"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"
20 октября 2017
 
ОБЩЕСТВЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ЖАЛОБАМ НА ПРЕССУ:
"РАЗОБЛАЧИТЕЛЬНЫЙ" СЮЖЕТ КАНАЛА "КУБАНЬ 24" ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВАХТЕ
НАРУШАЕТ ЖУРНАЛИСТСКУЮ ЭТИКУ
 
Повод, тему и "скандал" для сюжета об "иностранных агентах"
кубанские телевизионщики придумали и сконструировали сами
 
Общественная коллегия по жалобам на прессу обнаружила нарушения журналистской этики и принципов объективности в сюжете "ЭкоВахта по Северному Кавказу" оказалась в центре скандала", который вышел в эфир, а также был размещён на сайте телекомпании "Кубань 24" (принадлежит администрации Краснодарского края через государственное унитарное предприятие "Новое телевидение Кубани") в феврале этого года и был посвящён "разоблачению" Экологической Вахты как НКО-"иностранного агента" и персонально заместителя координатора организации Дмитрия Шевченко. Журналисты-эксперты, рассмотревшие жалобу ЭкоВахты на действия сотрудников телекомпании "Кубань 24", пришли к выводу, что никакой журналисткой составляющей в сюжете кубанских телевизионщиков не было, а была попытка искусственно сконструировать "скандальное событие" и очернить общественную организацию.
Напомним, что в начале февраля этого года Дмитрия Шевченко, который возвращался из Финляндии, на выходе из здания аэровокзала подкараулила съёмочная группа, журналист которой представилась как сотрудница телекомпании "Новый город". Девушка пыталась задавать провокационные вопросы ("А Вы привезли деньги для Рудомахи?", "А Вы знаете, что ваша организация - иностранный агент?", "А зачем Вы ездили за границу?" и т.п.). При этом "сотрудница телекомпании "Новый город" была прекрасно осведомлена, откуда именно прилетел Дмитрий Шевченко - что он участвовал в собрании Гражданского форума ЕС-Россия (ЭкоВахта является членом этой международной ассоциации). Получить подобные сведения (и в первую очередь, о рейсе, которым прилетел Шевченко) законным образом и, главное, журналистскими методами съёмочная группа никак не могла: "журналистов" попросту "навели на цель", дав задание снять компрометирующий сюжет.
В сюжете "ЭкоВахта по Северному Кавказу" оказалась в центре скандала", который вышел в эфир, а также был размещён на сайте телекомпании спустя несколько дней после съёмок, говорилось о том, что ЭкоВахта якобы финансируется из США через "личные банковские счета заместителя координатора" (имелись в виду счета замкоординатора Дмитрия Шевченко), и о штрафах, наложенных на руководителя организации Андрея Рудомаху. Причём, что интересно - в сюжете показали переснятые на фотоаппарат оригиналы судебного дела, которое тоже не могло попасть законным образом в распоряжение кубанских телевизионщиков.
Другая характерная деталь: "информационным поводом" для сюжета послужил пресс-релиз Экологической Вахты, в котором рассказывалось об инциденте с журналистами-провокаторами в аэропорту. Авторы сюжета сослались на этот текст, как на источник информации о прилёте Дмитрия Шевченко в Краснодар (хотя пресс-релиз вышел два дня спустя после съёмок в аэропорту). В целом, сюжет на канале "Кубань 24" был частью (и одним из последних эксцессов) массированной информационной атаки на Экологическую Вахту, которая началась в апреле 2016 года и являлась частью кампании (впрочем, полностью провалившейся) по "нейтрализации" нашей организации, проходившей под кураторством Управления ФСБ по Краснодарскому краю и, по некоторым данным, за деньги структур, имеющих отношение к депутату Госдумы Александру Ремезкову.
ЭкоВахта попыталась воспользоваться нормой закона о СМИ, дающей гражданам и организациям, в отношении которых распространены не соответствующие действительности сведения, право на ответ в том же средстве массовой информации, которое распространило такие сведения. В конце февраля мы направили письмо в адрес и.о. директора ГУП "Новое телевидение Кубани" Ольги Величкиной, полагаясь на мирное разрешение конфликта. Однако г-жа Величкина не только не захотела вникать в суть вопроса, но в хамской манере обвинила Дмитрия Шевченко в "злоупотреблении правом, направленном на причинение вреда репутации телеканала "Кубань 24", в чём, очевидно, и выражалась официальная позиция телекомпании: снимать заказные сюжета, выливать на их героев помои, а если они с этим не согласны – то обвинять в "злоупотреблении правом".
В мае Экологическая Вахта подала жалобу в Общественную коллегию по жалобам на прессу на нарушение авторами сюжета закона о СМИ и норм журналистской этики в связи с очевидными признаками заказухи, распространения ложных и порочащих сведений, нарушения права Дмитрия Шевченко на неприкосновенность частной жизни.
Рассмотрение кейса "ЭкоВахта против канала Кубань 24" прошло в показательном режиме: Общественная коллегия по жалобам на прессу провела открытое заседание в рамках Всероссийского фестиваля СМИ "Вся Россия". В составе коллегии участвовали: Виктор Монахов (председательствовавший), Леонид Никитинский, Борис Резник, Алексей Симонов, Виктор Юкечев, Вадим Зиятдинов и Анатолий Сушинских.
Поучаствовать в заседании пригласили и представителей телекомпании "Кубань 24" для того, чтобы лично задать вопросы и выслушать позицию руководства этого СМИ, ведь белых пятен в сюжете "ЭкоВахта по Северному Кавказу" оказалась в центре скандала", которые Общественная коллегия хотела прояснить непосредственно у самих журналистов - хоть отбавляй. В частности, членам коллегии хотелось узнать, какие именно журналисты готовили материал (и визуальный, и текстовой) для телесюжета "Эковахта по Северному Кавказу" оказалась в центре скандала" в новостной телепрограмме "Факты", действительно ли они являются сотрудниками телеканала "Кубань 24" и с какой целью авторы сюжета оказались в аэропорту Краснодара 4 февраля 2017г. во время прилёта туда самолетом из Хельсинки (транзитом через Москву) Дмитрия Шевченко.
Участвовать в разбирательстве в юридической службе ГУП "Новое телевидение Кубани", впрочем, отказались. Дмитрий Шевченко в заседании поучаствовал по Скайпу и подробно ответил на вопросы коллегии. При анализе конфликта члены коллегии соотносили поведение его участников с требованием законодательства о средствах массовой информации, а действия сотрудников телекомпании, кроме того, были оценены и с точки зрения соблюдения Кодекса профессиональной этики российского журналиста.
Кроме того, коллегия попросила провести экспертный анализ текста самого сюжета - его провела профессор, доктор философских и кандидат филологических наук Светлана Шайхитдинова, зав. кафедрой журналистики Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета.
Результаты разбора "творчества" сотрудников канала "Кубань 24" не вызвали никакого удивления, поскольку были вполне ожидаемыми: Общественная коллегия по жалобам на прессу пришла к выводу, что сюжет "ЭкоВахта по Северному Кавказу" оказалась в центре скандала" является не журналистским продуктом, а продуктом информационной войны, который изготовлен с грубыми нарушениями журналисткой этики.
 
Вот основные тезисы из заключения коллегии:
- тема сюжета не является журналистской, поскольку она уже получила идеологический статус, её активация обнаруживает предвзятость организаторов спорной "новости" и "спорного скандала";
- в спорном сюжете отсутствует собственно новость и реальное событие; журналистам пришлось создавать "событие" самостоятельно - своим не вполне корректным поведением по отношению к Дмитрию Шевченко, у которого бралось интервью;
- повод для сюжета и "скандал" сконструированы под актуализацию темы "иностранных агентов", поскольку эта тема в нашей стране является притягательной для массового сознания, т.к. активирует идеологемы "свой-чужой";
- видеоряд и вербальный текст служат выстраиванию позиции "свой-чужой": Экологическая вахта по Северному Кавказу представлена исключительно в негативном ключе, как "иностранный агент", при этом в сюжете нет ни слова о том, чем эта организация вообще занимается;
- используемые в сюжете решения государственных органов преподносятся как безальтернативные, уничтожающие авторитет НКО как таковых: "ведомство указало", "суд принял решение", "по данным прокураторы" - зритель должен принять данные источники информации как истину в последней инстанции.
Кроме того, эксперт Шайхитдинова дополнительно отметила, что фразу о том, что некий иностранный фонд "перечисляет деньги на личные счета замруководителя "ЭкоВахты" можно рассматривать как посягательство на доброе имя и деловую репутацию Дмитрия Шевченко.
Что касается обвинений Д.Шевченко руководством ГУП "Новое телевидение Кубани" в том, что тот "злоупотребляет правом", то их Общественная коллегия по жалобам сочла абсолютно несостоятельными.
"Обращение Д.Шевченко к ГУП "Новое телевидение Кубани", как учредителя, и редакции СМИ - телеканал "Кубань 24" от 12 февраля 2017г. с требованием опровергнуть конкретные недостоверные сведения, распространенные указанным СМИ (телеканал "Кубань 24") 8 февраля 2017г., и носящие откровенно компрометирующий его как общественного деятеля и как личность… не подпадает ни под один из квалифицирующих признаков недобросовестного осуществления гражданских прав, позволяющих трактовать их в качестве злоупотребления правом… Действия Д.Шевченко осуществлялись не в обход закона, а в соответствии с ним (норма части 1 статьи 43 Закона РФ "О СМИ") и носили, по оценке Коллегии, вполне добросовестный характер", - отмечается в решении коллегии.
Экологическая Вахта удовлетворена решением Общественной коллеги по жалобам на прессу. Зачастую оценка, вынесенная самим же профессиональным сообществом, имеет куда большее общественная значение, чем решение суда, а в данном случае действия журналистов телеканала "Кубань 24" оценивали их же коллеги, и они не обнаружили никаких оправданий поведению кубанских телевизионщиков, которые, к сожалению, не видят ничего неэтичного в распространении лжи и заказных телесюжетов, состряпанных в кооперации с ФСБ и региональными властями, смея при этом ещё и называть себя "журналистами".
Отметим, что телеканал "Кубань 24" дотируется из бюджета Краснодарского края, на его содержание ежегодно тратятся сотни миллионов рублей - очевидно, на то, чтобы это СМИ производило качественную журналистскую продукцию по действительно общественно значимым и актуальным темам, а вовсе не выполняло заказы отдельных лиц и госведомств по дискредитации общественных объединений и гражданских активистов.
Решение Общественной коллеги по жалобам на прессу № 169 от 27 сентября 2017 года по жалобе Дмитрия Шевченко на телеканал "Кубань 24" будет опубликовано в профессиональной прессе: журналах "Журналист" и "Информационное право" и, кроме того, будет обсуждено со студентами журфака МГУ в рамках учебного курса по профессиональной этике.
 
Общественная коллегия по жалобам на прессу – независимая структура гражданского общества, осуществляющая саморегулирование и сорегулирование в сфере массовой информации. Коллегия была создана в 2005 году неофициальным соглашением между более чем 80 средствами массовой информации и не медийными НКО для осуществления функций третейского суда. Коллегия рассматривает жалобы аудитории средств массовой информации на нарушение профессиональной этики журналиста и медиаэтики.
 
Инф. Экологической Вахты по Северному Кавказу
 
Подробности: (918)2112544
 
 
 
 

 

 

 

В соответствии с решением Минюста РФ от 13.09.2016г. МОО "Экологическая Вахта по Северному Кавказу" внесена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования