НОВЫЙ ТЕРМИНАЛ НА ТАМАНИ

"КУБАНЬ СЕГОДНЯ"

<26 марта 1998>

 

НОВЫЙ ТЕРМИНАЛ НА ТАМАНИ

 

Интервью провел Г.БАТЬКОВ

 

 

Поразительно коротка человеческая память. Про­фессиональные финансисты, например, выдают сегод­няшние хилые проекты ино­странных инвестиционных заимствовании за новое не­бесное откровение. А ведь в Советском Союзе пост­роены сотни предприятий, основой которых послужи­ли в немалой степени займы у иностранцев. На взаимо­выгодной основе, как все­гда говорили. Одно из таких предприятий - Тольяттинский азотный завод.

Завод начал возводиться в ноябре 1974 года по со­глашению с известной фир­мой американца Арманда Хаммера “Оксидентал Пет­ролеум” на компенсацион­ной основе. Сделка была выгодна для обеих стран. СССР получал современное оборудование, гарантиро­вавшее высокую эффектив­ность в производстве амми­ака и карбамида, и после пуска завода рассчитался с заокеанским партнером готовой продукцией. Пред­приятие в перспективе по­лучило солидный рынок сбыта. Американская же сто­рона финансировала свой бу­дущий торговый успех, при­обретая монополию на то­вар повышенного спроса. Сегодня акционерное об­щество “Тольяттиаэот” производит 3 млн. тонн в год аммиака - это 15 процен­тов мирового рынка, 1 млн. тонн карбамида, 2 млн. тонн жидкой углекислоты, тысячи тонн сухого льда, карбамидо-формальдегидной смо­лы, жидкого водорода, ам­миачной воды. На 2,4 тыся­чи километров по 13 облас­тям России и Украины про­тянулся магистральный аммиакопровод Тольятти - Одесса.

Кроме того, объедине­ние имеет мощные произ­водства мебели, кирпича, ке­рамической плитки, глиняной черепицы, полиэтиленовой пленки, деревоплиты, уча­ствует в разработке перс­пективного месторождения мрамора. В составе акцио­нерного общества соб­ственный научно-исследова­тельский институт, коммер­ческий банк, инвестиционная компания, производство по сборке автобусов “Икарус”, телевизоров и видеомагни­тофонов фирмы “Самсунг”.

И вот такой многопро­фильный отечественный ги­гант становится крупным ин­вестором нового строитель­ства в нашем крае. В Темрюкском районе будет воз­веден терминал по отгруз­ке на экспорт жидкого ам­миака. Наш корреспондент задал несколько вопросов главе Темрюкского района Александру Александровичу ЕРМОЛЕНКО.

 

- Сегодня даже мало­мощных инвесторов встре­чают в районах по-царски. А тут крупнейшее по ми­ровым масштабам объеди­нение по производству ми­неральных удобрений при­шло на Кубань...

 

- Движение, я бы ска­зал, встречное. Темрюкский район находится в уни­кальном географическом положении. По сути дела, это единственное побере­жье России, пригодное для строительства новых глубо­ководных портов. Южнее нас - пляжи курорта Ана­па, перенасыщенный прича­лами Новороссийск и далее опять курорт - Геленджик. И было бы неразумно с на­шей стороны не пойти на­встречу потенциальным ин­весторам. Я прямо скажу, что мы постоянно ищем инвесторов для развития уже существующих портов “Темрюк” и “Кавказ” и для строительства новых. Сидеть на печи и ждать, что тебе принесут куличи - ничего, кроме нищеты, не выси­дишь. Несколько лет назад, например, в порту “Кавказ” был построен причал для от­грузки автомобилей Волжс­кого автозавода. Автоваэовцы построили одну из луч­ших на Азовском побере­жье баз отдыха, а развитие курортной зоны для нас - тоже не последнее дело. Сейчас обновляется обору­дование на станции техничес­кого обслуживания "авто­ВАЗа”. Разумеется, с каж­дого действующего пред­приятия идут налоговые поступления в районный бюд­жет. Что касается акционер­ного общества “Тольяттиазот”, то после распада Со­ветского Союза у него по­явились серьезные трудно­сти с доставкой своей про­дукции по трубопроводу в Одессу. Я не буду касаться всех тонкостей этой пробле­мы, но тольяттинцы вынуждены строить новый морс­кой терминал и они обрати­лись к нам. Было рассмот­рено три варианта строи­тельства нового порта. Предварительно выбрана площадка у мыса Железный Рог.

 

- А как будет достав­ляться аммиак?

 

- От города Россошь Воронежской области до станции Вышестеблиевская и далее до базы хранения по железной дороге в цистер­нах. В дальнейшем намече­но построить продуктопровод. Сейчас идет детальная проработка технико-эконо­мического обоснования строительства. Недавно я по­бывал в Тольятти, где был рассмотрен вариант ТЭО, сделаны серьезные замеча­ния и обоснование отправ­лено на доработку.

 

- Видимо, сразу же возникнут и оппоненты стройки. И прежде всего, со стороны “зеленых”.

 

- Есть целая категория людей, которые по разным, очень часто и по корыст­ным причинам сопротивля­ются любым переменам. Конечно же, технико-эконо­мическое обоснование тер­минала по экспорту аммиа­ка будет всесторонне изу­чено специалистами, в том числе и экологами. Это непременное условие. Но се­годня работают такие тер­миналы в крупнейших пор­тах бывшего СССР в Одес­се и Вентспилсе на Балтике, действует аммиакопровод от Тольятти до Одессы. Но, если ничего не строить, не развиваться, то как жить? Чем платить зарплату учи­телям, врачам? С вводом терминала пойдут солидные отчисления в районный и кра­евой бюджеты. Причем надо заметить, что есть дей­ствующее производство ам­миака, есть устойчивые рын­ки сбыта. Разумеется, еще раз повторю, только при полной экологической безо­пасности может действовать такой терминал.

 

- Александр Александ­рович, я хотел затронуть вот какой вопрос. Арманд Хаммер вкладывал немалые деньги в строительство азот­ного завода в период, ска­жем там, “тоталитарного режима”. Я не боюсь это­го выражения, потому что оно очень часто фигуриру­ет в печати, на телевидении. Разумеется, он в дальней­шем вернул все свои инве­стиции. Но в России остал­ся завод по производству азотных удобрении. И стра­на и сейчас получает миллионы долларов от их экспорта. Не просто газ от­правляем, а произведенную из него продукцию. Завя­зать же подобным образом иностранных инвесторов в настоящее время что-то не получается, хотя и демократические преобразования налицо.

 

- Пока мы будем ша­рахаться из стороны в сто­рону, министров гонять пе­ред каждой сессией парламента, после каждого засе­дания правительства, налога­ми душить всех и вся, кто же будет вкладывать день­ги в нашу экономику? Как ни крути, но для бизнесме­на не столько строй важен, сколько гарантия сохранно­сти его инвестиций. Возьми­те Китай. По сообщениям печати, ежегодный товаро­оборот между КНР и США составляет 64 миллиарда долларов. Умопомрачитель­ная цифра. Причем США имеют дефицитный баланс. И ни нарушение прав чело­века в Китае, ничто не пуга­ет американцев, потому что политическая стабильность, гарантия возврата кредитов. Недавно побывавший в Мос­кве Ли Пэн, уходящий в от­ставку премьер-министр Ки­тая, заявил, что товарообо­рот между нашими страна­ми на уровне торговли Ки­тая с Нидерландами. И это с нашим ближайшим соседом.

 

- Александр Александ­рович, в крае вы известны как страстный сторонник развития портов на Таман­ском полуострове. Вы ста­вили вопросы об иностран­ных инвестициях под гаран­тии правительства?

 

- И неоднократно. Бо­лее того, есть даже прави­тельственные документы, в которых четко обозначены приоритетные направления развития морского побере­жья Тамани. Но на бумагах все и заканчивается. Я с ужа­сом думаю, куда же ухо­дят миллионы долларов вли­вания Международного валютного фонда, других фи­нансовых структур Запада в Россию? Если мы все это проедаем, то потомки про­клянут нас. Надо не поку­пать рыбу, а научиться ло­вить рыбу самим. Как в том же случае с “Тольяттиазотом”. Мы ведь взяли деньги у Хаммера не на покупку удобрений, а на оборудо­вание по их производству. И расплатились удобрения­ми, уже выработанными на этом оборудовании. Мы го­товы представить инвестици­онные проекты по развитию портов “Кавказ” и “Темрюк”. Причем порты действующие. Я уже высказы­вал соображения депутатам Государственной думы от Краснодарского края: надо активнее лоббировать в пра­вительстве развитие портов на Тамани. Кому нужны их споры с крайне левыми, крайне правыми? Пустые эти споры. Сейчас вот приближаются выборы в Законодательное собрание края. Будем выдвигать в депутаты от района человека ини­циативного, способного ре­ально продвигать хозяй­ственные проекты. Полити­ка, причем ничтожная, зас­лонила экономику.

 

- Александр Александ­рович, я хочу вернуться к “Тольяттиазоту”. Наверня­ка, кроме строительства транспортного узла, предус­матривается и возведение жилья, развитие коммунальной и социальной инфра­структуры?

 

- Да. Прежде всего новые рабочие места. Бла­гоустроенные квартиры. Нитки водопровода, линии электропередачи. Я уже ска­зал, что еще только в про­работке технико-экономи­ческое обоснование, а “Тольяттиазот” передал нам в счет социально-экономичес­кого развития района четыре новых автобуса “Ика­рус”. Это неоценимая по­мощь. Где бы мы взяли деньги на их покупку? Инвестор серьезный. Со своей стороны, хочу сказать, что все, что будет зависеть от администрации района, свои обязательства мы будем вы­полнять четко.

 

- Думаю, следует за­метить, что у администра­ции района в этом отно­шении есть заслуживаю­щий уважения опыт. Я имею в виду отношения с “Мострансгазом”. Недавно был зажжен факел при окончании строительства еще одной нитки газопро­вода, в поселке Ильич, на берегу Керченского про­лива. Дальше только Крым. Насколько я знаю, за годы, когда вы возглав­ляете район, “Мострансгаз” освоил на Тамани бо­лее полутриллиона неденоминированных рублей. Вот это инвестор! Причем в такой социально значимой отрасли, как газоснаб­жение.

 

- За эти годы не было случая, чтобы по вине ад­министрации были задержа­ны отводы земли под маги­стральные газопроводы. Любая малейшая неувязка решалась оперативно. Ог­ромное спасибо нашему земляку, генеральному ди­ректору “Мострансгаэа” А.Н.Козаченко и инициатив­ному, напористому Л.И.Киселеву - начальнику Таман­ского управления газопро­водов. Теперь дело за прокладкой внутристаничных се­тей.

 

- Такие бы темпы и при строительстве аммиачного терминала.

 

- Такие и будут.

 

- Спасибо за беседу.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования