ОТЛОЖЕННАЯ СМЕРТЬ

“ВАШЕ ПРАВО. ГАЗЕТА О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА”

<3 февраля 2003>

 

ОТЛОЖЕННАЯ СМЕРТЬ

 

Нефть, аммиак и сера грозят гибелью

 

Е. ИВАНТЕЕВА

 

Авария танкера "Престиж" у берегов Испании заставила вновь задуматься о безопасности курортов на Черноморском побережье России. Как известно, здесь бурно развивается строительство терминалов и трубопроводов. Уже построена нитка газопровода в Геленджике, нефтепровод работает между Новороссийском и Анапой, на Тамани планируется наладить вывоз аммиака.

Один из самых опасных для экосистемы региона проектов - "Голубой поток". Это трубопровод длиной 396 километров, который проходит по дну Черного моря на глубине 2500 метров. Причем на суше газопровод пересекает особоохраняемые природные территории и санитарную зону города-курорта Геленджик. По утверждению экологов, проект осуществлялся с нарушением российского законодательства и норм экологической безопасности, а работы по строительству были начаты либо до окончательных заключений экологических экспертиз, либо в обход этих заключений и рекомендаций.

По мнению президента союза "За химическую безопасность" доктора химических наук Льва Федорова, проект уже начал губить природу региона:

- У "Голубого потока" неприятности еще наверняка будут, потому что дно Черного моря - это сероводород.

А к тому же когда строители прокладывали нитку по берегу по пути из Ставропольского края до Геленджика, то много "напахали". По-моему, ценнейшую самшитовую рощу они погубили по дороге исключительно из соображений экономии денег.

 

Вторым по степени опасности проектом можно считать строительство нефтяного терминала рядом с Анапой в Южной Озерейке. "Каспийский трубопроводный консорциум" был создан в 1992 году правительствами России, Казахстана и Омана для строительства 1500-километрового трубопровода для транспортировки сырой нефти от Тенгизского месторождения в Казахстане до терминала на российском побережье Черного моря в Южной Озерейке. Сейчас через терминал уже перекачивается 10 миллионов тонн нефти в год. Кстати, Россия будет получать свою долю дохода от проекта только с 2017 года.

Слово - доктору химических наук Льву Федорову:

- Насколько я понимаю, экономическая выгода проекта для России - нулевая, даже отрицательная. Реализуется он, по-моему, только ради дружбы с Казахстаном. А вот с точки зрения экологии он чреват разливами нефти в море. Серьезные специалисты считают, что детский курорт Анапа может теперь сойти на нет, потому что избежать разливов невозможно.

Известно, что перевалка сырой нефти даже в 5 километрах от берега всегда чревата аварийными ситуациями и случайными утечками, кроме того, танкеры сбрасывают в море балластные воды, которые не прошли очистку. Люди говорят, что на детские пляжи уже попадает нефть. Вот почему у председателя экологической организации "Экурс" из Анапы Светланы Паньковой есть серьезные претензии к руководству "Каспийского трубопроводного консорциума":

- У них не было экологической экспертизы на последний проектировочный этап. И не случайно новороссийские экологи обратились в суд в связи с тем, что консорциум без полного прохождения государственной экологической экспертизы начал строительство. Причем в первой инстанции экологи выиграли дело, но потом краевой суд вернул его на новое рассмотрение, назначили другого судью и отменили первое решение, признававшее, что строительство ведется незаконно и что необходимо его приостановить. Стало быть, крупным корпорациям закон не писан...

Что же касается нарастающей из года в год интенсивности работы морского терминала в Южной Озерейке, то, по мнению эксперта-эколога Оганеса Тургуляна, существует прямо пропорциональная зависимость между объемами нефти и числом аварий:

- Простая статистика показывает, что на 20 танкерных перевозок приходится одна небольшая авария, на 50 - одна среднего размера, на 100 - одна крупная. До пляжей Анапы там очень недалеко, меньше 100 километров. Собственно, вся протяженность Черноморского побережья России составляет около 400 километров, и, конечно, надо бы развивать там зоны отдыха, потому что далеко не все россияне могут ездить в Турцию или в Таиланд, многие дети отдыхают именно на российских курортах. Нефть в российских недрах рано или поздно кончится. Зато рекреационные возможности здравниц на морском побережье относятся к разряду вечных ценностей. Так же, как и рыба, которая в случае серьезной аварии перестанет ловиться и в Каспийском, и в Черном морях.

По словам Светланы Паньковой, при разработке проекта КТК не была произведена оценка вредного воздействия нефтяного терминала на окружающую среду, в частности, на детские курорты Анапы. Не было учтено, какой ущерб будет в случае аварии нанесен курорту, его природным ресурсам, лечебным факторам.

- Прошлым летом мы столкнулись с таким фактом, - продолжает Светлана Панькова. - Анапские рыбаки сообщили, что видели большое количество нефти, которая шла по поверхности. Они очень возмущены тем, что теперь невозможно пройти по морю на сейнере - везде в нефть попадаешь. Даже сеть они вытаскивают испачканную в нефти. Причем пятно увеличивается в сторону Южной Озерейки. Мы послали в КТК запрос от нашей организации. Получили такой ответ-отписку: "Смотрите в тех материалах, которые мы публикуем". И все.

Теперь виновного не найдешь.

 

Еще более опасным проектом независимые эксперты считают строительство терминала по перевалке жидкого аммиака на Таманском полуострове. Постройку терминала и порта Железный Рог в двух километрах от курортного поселка Волна и в десяти километрах от станицы Тамань ведет химическая корпорация "Тольяттиазот". Причем строительство ведется с нарушением федеральных и местных законов. Комментирует доктор химических наук Лев Федоров:

- Они начали с того, что срыли верхушку горы с 9-балльной сейсмичностью. Аммиак выводят далеко в море и там собираются закачивать его в танкеры. Совершенно очевидно, что нарушены все экологические нормы, какие только существуют, и совершенно очевидно, что частники хотят на этом заработать. Призвать нарушителей к порядку не удается, поскольку мы еще пока не отработали правовую систему. Насколько я понимаю, сейчас достаточно дать "на лапу" чиновнику, который отвечает за территорию, и любой вопрос будет решен.

А что касается экологии, то вот объективные расчеты. В случае аварии на терминале в зону поражения могут попасть Островной причал, дом отдыха "Факел", поселок Волна, город Тамань, поселок Виноградный и станица Вышестеблевская. Расчетное время подхода облака аммиака к этим пунктам с населением в 35 тысяч человек составляет несколько минут. По словам Льва Федорова, если аммиак разольется, то в радиусе полутора километров от эпицентра погибнет все живое. В радиусе до 4 километров людей настигнут поражения "не смертельные". Имеется в виду отложенная смерть...

- Нашатырный спирт хорош для чего угодно, но не для того, чтобы в нем жить, - продолжает Лев Федоров. - Вся жизнь уйдет из этих мест и не скоро туда вернется. Аммиак же и через несколько лет никуда не улетит, он останется в воде.

И последний проект - строительство в порту Новороссийска универсального комплекса по перевалке жидкой серы мощностью миллион тонн в год. Заказчиком проекта, включенного в подпрограмму "Морской транспорт" без необходимых экспертиз и согласований, стало акционерное общество "Астраханьгазпром" с долевым участием немецкой фирмы "МГ Хемихендел". Говорит доктор химических наук Лев Федоров:

- Два миллиона тонн аммиака на Тамани, миллион тонн жидкой серы в год в Новороссийске - это уже слишком. Характерно, что руководители Туапсе сумели защитить свой город от этого проекта, по теперь комплекс решили сооружать в районе Новороссийска.

Новороссийск и без того для жителей не очень уютен: здесь расположены 5 цементных заводов и 6 портов. А тут еще добавляется сера из Астрахани. Если разольется и загорится жидкая сера, хлопот хватит всем. А поскольку в городе есть нефтебазы, может случиться гигантская техногенная катастрофа. И тогда никакой храбрый МЧС не поможет...

Важное обстоятельство: муниципалитет Новороссийска не давал согласия на разработку проектов по перевалке твердой и жидкой серы. Причина в том, что резервуары для хранения серы, а также железнодорожные вагоны и цистерны, в которых предполагается ее перевозить, будут находиться вблизи жилых зон, где уже сейчас зафиксирован критический уровень загрязнения окружающей среды. Тем не менее проект реализуется. Почему - остается только гадать. Очевидно, нашлись силы, преодолевшие сопротивление муниципальных властей.

Продолжает Лев Федоров:

-- Мы все глубже и глубже тонем в техногенных рисках. Я назвал проекты по степени, так сказать, их опасности. Газ - вроде терпимо. Нефть - похуже. Аммиак - хуже некуда. А сера - просто экологический бандитизм. И все это - на один клочок побережья страны, где людям летом надо отдыхать. Местные жители тоже попали в безвыходное положение. Им обещают, что строительство обеспечит всем работу, достойную зарплату, пенсии, дескать, тоже повысятся... А когда выяснится, что эти посулы - лишь пустой звук, будет поздно. Председатель экологической организации "Экурс" из Анапы Светлана Панькова полагает, что причиной резкого роста числа проектов, связанных с транспортировкой опасных грузов через Черноморское побережье России, стало равнодушие органов власти: - В международном стратегическом плане по спасению Черного моря зафиксировано, что приоритет развития Черноморского побережья - туристическая и курортная отрасли по всем шести странам. Плюс умеренное, рациональное рыболовство как основной источник доходов, плюс сокращение транспортировки опасных грузов, поскольку речь идет о водоеме, который находится сейчас в экологическом кризисе. Между тем Россия с каждым годом все больше уклоняется от этого стратегического плана. Наша беда в том, что к нынешнему моменту в стране оказались сильными и развитыми нефтяные и транспортные корпорации, а курортная отрасль и туристический бизнес находятся в зачаточном состоянии. Неудивительно, что побеждает тот, на чьей стороне сила. А закон... Он безмолвствует. Хотя придет время, когда люди будут горько жалеть о том, что не сберегли уникальную природную зону, где многие россияне могли поправить свое здоровье.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования