"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"
5 октября 2017
МИНСЕЛЬХОЗ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ СНОВА НЕ УВИДЕЛ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ В КИРПИЛЬСКИХ ЛИМАНАХ
Чище, чем божья роса: чиновники уверяют, что рисоводство на Кубани
не оказывает никакого воздействия на приазовские лиманы

Напомним, что в мае этого года жители Приморско-Ахтарского района пожаловались губернатору Вениамину Кондратьеву на экологическое бедствие в Большом и Малом Кирпильских лиманах (самых больших водоёмах Ахтаро-Гривенской системы), вызванное интенсивным рисоводством в Красноармейском и Калининском районах Кубани. Высокая удельная площадь рисовых угодий в приазовских районах Краснодарского края приводит к избыточному загрязнению Ахтаро-Гривенской системы лиманов пестицидами и тяжёлыми металлами, что в свою очередь отражается на рыбопродуктивности лиманов и качестве пресноводной и морской рыбы, вылавливаемой в Приморско-Ахтарском районе.
В Малый Кирпильский лиман уже почти полвека без всякой очистки сбрасываются дренажные воды рисовых систем - фактически жидкие отходы, состоящие из чрезвычайно загрязнённой пестицидами и удобрениями воды и земляной взвеси. Эта проблема появилась на рубеже 60-70-х годов прошлого века, когда в Краснодарском крае попытались реализовать авантюрную попытку рисового "импортозамещения" в виде программы "Миллион тонн кубанского риса", под которую распахали большую часть дельты реки Кубани, построили Краснодарское водохранилище и создали ирригационную сеть для подачи на рисовые угодья в вегетационный период свежей пресной воды.
Для сброса дренажных вод предусмотрели систему сбросных коллекторов, по которым дренажные воды должны были безо всякой очистки и обезвреживания поступать напрямую в природные водоёмы и в конечном счёте - в Азовское море.
Оба Кирпильских лимана давно превратились в водоёмы-отстойники, где должен быть запрещён вылов рыбы (тем более коммерческий) и отдых граждан (на Большом Кирпильском лимане, напротив, интенсивно строятся базы отдыха), однако власти делают вид, как будто ничего не происходит: местные жители по-прежнему рыбачат и ловят раков в этих водоёмах, подвергая риску своё здоровье и не имея никакой возможности свободно и бесплатно получать информацию о качестве воды и пищевой пригодности вылавливаемой рыбы.
Самой северной рисовой "сточной канавой" стал Джерелиевский магистральный сбросной коллектор, который сбрасывает загрязненную воду в Малый Кирпильский лиман, расположенный на территории Приморско-Ахтарского района. Что касается последнего, то в качестве некой компенсации за вынос в Ахтаро-Гривенскую систему лиманов загрязнений в своё время были построены два канала, подававшие в лиманы свежую воду из реки Протоки, однако эти каналы давно заилились и требуют дорогостоящей расчистки, за которую непонятно кто должен платить – то ли федеральные власти, то ли региональные.
По данным исследования Азовского НИИ рыбного хозяйства (АзНИИРХ), первые последствия рисовой авантюры проявились уже на рубеже 80-90-годов, когда в Ахтаро-Гривенской системе и прилегающих областях Азовского моря были проведены масштабные химико-токсикологические исследования образцов выловленной рыбы. Так, например, было установлено, что в гонадах самок судака, идущих на нерест, отмечалось до 248-257 мкг/кг стойких хлорорганических пестицидов (ХОП), а также двух-трёхкратное превышение ПДК практически всех определяемых тяжёлых металлов. Особенно опасным было присутствие в рыбе ртути, которой в рыбохозяйственных водоёмах, и тем более в водных объектах, вообще не должно быть.
В конце 80-х на кубанских нерестилищах было выявлено достаточно много личинок судака ранних этапов развития с различными уродcтвами и аномалиями в развитии (искривление хорды, деформация пищеварительного тракта, желточного мешка, нарушение жировой капли, опухолеобразные образования, преждевременный абортивный выклев). В водоёмах, непосредственно принимающих воду с рисовых полей, их количество, по данным АзНИИРХ, достигало 56-64%.
В наши дни, когда рисоводство стало уделом частного бизнеса, ситуация стала намного хуже в плане контроля за применяемыми в хозяйствах пестицидами и удобрениями, соблюдением технологических регламентов, экологических и санитарно-эпидемиологических норм. Рисоводческие хозяйства формально являются водопользователями и платят за объёмы потреблённой воды, при этом они не обязаны следить за качеством сбрасываемой в магистральный коллектор воды, вести собственный производственный контроль и нести штрафные санкции в случае превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
После визита в Приморско-Ахтарский район в мае этого года губернатор Кондратьев дал поручение краевому Минсельхозу разобраться в ситуации и найти решения по снижению концентрации загрязняющих веществ в сбрасываемых в Ахтаро-Гривенскую систему дренажных водах. Чиновники поначалу сделали вид, что действительно хотят понять проблему и найти пути её решения, однако результатом четырёхмесячных изысканий стала обычная чиновничья отписка, которая пришла депутату Совета Приморско-Ахтарского района и заместителю координатора Экологической Вахты по Северному Кавказу Александру Бирюкову (именно он первым поднял перед краевым руководством вопрос о плачевном состоянии Кирпильских лиманов).
"Мониторинговыми исследованиями была изучена динамика содержания соединений азота, калия, натрия, кальция и магния в оросительной, фильтрационной и сбросной воде при различных схемах внесения удобрений и и по разным предшественникам в трех агроландшафтных районах Кубани…Установлено, что влияние рисоводства на загрязнение водных объектов в региональном масштабе при нынешнем уровне применения средств химизации является весьма ограниченным", - говорится в ответе за подписью замминистра сельского хозяйства Краснодарского края Михаила Тимофеева, который, в свою очередь, ссылается на информацию, предоставленную НИИ риса.
В письме отмечается, что "лишь в единичных точках сбросная вода характеризуется более высокими концентрациями азотных соединений". При этом почему-то никаких подробностей о том, когда и где отбирались пробы воды, на территории каких рисоводческих хозяйств, не приводится.
Что касается пестицидов, то, как следует из ответа г-на Тимофеева, ситуация с ними даже более радужная, чем с остатками удобрений.
"Определение остатков гербицидов "Номини" и "Сегмент"…показало, что ни через 1-2 недели после их массового применения на рисовых полях, ни через 1-1,5 месяца они не обнаруживаются в воде. Таким образом, функционирование отрасли рисоводства на современном этапе развития не представляет экологической опасности для окружающей среды", - сообщается в письме.
Можно было бы поаплодировать кубанским сельскохозяйственным чиновникам, которые пришли к столь глубокомысленным заключениям, если бы только они на толику способствовали решению проблемы. Кирпильские лиманы и вся Ахтаро-Гривенская система в целом накопили в своих донных отложениях уже такое количество хлорорганических соединений и тяжелых металлов, что даже то "мизерное", по мнению чиновников, вновь поступающее в лиманы загрязнение способно сыграть роль "последней капли" и спускового крючка для масштабной экологической катастрофы.
"Это уже не первый случай, когда краевые власти активно потворствуют антиэкологическим практикам рисоводческих хозяйств. В 2015 году краевые власти с подачи рисовых агрохолдингов пролоббировали чудовищную поправку в правила противопожарного режима о том, что рисовую солому можно сжигать прямо на полях, отравляя при этом атмосферный воздух. Теперь вот покрывают практику сброса химических загрязнений в лиманы и делают вид, что никакой проблемы не существует. Но проблема есть, и она огромная: идет активная деградация Ахтаро-Гривенской системы лиманов, ведь кроме "свежих" сбросов пестицидов и удобрений, сюда ежегодно выносятся с рисовых полей тысячи тонн земляной взвеси, что вызывает заиление и обмеление водоёмов, провоцирует их зарастание водной растительностью, негативно сказывается на численности промысловых видов рыб", - прокомментировал ответ краевых сельскохозяйственных начальников замкоординатора ЭкоВахты Дмитрий Шевченко.
Инф. Экологической Вахты по Северному Кавказу
Дополнительная информация:
(918)9316593, Александр Бирюков, (918)2112544, Дмитрий Шевченко