КАПИТАН И ЕГО КОМАНДА

"КУБАНЬ СЕГОДНЯ"

<15 апреля 1998>

 

КАПИТАН И ЕГО КОМАНДА

 

Г.БАТЬКОВ

 

В Темрюке состоялось совместное заседание градостроительного совета и межведомственной комиссии района. Землеустроители, архитекторы, врачи, земледельцы, специалисты водовода и пожарной охраны, энергетики, депутаты - в зале ни одного свободного места. Вопрос - о необходимости и возможности строительства на Таманском полуострове терминала по отгрузке на экспорт аммиака акционерным обществом "Тольяттиазот".

Напомню вкратце суть дела. Двадцать лет назад в г.Тольятти совместно с фирмой американского бизнесмена Арманда Хаммера "Оксидентал Петролеум" был построен завод по выпуску аммиака и карбамида. По тем временам условия для СССР архивыгодные. Американцы поставляли оборудование на компенсационной основе. Двадцать лет расплачивалось за него частью продукции предприятие "Тольяттиазот". О таких долговременных кредитах сегодня мы можем только мечтать.

В комплексе со строительством завода был проложен и трубопровод до Одессы и оборудован припортовый завод по отгрузке аммиака на экспорт. После развала страны часть продуктопровода и экспортный терминал оказались за рубежом, на Украине.

Этим обстоятельством не преминули воспользоваться ловкие люди, взвинтили цены на транспортировку аммиака, закрутили мошеннические операции вокруг экспорта - не ново, к сожалению, не ново.

Сегодня "Тольяттиазот" ищет новый путь для экспорта своей продукции. Выбор пал на Черноморское побережье Кубани, а точнее на мыс Железный Рог в Темрюкском районе. Концепцию техникоэкономического обоснования терминала докладывали вице-президент корпорации "Тольяттиазот" В.Ю. Алборов, главный инженер Тольяттинского института азотной промышленности В.Н. Пащенко, главный инженер института "Гипрогор" Р.Н. Заргарян, руководитель проектов Д.Н. Хромов. Острые вопросы, квалифицированные ответы. Серьезные замечания по существу проекта. Градостроительный совет и межведомственная комиссия согласились с основной концепцией проекта и дали добро на его дальнейшую проработку. Это, конечно, важно. Но в этой статье мне хотелось рассказать совсем не о тонкостях нового проекта.

Уже после обсуждения я побывал в Тольятти, чтобы понять: кто же к нам идет? И впервые за последние семь-восемь лет увидел предприятие, о котором не мог даже подозревать. Я хочу, чтобы строки, напечатанные ниже, очень и очень внимательно прочитали прежне всего командиры нашей кубанской индустрии.

Мы уже воспринимаем тезис о злокачественной разрушительной силе реформ как данность, как непреложную плату за переход в новую социально-экономическую формацию. В Краснодаре ликвидирована станкостроительная отрасль. Экспортер мирового значения, завод имени Седина, разбит на десятки фирмочек, потеряно единое управление предприятием. Почему? Кто виноват?

В прежних цехах уникального предприятия - завода тензометрических приборов цыгане продают шпаклевку. Знаю семью, связанную с этим заводом несколькими поколениями, старшие боятся даже проходить мимо бывших цехов. Разорвется сердце. Кто за это ответит?

Под коммерческое предприятие отданы цеха прославленного ЗИПа. А химический комбинат в Белореченске?

Примеры, думаю, добавят сами читатели. Так вот, находящееся в тех же условиях реформы и перестройки акционерное общество "Тольяттиазот" не только не остановило основные цеха, а развивается, приобретая брошенные прежними хозяевами производства.

В состав корпорации, например, вошел единственный в России машиностроительный завод по изготовлению оборудования для цементной промышленности. Предприятие было на грани краха. Дело сейчас поправляется. Прибрали к рукам и профильный ремонтный завод химической промышленности. В далекой Шексне купили крупнейшее предприятие по выпуску древесных плит, капитально обновив производство, наладив выпуск остродефицитной, высококачественной продукции. На Урале начали разработку месторождения мрамора, купили у испанцев три завода: по изготовлению кирпича, черепицы и керамической плитки. Качество продукции высочайшее.

Рядом с основным производством разместили модули из утепленных металлических панелей. В модулях изготавливают мебель, полиэтиленовую пленку, собирают автобусы "Икарус". Болтовня о конверсии предприятий военно-промышленного комплекса надоела уже всем. "Тольяттиазот" приобрел омертвевший сверхсекретный прежде завод электронной промышленности и наладил на нем сборку телевизоров и видеомагнитофонов южно-корейской фирмы "Самсунг". И продают их в собственном магазине. Может быть, есть что-нибудь подобное на РИПе, "Сатурне", "Каскаде"?

Конечно, на каждый мой вопрос у руководителей краснодарских предприятий найдутся и обстоятельные ответы: не наш профиль, нет того, другого, третьего. На "Тольяттиазоте" не ждали добрых дядей со стороны.

Они создали банк, инвестиционную компанию, наладили по капиталистическому образцу менеджмент. Они воспользовались новыми условиями хозяйствования: открыли свои представительства на Западе и на Востоке, за океаном.

А теперь о главном. О человеке, кто и мозг, и сердце преобразований. О Владимире Николаевиче Махлае - президенте корпорации "Тольяттиазот". Нет, он не "новый русский".

Он из тех русских, кто родился до войны, хлебнул голода вдосталь, выучился в послевоенной нищете, прошел все ступеньки управления на крупнейших химических предприятиях страны и достойно руководит сегодня корпорацией, на чью долю приходится 13 процентов мирового производства аммиака. Такая вот история.

Для экономики Кубани важно, что приходит инвестор, реально владеющий капиталами, у кого за словом следует дело. Весомая часть валютной выручки осядет в крае в виде налогов. Но не менее важен и еще один аспект взаимовыгодной сделки. На Кубань стремится человек, кто сумел воспользоваться реформами не для личного обогащения, а развить производство материальных ценностей, построив многопрофильную корпорацию. Не за "бугром", а в центре России, на волжских берегах.

Горько от мысли, что в промышленности Кубани не вырос руководитель, равный В.Н. Махлаю. В сельском хозяйстве можно еще найти примеры совестливости. Рядом с разоренными колхозами и совхозами процветают хозяйства Каневского, Брюховецкого районов, Выселковский агропромышленный комплекс. Так давайте же создадим благоприятный инвестиционный климат корпорации "Тольяттиазот" и ее капитану, столь умело и смело прокладывающему курс в бушующем океане постсоветской России.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования