археологических памятников на Малой Земле. Один из митингов, на которых выступал Рудомаха, был посвящён защите прав жителей улицы Ростовское шоссе, выступавших против вырубки зелёной зоны возле их домов, второй - защите прав жителей Пашковского микрорайона, выступавших против строительства жилого комплекса "Покровский берег" на берегу Карасунского озера. Оба митинга были организованы инициативными группами жителей, а не Экологической Вахтой. Митинг в Новороссийске также не был организован ЭкоВахтой. На какое-либо изменение государственной политики данные публичные мероприятия не были направлены, они были посвящены локальным экологическим проблемам и защите конституционных прав граждан.
Тем не менее, Управление Минюста посчитало, что личные выступления членов организации на экологических митингах - это "политическая деятельность". При этом должностные лица данного Управления наплевали на прямое указание Конституционного суда России, содержащееся в его постановлении от 8 апреля 2014г. №10-П. Согласно данному постановлению, для признания того, что НКО выполняет функции "иностранного агента", необходимо, чтобы признаки политической деятельности были присущи деятельности непосредственно организации, но не отдельных её членов как частных лиц. Конституционный суд при этом специально разъяснил, что участие членов НКО в политических акциях в личном качестве по собственной инициативе не может считаться политической деятельностью организации. Таким образом, личное участие членов какой-либо общественной организации даже в политических акциях не может привести к тому, что на основании этого к политической может быть отнесена деятельность всей организации в целом. А Управление Минюста по Республике Адыгея официально установило, что ЭкоВахта "занимается политической деятельностью", на основании личного участия её членов даже не в политических акциях, а в экологических митингах!
Идём далее. Где и каким образом Управление Минюста нашло "средства из иностранных источников"? Тут дело обстоит ещё "веселее". Оказывается, данный вывод основан на некой "информации", представленной Управлением ФСБ по Краснодарскому краю, согласно которой на личный счёт одного из членов организации поступали средства из иностранных источников, и том, что этот член организации тратил свои средства (с совсем другого счёта) на нужды организации. Какой-либо связи между теми и этими средствами не установлено. Какое всё это имеет отношение к "финансированию из иностранных источников" Экологической Вахты?
На этом "фокусы" "волшебников" из Управления Минюста РФ по Республике Адыгея, занятых магической операцией по приданию ЭкоВахте статуса "иностранного агента" в условиях отсутствия каких-либо законных для этого оснований, не заканчиваются. Каким образом Управление ФСБ по Краснодарскому краю могло представить Управлению Минюста сведения о движениях средств на личных банковских счетах гражданина в обход требований о соблюдении банковской тайны? Ведь такие сведения можно законно получить только в рамках оперативно-розыскной деятельности (ОРД) при возбуждении уголовного дела в отношении гражданина, либо при наличии информации о совершении таким гражданином преступлений. При этом обязательным условием является наличие соответствующего судебного решения, которое санкционирует получение таких сведений. Однако проведение проверки деятельности Экологической Вахты Управлением Минюста никаким образом не связано с какими-либо уголовными делами, и получение информации в рамках данной проверки в принципе не может осуществляться методами оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, результаты ОРД могут предоставляться строго ограниченному законом перечню государственных органов, в число которых органы Минюста не входят.
Из всего этого следует, что, помимо общей бредовости доводов о "получении средств из иностранных источников", "информация", которую предоставило Управление ФСБ по Краснодарскому краю, получена с грубыми нарушениями закона. И как-либо использовать ее в качестве основания для выводов официальной проверки Управление Минюста не имело никакого права.
Координатор Экологической Вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха прокомментировал полученный организацией акт проверки: "Я за многие годы нашей борьбы за сохранение природы и в защиту прав граждан ко всему уже привык. К сожалению, в нашей стране возможен любой правовой беспредел, если в нём заинтересованы те или иные властные лица. При этом на соблюдение формальностей даже не оглядываются. Вся ситуация с этой проверкой: то, как неуклюже слеплен этот акт, каким бездарным образом "сшиты" содержащиеся в нём обвинения против нашей организации, ярко демонстрирует, что происходит ещё один акт такого беспредела. Кому это надо, и откуда дует этот ветер? Один источник, по крайней мере, известен. Управление Минюста в акте проверки совершенно недвусмысленно указало на Управление ФСБ по Краснодарскому краю, на "информации" которого базируются его неправомочные выводы. Чем природоохранная и правозащитная деятельность Экологической Вахты могла помешать этому силовому органу, мне сложно сказать. При этом, думаю, что вряд ли краевое Управление ФСБ может давать указания федеральному Минюсту. Поэтому надеюсь, когда этот недоброкачественный акт проверки поступит в Минюст России, там его оценят объективно и отправят в мусорное ведро".
Инф. Экологической Вахты по Северному Кавказу
Дополнительная информация: (918)4284284