"КУБАНЬ СЕГОДНЯ"
<26 марта 1998>
НОВЫЙ ТЕРМИНАЛ НА ТАМАНИ
Интервью провел Г.БАТЬКОВ
Поразительно коротка человеческая память. Профессиональные финансисты, например, выдают сегодняшние хилые проекты иностранных инвестиционных заимствовании за новое небесное откровение. А ведь в Советском Союзе построены сотни предприятий, основой которых послужили в немалой степени займы у иностранцев. На взаимовыгодной основе, как всегда говорили. Одно из таких предприятий - Тольяттинский азотный завод.
Завод начал возводиться в ноябре 1974 года по соглашению с известной фирмой американца Арманда Хаммера “Оксидентал Петролеум” на компенсационной основе. Сделка была выгодна для обеих стран. СССР получал современное оборудование, гарантировавшее высокую эффективность в производстве аммиака и карбамида, и после пуска завода рассчитался с заокеанским партнером готовой продукцией. Предприятие в перспективе получило солидный рынок сбыта. Американская же сторона финансировала свой будущий торговый успех, приобретая монополию на товар повышенного спроса. Сегодня акционерное общество “Тольяттиаэот” производит 3 млн. тонн в год аммиака - это 15 процентов мирового рынка, 1 млн. тонн карбамида, 2 млн. тонн жидкой углекислоты, тысячи тонн сухого льда, карбамидо-формальдегидной смолы, жидкого водорода, аммиачной воды. На 2,4 тысячи километров по 13 областям России и Украины протянулся магистральный аммиакопровод Тольятти - Одесса.
Кроме того, объединение имеет мощные производства мебели, кирпича, керамической плитки, глиняной черепицы, полиэтиленовой пленки, деревоплиты, участвует в разработке перспективного месторождения мрамора. В составе акционерного общества собственный научно-исследовательский институт, коммерческий банк, инвестиционная компания, производство по сборке автобусов “Икарус”, телевизоров и видеомагнитофонов фирмы “Самсунг”.
И вот такой многопрофильный отечественный гигант становится крупным инвестором нового строительства в нашем крае. В Темрюкском районе будет возведен терминал по отгрузке на экспорт жидкого аммиака. Наш корреспондент задал несколько вопросов главе Темрюкского района Александру Александровичу ЕРМОЛЕНКО.
- Сегодня даже маломощных инвесторов встречают в районах по-царски. А тут крупнейшее по мировым масштабам объединение по производству минеральных удобрений пришло на Кубань...
- Движение, я бы сказал, встречное. Темрюкский район находится в уникальном географическом положении. По сути дела, это единственное побережье России, пригодное для строительства новых глубоководных портов. Южнее нас - пляжи курорта Анапа, перенасыщенный причалами Новороссийск и далее опять курорт - Геленджик. И было бы неразумно с нашей стороны не пойти навстречу потенциальным инвесторам. Я прямо скажу, что мы постоянно ищем инвесторов для развития уже существующих портов “Темрюк” и “Кавказ” и для строительства новых. Сидеть на печи и ждать, что тебе принесут куличи - ничего, кроме нищеты, не высидишь. Несколько лет назад, например, в порту “Кавказ” был построен причал для отгрузки автомобилей Волжского автозавода. Автоваэовцы построили одну из лучших на Азовском побережье баз отдыха, а развитие курортной зоны для нас - тоже не последнее дело. Сейчас обновляется оборудование на станции технического обслуживания "автоВАЗа”. Разумеется, с каждого действующего предприятия идут налоговые поступления в районный бюджет. Что касается акционерного общества “Тольяттиазот”, то после распада Советского Союза у него появились серьезные трудности с доставкой своей продукции по трубопроводу в Одессу. Я не буду касаться всех тонкостей этой проблемы, но тольяттинцы вынуждены строить новый морской терминал и они обратились к нам. Было рассмотрено три варианта строительства нового порта. Предварительно выбрана площадка у мыса Железный Рог.
- А как будет доставляться аммиак?
- От города Россошь Воронежской области до станции Вышестеблиевская и далее до базы хранения по железной дороге в цистернах. В дальнейшем намечено построить продуктопровод. Сейчас идет детальная проработка технико-экономического обоснования строительства. Недавно я побывал в Тольятти, где был рассмотрен вариант ТЭО, сделаны серьезные замечания и обоснование отправлено на доработку.
- Видимо, сразу же возникнут и оппоненты стройки. И прежде всего, со стороны “зеленых”.
- Есть целая категория людей, которые по разным, очень часто и по корыстным причинам сопротивляются любым переменам. Конечно же, технико-экономическое обоснование терминала по экспорту аммиака будет всесторонне изучено специалистами, в том числе и экологами. Это непременное условие. Но сегодня работают такие терминалы в крупнейших портах бывшего СССР в Одессе и Вентспилсе на Балтике, действует аммиакопровод от Тольятти до Одессы. Но, если ничего не строить, не развиваться, то как жить? Чем платить зарплату учителям, врачам? С вводом терминала пойдут солидные отчисления в районный и краевой бюджеты. Причем надо заметить, что есть действующее производство аммиака, есть устойчивые рынки сбыта. Разумеется, еще раз повторю, только при полной экологической безопасности может действовать такой терминал.
- Александр Александрович, я хотел затронуть вот какой вопрос. Арманд Хаммер вкладывал немалые деньги в строительство азотного завода в период, скажем там, “тоталитарного режима”. Я не боюсь этого выражения, потому что оно очень часто фигурирует в печати, на телевидении. Разумеется, он в дальнейшем вернул все свои инвестиции. Но в России остался завод по производству азотных удобрении. И страна и сейчас получает миллионы долларов от их экспорта. Не просто газ отправляем, а произведенную из него продукцию. Завязать же подобным образом иностранных инвесторов в настоящее время что-то не получается, хотя и демократические преобразования налицо.
- Пока мы будем шарахаться из стороны в сторону, министров гонять перед каждой сессией парламента, после каждого заседания правительства, налогами душить всех и вся, кто же будет вкладывать деньги в нашу экономику? Как ни крути, но для бизнесмена не столько строй важен, сколько гарантия сохранности его инвестиций. Возьмите Китай. По сообщениям печати, ежегодный товарооборот между КНР и США составляет 64 миллиарда долларов. Умопомрачительная цифра. Причем США имеют дефицитный баланс. И ни нарушение прав человека в Китае, ничто не пугает американцев, потому что политическая стабильность, гарантия возврата кредитов. Недавно побывавший в Москве Ли Пэн, уходящий в отставку премьер-министр Китая, заявил, что товарооборот между нашими странами на уровне торговли Китая с Нидерландами. И это с нашим ближайшим соседом.
- Александр Александрович, в крае вы известны как страстный сторонник развития портов на Таманском полуострове. Вы ставили вопросы об иностранных инвестициях под гарантии правительства?
- И неоднократно. Более того, есть даже правительственные документы, в которых четко обозначены приоритетные направления развития морского побережья Тамани. Но на бумагах все и заканчивается. Я с ужасом думаю, куда же уходят миллионы долларов вливания Международного валютного фонда, других финансовых структур Запада в Россию? Если мы все это проедаем, то потомки проклянут нас. Надо не покупать рыбу, а научиться ловить рыбу самим. Как в том же случае с “Тольяттиазотом”. Мы ведь взяли деньги у Хаммера не на покупку удобрений, а на оборудование по их производству. И расплатились удобрениями, уже выработанными на этом оборудовании. Мы готовы представить инвестиционные проекты по развитию портов “Кавказ” и “Темрюк”. Причем порты действующие. Я уже высказывал соображения депутатам Государственной думы от Краснодарского края: надо активнее лоббировать в правительстве развитие портов на Тамани. Кому нужны их споры с крайне левыми, крайне правыми? Пустые эти споры. Сейчас вот приближаются выборы в Законодательное собрание края. Будем выдвигать в депутаты от района человека инициативного, способного реально продвигать хозяйственные проекты. Политика, причем ничтожная, заслонила экономику.
- Александр Александрович, я хочу вернуться к “Тольяттиазоту”. Наверняка, кроме строительства транспортного узла, предусматривается и возведение жилья, развитие коммунальной и социальной инфраструктуры?
- Да. Прежде всего новые рабочие места. Благоустроенные квартиры. Нитки водопровода, линии электропередачи. Я уже сказал, что еще только в проработке технико-экономическое обоснование, а “Тольяттиазот” передал нам в счет социально-экономического развития района четыре новых автобуса “Икарус”. Это неоценимая помощь. Где бы мы взяли деньги на их покупку? Инвестор серьезный. Со своей стороны, хочу сказать, что все, что будет зависеть от администрации района, свои обязательства мы будем выполнять четко.
- Думаю, следует заметить, что у администрации района в этом отношении есть заслуживающий уважения опыт. Я имею в виду отношения с “Мострансгазом”. Недавно был зажжен факел при окончании строительства еще одной нитки газопровода, в поселке Ильич, на берегу Керченского пролива. Дальше только Крым. Насколько я знаю, за годы, когда вы возглавляете район, “Мострансгаз” освоил на Тамани более полутриллиона неденоминированных рублей. Вот это инвестор! Причем в такой социально значимой отрасли, как газоснабжение.
- За эти годы не было случая, чтобы по вине администрации были задержаны отводы земли под магистральные газопроводы. Любая малейшая неувязка решалась оперативно. Огромное спасибо нашему земляку, генеральному директору “Мострансгаэа” А.Н.Козаченко и инициативному, напористому Л.И.Киселеву - начальнику Таманского управления газопроводов. Теперь дело за прокладкой внутристаничных сетей.
- Такие бы темпы и при строительстве аммиачного терминала.
- Такие и будут.
- Спасибо за беседу.