"ПЛОЩАДЬ СВОБОДЫ"(Тольятти)
<20 мая 2003>
http://www.ps.avtograd.ru/Show.asp?ID=41534
ВЛАДИМИР МАХЛАЙ:
В СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ МЫ ВЛОЖИЛИ ДЕСЯТЬ МИЛЛИОНОВ. ДОЛЛАРОВ
Сергей РУСОВ
В последнее время президент корпорации "Тольяттиазот" Владимир Махлай в городе бывает редко. Примерно две недели каждого месяца он проводит на Тамани, где строится их порт. Тем не менее Владимир Николаевич успевает контролировать всю деятельность корпорации, о чем всегда откровенно рассказывает читателям "Площади Свободы".
Страсти вокруг порта
- Владимир Николаевич, как идет на Тамани строительство порта? Я был там год назад и хорошо помню все основные объекты. Местные власти по-прежнему чинят препятствия или удалось объяснить, что порт даст новую жизнь Краснодарскому краю?
- Местные власти... Вы затронули больную тему. Был я у главного эколога Краснодарского края. Он говорит: "Дай документацию на согласование" А я из практики знаю: отдашь документы на согласование, они их отправят в Москву, а оттуда опять в Краснодарский край, чтобы там поставили визу. В любом случае край должен жать согласие. На подобные процедуры должно уходить три - четыре месяца, а у нас ушло два года. И экологи чем-то недовольны!
- Вы обращали внимание, что они в принципе всегда недовольны. Это, наверное, особенности их профессии.
- Раз, говорят, документации нет, то мы запрещаем вам строительство. Я ему отвечаю: земля у нас есть, договор есть, почему мы не можем строить. Он подключает прокуратуру, которая отменяет распоряжение губернатора.
Я терпел-терпел и поехал на прием к председателю Госстроя страны. Прихожу к нему в приемную, а в фойе в красивой рамочке висит текст указа Петра I: "Если кто впредь будет чинить помеху строительному делу, вешать того без рассмотрения персоны". Представляете! Это у Кошмана висело.
Захожу к нему, рассказываю про проблему с портом, про семьдесят согласования. Строительство должно идти два-три года, а нас толкают на такой круг, чтобы мы и за пятнадцать лет не построили. Николай Павлович внимательно выслушал и сказал, что поможет.
- Помог?
- Меня состыковали с одним руководителем, с другим. Сегодня в Краснодарском крае мы так раскочегарили дело, что уже не остановишь. Мало того местные власти, пытаясь как-то оправдаться, создали даже группу по формированию строительства.
- Решили ускориться?
- Вот-вот. Мне шлют бумаги, говорят, что это мы тормозим стройку. Если, Сергей, я расскажу, в каких высокий кабинетах был, как отстаивал каждую позицию не хватит целого номер "Площади СВОБОДЫ", чтобы это все опубликовать. Суть в другом. Работа в порту идет и весьма интенсивно.
Гидросооружения в море выдвинулись на 120 метров. Забиваем сваи, выполняем другую работу. В этом году планируем пройти полтора километра или чуть больше. Я полон сил и решимости двигаться вперед. Уже появились новые подрядные организации, подключили машиностроительные заводы, подписали договора.
Неплохо идут дела по созданию флота. В этом году, я думаю, получим два-три новых корабля.
- Хотелось бы уточнить, что будут собой представлять новые корабли?
- Это буксиры.
- Их где-то строят или готовыми продают?
- Их по заказу нашей корпорации строят на Северном флоте. Там два завода выполняют этот заказ.
- Это серьезно!
- Буксира XXI века. наш порт будет лучшим в России. А лучший порт должен обслуживать лучшие суда. Вообще, флот корпорации будет состоять из восьми судов. Минимум - три буксира, причем ледокольного типа. Таких на Черном море никогда не было.
- А зачем тогда мини-ледоколы на Тамани?
- На Черном соре льда нет, это верно. Но вы же были в тех местах, там через пролив - Азовское море, которое бывает во льдах. Будут кроме буксиров судна для лоцманов, водолазов, судно для очистки моря.
- Вы ничего не сказали про танкеры. Они войдут во флот корпорации или будут арендованными?
- В море было шесть фирм, имевших танкеры. Они потихоньку объединились и теперь перевозками занимается одна. Я встречался с ее президентом, нет, у него должность звучит по-другому - капитан капитанов.
- В первый раз слышу такую должность.
- Так они назвали руководителя фирмы, которая возит сжиженные углеводороды, аммиак. Имеют порядка ста пятидесяти кораблей. Капитан капитанов, по национальности он норвежец, был на Тамани полтора месяца назад. Я ему показал порт, гидросооружения и сказал, чтобы они укомплектовали их всем необходимым: шлангами, вентилями. Словом, первый танкер должен подойти так, как будто он уже год здесь заправлялся.
Он мне подсказал, что нужно сделать на какой глубине и в каком месте. Я остался доволен встречей. Фирма очень солидная и нам нет смысла строить свои танкеры. Но даже если бы построили, то потребовалась бы мощная ремонтно-обслуживающая база.
Черное море спокойное. Это в порт Новороссийска не зайдешь, а у нас станут швартоваться многие суда. Польза будет всем. В Москве это поняли, а также в Краснодаре, Ростове-на-Дону. Все хотят принять участие в обслуживании порта.
В мае-июне мы планируем сделать под одну емкость постамент. Там только одной арматурной стали нужно шесть тысяч тонн. Бетонное литье по технологии должно без остановки длиться семьдесят дней. Это обязательное условие для девятибальной системы. Еще планируем за лето сделать оба блока гостиницы, сейчас туда направлены дополнительные силы. на одном блоке уже вышли на пять этажей, осталось перекрытие. Кроме того, заканчиваем первый этаж офиса. там еще пять этажей, я бригады стропалю, чтобы к сентябрю перекрыть. Постараемся успеть сделать отделку к Новому году.
Недавно там собирались со специалистами, обсуждали состояние коммуникаций. Как обеспечивать объекты водой, теплом, газом. Как решить вопросы по канализации, очистным сооружениям. Многое прояснилось, летом начнем возводить нулевые циклы.
Остальные вещи мы не планируем, потому что сегодня любой проект - это снижение темпов строительства порта. Перегрузку аммиака, я думаю, осуществить весной.
- То есть через год?
- Да, в апреле-мае должен встать под загрузку первый танкер. Но работы столько, что мне надо постоянно находиться там.
- А кто, Владимир Николаевич, в ваше отсутствие отвечает за стройку?
- Когда я уезжаю, то ответственным остается Резник. Иван Григорьевич меня подстраховывает. Начальником ОКСа там Наталья Петровна, очень толковый специалист, ответственный. Я доволен работой Натальи Петровны.
Кстати, мы не Тамани укомплектовывали штаты, на стройке работают сто пятьдесят человек.
- Это местные или наши, тольяттинские?
- Специалисты-кураторы из Тольятти, работают вахтовым методом примерно по две недели. Процентов девяносто - это местные. Только охраны делится пятьдесят на пятьдесят, потому что у местных был девиз: "Устройся на работу и тащи".
- Нашим охранникам там довольно сложно, местные к цивилизованной работе приучены мало. Но я оптимист, тем более, появились люди, которым можно доверять. Будем молодежь учить, кого в колледжи, кого в институты. Люди должны осознать, что работать честно гораздо выгоднее.
- Сколько примерно человек будет работать в порту? Пятьсот? Семьсот? Больше?
- Не менее тысячи. А когда порт получит колоссальное развитие, я в этом нисколько не сомневаюсь, как не сомневаюсь в его уникальности, коллектив, естественно, будет расти. Отрадно то, что такое понимание приходит и к жителям Тамани.
Будем объединять агрегаты
- С портом вся ясно, теперь расскажите, пожалуйста, о работе ТоАЗа.
- Работа завода оставляет желать лучшего. Итоги прошлого года я оценил как неудовлетворительные. Причин много: расслабился коллектив, осталась нерешенной проблема с поставками газа. Газовые игры идут на всех уровнях. Когда же наше правительство примет решение, чтобы химические предприятия нормально работали? Оно должно же осознать, что есть газ, который ТЭЦ просто жгут, и технологический газ - сырье для продукции. Удобрения помогают интенсифицировать сельское хозяйство, получать больше кормов, молока, хлеба, мяса.
Не надо быть мощным аналитиком, чтобы понять очевидную вещь - такая ситуация не дает развиваться химическим предприятиям. Нет перспектив, хотя у нас, например, много наработок. Неужели это не видит правительство.
Из-за того, что расслабился коллектив, были допущены аварии. Меня особенно взволновала ситуация на производстве метанола, где буквально угробили питательные насосы и другое оборудование. Теперь что-то ремонтируем, что-то докупаем. На одном из собраний мне заводчанин заявил, что наше оборудование старое, и на нем работать нельзя. Я спросил, почему москвичи работают на оборудовании 30-х, 40-х годов и у них не возникает проблем. "Тольяттиазот" в нашей стране самый молодой завод, если взять химическую отрасль. А производству метанола вообще два года. Значит дело все-таки не в оборудовании, а в отношении к нему.
Первый агрегат мы хорошо отремонтировали, но обслуживающий персонал не сориентировался, когда зимой в морозы газовики начали играть с сырьем. В итоге проблемы. на втором агрегате не было ротора. Сняли ротор с четвертного агрегата, где велся длительный ремонт, поставили на второй. Агрегат три дня поработал и возникли осложнения с катализатором. Неужели специалисты не могли предвидеть такое развитие событий? Сейчас остановили агрегат на месяц, меняли катализатор.
Чтобы впредь такого не было, займемся ремонтным корпусом. Обяжем всех руководителей вплоть до мастеров делится опытом, читать лекции. Я сам буду выступать, а заодно и контролировать подготовку кадров. Это первое. Второе, мы хотим объединить агрегаты. Скажем, у двух агрегатов будет единый пульт управления с новой автоматикой.
- Это не вызовет сокращение кадров, а значит определенную напряженность в коллективе?
- Это нормальный технический процесс, предусматривающий сокращение расходов. Сокращения штатов не будет, но тех, кто нарушает трудовую и технологическую дисциплину, с агрегатов уберем.
- С учетом расходов на строительство порта будут ли сокращены социальные программы?
- Нет. По-прежнему ведется строительство гостиницы возле Дворца культуры, будет продолжено возведение центра досуга, где "скелет" сделаем полностью. По гостинице все контракты подписаны.
Был я недавно во Дворце культуры. В целом коллектив хороший, но праздники почему-то плохо организовывают. Пробовал пиво наше, не то качество стало. Будем делать оргвыводы.
- Владимир Николаевич, а я был не так давно в заводском детсаду "Тюльпан". Осенью он будет отмечать свое десятилетие. В двух группах заметил порванный линолеум. Родители хотели сброситься и купить новый, но, говорят, у вас так не принято.
- Правильно говорят. Детсаду мы дотируем и в состоянии сами отремонтировать. Новый линолеум там будет.
- Если не секрет, какую сумму в целом вы планируете потратить на социальные программы?
- В этом году будет вложено десять миллионов.
- Долларов?
- Конечно.
- Коль заговорили о деньгах, расскажите немного о втором банке корпорации. Для чего созданы РТС-банк?
- "Тольяттихимбанк" занимается финансированием основной деятельности корпорации, РТС-банк - порта и дочерних предприятий завода. Порт мы строили на кредиты и строительство должно быть прозрачным. РТС-банк набирает силу, я доволен работой председателя правления Татьяны Грабор и ее команды.
- Будет ли банк работать с физическими лицами?
- Будет и очень успешно.
- Тогда РТС-банк станет конкурировать с "Тольяттихимбанка".
- Я не вижу в этом ничего страшного...
Пользуясь случаем, президент корпорации поздравляет всех работников химической отрасли с наступающим профессиональным праздником, пожелав каждому здоровья, семейного счастья и материального благополучия.