"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА"
<12 сентября 2003>
КУРОРТНЫЙ ОБМАН
На Тамани контрабандным способом строится аммиачный терминал.
Не только курортникам, но и местным жителям
придется уезжать из Тамани, если сюда придет ядовитый газ.
Татьяна ПАВЛОВСКАЯ
Поселок Волна находится на стыке двух морей - Черного и Азовского. Примерно в километре от поселка стоит одинокий домик. С виду неказистый, часть крыши покрыта камышом. Живут здесь Юра Балуев, его жена Лена и пятеро их детей.
- Я когда-то жил в городе, рядом с крупным химическим заводом, - рассказывает Юрий. - На Тамань, перебрался к родителям. Работал в колхозе, но как только появилась возможность заняться фермерством, сразу ушел на вольные хлеба. Эту землю я не выбирал: она досталась по жребию. Полтора гектара в чистом поле. Вот акт о праве частной собственности. Все постройки оформлены, как положено. Есть проект, есть разрешение на строительство.
Юра планировал заниматься землей и жить с семьей в станице Тамань, где у родителей есть дом. Так сначала и было. Он посадил чеснок, собрал урожай, выручил первые деньги и купил на них телочку. С нее и началось балуевское дойное стадо. Сейчас в нем семь коров. Хоть и небольшая, но своя молочная ферма. Коровы дают от шести до 20 литров каждая. Молоко продают, за счет этого и живут. Постоянные клиенты фермера - пенсионеры из поселка. Спрос пока превышает предложение.
В нескольких сотнях метров от фермерского хозяйства полным ходом ведется строительство одного из основных объектов терминала по перевалке сжиженного аммиака. Два года назад, по словам Балуевых, представители корпорации "Тольяттиазот" пришли с предложением подписать акт об изъятии земли. Юра с Леной ответили категорическим отказом. Тогда на них махнули рукой: ладно, мол, пока живите, потом разберемся.
Но корпорация наступает. От аренды земли пришлось отказаться: чесночная поляна отошла терминалу. Однако на своих полутора гектарах Юра стоит насмерть.
Если подняться на гору Зеленскую, то хорошо видно все окрестности. Раньше казаки устраивали крестные ходы на гору с молебнами о дожде. Где-то здесь стоял монастырь, который в Х веке построил преподобный Никон. Именно отсюда пошло распространение христианства по Руси.
Сейчас вся гора Зеленская изрыта. Из нее брали грунт для прокладки насыпи под железную дорогу, ведущую к терминальным сооружениям. Сиротливо стоит у подножия горы часовенка, построенная здесь в честь преподобного Никона.
- Каждый раз сердце сжимается, когда приезжаю сюда, - говорит мой спутник Сергей. Шесть лет назад его отец Михаил Ананян, академик РАЕН, купил в Тамани дом. С тех пор члены большой московской семьи летом собираются здесь.
- На Таманском полуострове нужно развивать курорт, - продолжает Сергей, - а вместо этого строят аммиачный терминал.
Заходим на строительные площадки. На будущем складе аммиака ведутся монтаж и бетонирование подушек под две огромные емкости для хранения газа. Уже завезена часть металла для строительства самих емкостей. Работают здесь в основном приезжие строители. Есть и местные жители. "Нам хорошо платят, - сказал один из них, - но лично я против терминала. Придется, наверное, уезжать из Тамани, если сюда придет ядовитый газ".
На берегу моря строят эстакаду, по которой должна проходить морская часть аммиакопровода. Эстакада уходит в море уже более чем на 300 метров, а по проекту - на два километра.
Впрочем, проект и остальные документы пока носят чисто условный характер: нет заключения экологической экспертизы. Тем не менее работы ведутся уже пятый год. Прокуратура завела против корпорации уголовное дело по факту незаконного строительства. Но то, что я увидела, совсем не напоминало конспиративно-подпольную стройку.
- Что это вы, как контрабандисты, проникли на нашу территорию? – сказал заместитель генерального директора корпорации "Тольяттиазот" Иван Резник. - Надо сначала прийти в контору, представиться, а потом уже будем решать, что смотреть.
По сути, сама корпорация действует на Тамани контрабандными методами, ведя строительство без положенных по закону согласований. На что Резник ответил, что, возможно, они поступают и не совсем законно, зато вежливо: прибыв в край, первым делом представились губернатору. А что касается опасений местных жителей по поводу экологической безопасности, то они, по словам заместителя гендиректора корпорации, просто счастья своего не понимают: жили в забытом Богом уголке, а теперь к ним приходит настоящая цивилизация.
Год назад на берегу Тамани высадился десант. Несколько общественных экологических организаций два месяца держали здесь оборону. Выставляли пикеты у офиса корпорации, раздавали местным жителям листовки и требовали проведения независимой экспертизы и общественных слушаний.
Единственным чиновником, поддержавшим "зеленых", стал глава администрации Таманского сельского округа Геннадий Майков. Возможно, именно это сыграло решающую роль в его отставке с должности. В октябре прошлого года Майкова уволили по статье, найдя чисто формальный повод. По суду он потом восстановился, но сразу же уволился добровольно, поняв, что работать спокойно ему уже не дадут.
На имя Майкова продолжают идти ответы из официальных природоохранных организаций и от крупных ученых. Так, недавно пришло письмо от директора Геологического института РАН академика Юрия Леонова. В своем ответе, копия которого также направлена главе администрации края, академик Леонов описывает сейсмическую ситуацию на Таманском полуострове, "которая свидетельствует о современной тектонической активности этого района, представляющей реальную опасность для инженерных сооружений".
Возможно, сыграла свою роль точка зрения одного из авторитетнейших ученых страны, но, как стало известно, строительство объектов терминала приостановлено.
Питьевую воду на Тамань доставляют за много километров по проложенному не так давно трубопроводу, и обходится это очень дорого. А тем временем на окраине станицы находится удивительное сооружение, которое местные жители называют Турецким фонтаном. Вода здесь необыкновенно чистая.
Два местных энтузиаста - бывший глава округа Геннадий Майков и Александр Меташоп занялись поиском "живой воды" почти пять лет назад.
- Наши предки, жившие в античные времена, - убежден Майков, - знали, что здесь, на глубине до восьми метров, проходит подземный поток шириной примерно 300 метров. Вода под землей течет по песку, она словно сквозь фильтр проходит - вот откуда ее чудодейственные свойства.
Сейчас Геннадий Майков занимается общественной работой в Центре "Тамань-ЮНЕСКО". Реализация проекта по восстановлению античного сооружения - в ближайших планах Центра. Пока за живой водой местные жители ходят к единственному действующему источнику на окраину станицы. Они утверждают, что вода целебная, и рассказывают, что тот, кто не ленился ходить за ней, никогда не болел.
...Вот так и живут эти люди, которые кому-то кажутся странными. Юра Балуев, его жена и дети, поселившись рядом с будущим терминалом, самим своим присутствием ставят палки в колеса незаконной стройке. Александр Меташоп продолжает идти по пути древнего водовода. Геннадий Майков верит, что на Тамани непременно построят оздоровительный центр.
А аммиачного терминала здесь не будет.