“НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ”
<22 марта 2001>
ТАМАНЬ - КУРОРТНАЯ МЕККА РОССИИ?
Есть ли будущее у наших курортов
Ирина КИРЬЯНОВА
Мы уже писали о состоянии курортов Сочи и Анапа. Завершаем рассказ о черноморских здравницах Таманью.
В Анапе нас, группу журналистов, буквально умыкнули у анапчан -темрючане. Так мы оказались на Тамани, а это, хотя райцентр Темрюк всего в 40 минутах езды от Анапы - ДРУГАЯ СТРАНА.
В Тамани есть тайна, и ею настолько насыщена здешняя атмосфера, что самый толстокожий человек, и тот так или иначе ощутит ее присутствие. Сегодня это малолюдный и по западным меркам убогий край русской земли: степь, сопки, море, воздух, тишина... Не ворота даже - а покосившаяся калитка в рекламно-красочный мир черноморско-средиземноморской цивилизации, да и калитка-то, подпертая уже практически не нашим Керченским проливом. А все-таки ощущения пустоты не возникает. Как-то по-особому дышит земля, на 14 метров в глубь нашпигованная остатками древних царств. Кажется сверх меры заряженным гулкое степное пространство - словно и сегодня толпятся тут тени когда-то живших на полуострове людей и народов. "Напряжение колоссальное", - как выражается главный здешний проповедник, глава администрации станицы Тамань Геннадий Майков. Расхожую фразу "Главное богатство района - люди..." здесь можно воспринимать буквально: загадочность пропитывает на Тамани все, в том числе и людей. Подобно сложному терпкому букету знаменитого местного каберне чуден внутренний мир таманцев. Тут все - и тоска захолустья, и острое ощущение границы, КРАЯ, маячного места, откуда тысячелетиями льется в море свет земли. И боль за грандиознейшее предательство, учиненное на исходе XX века нашими госмужами, нашими думцами и лично губернатором Кондратенко - выкинувшее Россию из пролива. И боль за грядущие предательства, которые уже происходят или вот-вот готовятся произойти. И гордость за былые великие победы, одержанные тут же - с любого холма, глядя в пролив, их можно довообразить, увидеть внутренним взором. История, география, политика как на ладони, как на простой и внятной школьной карте... Все это вместе порождает особую, свойственную жителям Тамани мечтательность, всегда слегка подернутую печалью и неизменно одухотворенную светлой патетикой...
Смысл "похищения" журналистов заключался в том, чтобы внушить нам мысль: Тамань - вот будущая курортная Мекка России. Или, если угодно, Новый Крым - есть и такое рабочее название этого проекта. По мере продвижения нашего микроавтобуса вглубь полуострова к нам подсаживались новые люди, разных профессий и званий, и каждый норовил донести до нашего сознания нечто важное. У Тамани есть все, чтобы стать нашим лучшим курортом, говорили они. При сказочной насыщенности преданьями старины - первозданность. Идеальность чистого листа. На нем можно написать (и уже начали): ПОРТЫ, ТЕРМИНАЛЫ, ПЕРЕВАЛКА АММИАКА... А можно: ВИНОГРАДАРСТВО, ВИНОДЕЛИЕ, РЫБОВОДСТВО, ЗАПОВЕДНИКИ, КУРОРТЫ... Можно и совсем коротко: КУРОРТЫ - потому что по доходности эта отрасль, если подойти к ней с умом, затмевает все.
Сами таманцы выражаются не столь упрощенно, в их речах проблема обретает эпический размах и поэтическую высоту. "Тамань - ворота счастья для России... Земля не забытая, а сохраненная Богом для нового поступка России..." - это стиль Майкова. "Тамань - большая бутылка России, ведь на Темрюкский район приходится 46% российского виноделия и 60% виноградарства", - говорили в местном Музее вина. "Жемчужина России не Сочи, а Тамань," -вторил глава московской турфирмы, уроженец этих мест.
Весь длинный и насыщенный день на Тамани нас сопровождали подобные восклицанья. Венцом их был тост, произнесенный виноделом Вячеславом Черным: "Над Таманью всегда словно летает какой-то черный дух. Для нечистых помыслами эта земля всегда таит массу бед. Но эта же земля постоянно притягивает тех, кто умеет понять и желает возродить ее. Это не Тамани, а Лермонтову повезло, что он оказался здесь. Все, происходящее тут, имеет особый смысл, который заставляет человека делать невероятные веши... И всегда не известно, чем обернется пребывание на Тамани. За каждым действием - судьба. Если вы в состоянии развеять черный дух, витающий над Таманью, совершите этот поступок...".
Переходя на прозу, скажем: в последние два-три года таманцы тоже ощутили вкус к курортному делу. До этого, кроме 5-6 ведомственных здравниц, всюду лепились к морю примитивные базы и базенки. Вместе с частным сектором они обслуживали за сезон 30-40 тыс. отдыхающих. Но в 1999-м году сюда приехало уже 70 тыс. курортников, а в 2000-м - 115 тысяч! Это вдесятеро меньше, чем в Анапе, но если вникнуть, сколько средств вложено в анапский курортный комплекс и сколько их пока не вложено в Тамань... Теперь же процесс стремительного обустройства побережья вполне комфортабельными здравницами пошел и тут. Да и бабушки-старушки зашевелились, ожили, перестали причитать о малых пенсиях, тоже обустраиваются.
Мы побывали в трех здравницах таманской станицы Голубицкой - газпромовской "Северянке" (от "Газпрома" вам на побережье "не отвязаться", куда бы вы ни направлялись), автовазовской "Ладе" и детском лагере "Чайка", в котором большое участие принимает Московская область. Даже в этом последнем, наименее богатом, уровень комфорта вполне приличный. Чистейшее море. Пляжи - ракушечник. Экзотики - через край: ходишь по древнему дну Азовского моря, живешь в кратере потухшего вулкана, рядом грязевое озеро, сопки. При желании сможешь отыскать то самое Лукоморье. И даже дуб, - конечно, не тот, но, возможно, это будет потомок того самого, пушкинского дуба...
Стоимость путевок тут на четверть ниже, чем в Анапе, но и проблем побольше: транспорт, нехватка воды и зелени. Однако кто ловок и при деньгах - справляется. В "Северянке" подстраховались на все случаи жизни: три дизельные установки, своя скважина на 12 кубометров воды в час, 1000 кустов роз... Кстати, здесь детям дают икру. "Красную чаще, чем черную". Конечно, это опять-таки изыски монополиста, но, между прочим, "Северянка" обеспечивает работой 200 станичников, причем заработок уборщицы здесь превышает зарплату самого высокооплачиваемого учителя в Голубицкой. Что касается семей, принимающих курортников частным образом, так из них иные заработали прошлым летом по 70 тысяч рублей. А ведь главный довод тех, кто тащит сегодня на Тамань аммиак, заключается как раз в том, что проект обеспечит местным жителям рабочие места на строительстве железной дороги. Ну а когда дорога будет построена и по ней побегут цистерны с ядовитой начинкой, а курортники наоборот разбегутся подальше - кто будет обеспечивать местное население работой и какой?
Тамань пока - действительно чистый лист. Она еще не сложилась. И какой будет - это определяется сегодня, сейчас. Немалое количество финансово-промышленных групп неумолимо движутся сюда, чтобы использовать территорию полуострова под свои нужды, и есть очень большие сомнения в том, что эти их нужды совпадают с интересами государства и Тамани. Сами таманцы дружно мечтают об осуществлении на их земле национального проекта "Курорт России". Эту свою точку зрения они пытаются донести, докричать до большой, вечно мерзнущей страны, на маленьком теплом краешке которой они сегодня томятся в мучительном ожидании. Чему быть? Кто сегодня не успеет прийти на Тамань, тот опоздает. Выражаясь по-тамански: "Напряжение колоссальное...".