"ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА"
<21 марта 2001>
http://www.pnp.ru/pg_nomers/2146.htm
ВИДИТ БОГ, ПОД УГРОЗОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ РОГ
Геннадий БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ
Неприятный прогноз прозвучал, как всегда, некстати: в 2003 году в России одряхление основных производственных фондов и объектов инфраструктуры станет столь большим, что начнутся техногенные катастрофы. Тут применима аналогия с автомобилем, эксплуатируемым варварски, без ремонта и техобслуживания. До поры до времени железо терпит, но потом вдруг начинает "сыпаться", да так, что и ремонт уже не поможет.
Что же мы имеем в этом плане на юге России, в ключевом ее регионе, где сосредоточены ее важнейшие морские порты, сельхозугодья, курорты, значительная часть населения? Что делается, чтобы избежать "неизбежного"? Эти вопросы наш собственный корреспондент задал начальнику экспертно-аналитической группы Северо-Кавказского регионального центра МЧС России Владимиру КУЛАКОВУ.
- Владимир Григорьевич, в чем, по-вашему, основная причина такого одряхления всего и вся?
- Думаю - в стремлении новых хозяев заводов и фабрик выжать из них все по максимуму. Главное - рвануть сверхприбыль, а потом, мол, посмотрим, что делать дальше. При этом чаще всего ограничиваются поддерживающим ремонтом, что можно сравнить с латанием Тришкиного кафтана. Вспомните: раньше существовало такое понятие, как обновление основных производственных фондов. Действовали нормативы амортизационных отчислений. Сейчас же в этом смысле абсолютная свобода, а вернее, анархия. Ничто не обязывает собственников обновлять производство. Хотя по теории вроде бы должно быть иначе.
Так что, видимо, рановато мы ослабили государственный контроль над экономикой. Сужу по нашему региону: там, где имущество принадлежит государству, еще что-то делается, даже в условиях безденежья здесь думают о будущем. Пример - новый морской порт Оля под Астраханью. С дирекцией МАПа (морская администрация порта) нам легко разговаривать. Но был в одном из астраханских портов и другой директор. Кричал на нас: "Вон отсюда, я тут хозяин!". Пришлось объяснять, что он еще пока не на Марсе живет. Нет, это все не руководители, а, скорее, купчики. Не понимают, что крепкие цеха - это и их личный капитал, это их страховка на будущее. Вот вилла на Канарах дело другое.
- Но есть ведь и крепкие производства!
- Конечно. Но это скорее исключения. Примером тут АО "Донтабак". Там выносят свои основные производства из центра Ростова за его пределы. Это здорово очистит атмосферу города, да и заводу будет куда расти вширь. Нам вовремя предоставили на экспертизу проектные решения, мы подскажем, как лучше избежать вредных выбросов, разных неприятных ситуаций. Ведь табачная пыль при определенных условиях, знаете, может и взорваться. Табачники понимают, что лучше сейчас пойти на небольшое удорожание проекта, нежели раскошеливаться, когда что-то рванет. Однако большинство строят на свой страх и риск.
- Иными словами, даже обновляя в редких случаях производство, строя новое, директора добавляют нашу уверенность в Армагеддоне?
- Вроде этого. Тут я назову Таганрогский морской порт, начавший свою реконструкцию. Там упорно уклоняются от наших услуг, экспертизы проектов. А ведь порты входят в утвержденный правительством перечень потенциально опасных объектов. Мы подозреваем, что там вообще строят без какого-либо проекта. Как бог на душу!
- Да как такое возможно?
- Это и мы спрашиваем. В Таганроге пока в упор не видят МЧС. Прошлой осенью в порту грузили на судно, идущее в Болгарию, ядерное топливо для АЭС. При этом игнорировалась не только наша позиция, но и администрации области. Видно, директоров не слишком пугают возможные санкции. Ну оштрафуют его максимум на 20 минимальных зарплат. Для их доходов, видно, это пустяки. Стоит рисковать.
А вот в МАПе Туапсе лишних вопросов нам не задают, все наши замечания учитывают. Понимают нас в Азове, где строится метаноловый терминал.
- Основные проблемы, как я понимаю, в морских портах Краснодарского края. Там - объемы, масштабы.
- Да, и поправить там что-либо намного труднее. Речь прежде всего о желании концерна "Тольяттиазот" возвести терминалы для хранения с дальнейшей перегрузкой на суда жидкого аммиака, который идет пока через Украину. Место выбрали уникальное - Таманский полуостров, мыс Железный Рог. Емкость резервуаров - 9 миллионов тонн! Строительство уже по сути идет, хотя мы не видели никаких документов. Знаем, что до сих пор нет акта о землеотводе для стройки, не видели мы и постановления губернатора Кубани по этому проекту. Хотели бы мы увидеть и данные геодезических и геофизических исследований района строительства. Известно, что это - зона подтопления. Сейсмичность района - 9 баллов. Рядом в море - грязевой вулкан Миска. Не "поплывут" ли резервуары? Странно и то, что такой опасный объект возводится в погранзоне. А если теракт? Пуск из гранатомета, и огромная густонаселенная территория станет безжизненной пустыней.
Кстати, у нас и сомнений не было в том, что эта стройка идет в соответствии с проектно-сметной документацией (ПСД). И мы ее запросили для изучения. Однако волжане нас огорошили, сообщив, что им от МЧС нужны исходные данные для проектирования. Выходит, они к нему и не приступали?
Не назовешь удачным и выбор места для строительства нефтехранилища близ Новороссийска. Там установят десять резервуаров на 100 тысяч тонн каждый. При этом хозяева стройки из Каспийского трубопроводного консорциума забывают о требованиях СНиПов, по которым подобные объекты должны располагаться ниже отметок населенных пунктов. Здесь же целые озера нефти будут нависать над Новороссийском и двумя поселками. С учетом сейсмики риск налицо. Должен быть запас прочности. Есть ли он, нам неизвестно - тянут с предоставлением документов на экспертизу. Хотят нас поставить перед фактом? Когда две емкости точно окажутся над геологическими трещинами. Если их вдруг разорвет, нефть обрушится вниз, на дома и дороги, к морю! Обо всем этом мы уже информировали полпреда Президента России в Южном федеральном округе Виктора Казанцева.
К сожалению, не церемонятся с нами и строители газопровода Россия - Турция "Голубой поток", который пойдет через Новороссийск по черноморскому дну. И тут мы сидим без документов.
- Недавно над югом России, в предгорьях Западного Кавказа, похозяйничал ураган. Были разрушения. Многие населенные пункты, тот же Сочи, на несколько дней остались без света. Можно ли было избежать этих издержек?
- Думаю, это реально. Ветер из года в год в одних и тех же местах валит опоры ЛЭП. Их восстанавливают. Если собрать эти деньги, что тратятся на ликвидацию последствий ЧС, с лихвой хватило бы на то, чтобы проложить вместо ЛЭП подземный силовой кабель. Там, где он есть, никакой ураган не страшен. Вообще это же аксиома, что дешевле заранее побеспокоиться, подстраховаться, нежели потом героически бороться за спасение домов, предприятий, жизней. Порой восстановлением ущерба страна покрывает чью-то безответственность. Как это было в прошлом году в Приэльбрусье, в Тырныаузе, когда с гор сошел сель. При желании властей, которых предупреждали о надвигавшейся опасности, большей части разрушений можно было избежать.
- И последнее: боитесь ли вы того, что, как предрекают, начнется уже через пару лет?
- Думаю, не стоит паниковать. Этот прогноз - скорее повод и средство заставить всех нас задуматься о нашей ответственности за страну, в которой жить еще нам и нашим потомкам. Уверен: можно максимально уменьшить возможные издержки, если все пойдет по грустному сценарию. Но для этого нужно наводить в стране порядок. Пока "машина" еще едет.