"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"
<1 июля 2006>
НЕФТЯНОЙ ПРИЗРАК НАД АЗОВСКИМ МОРЕМ
Как компания "Приазовнефть" хочет
"облагодетельствовать" добычей нефти Азовское море
Нефтяная лихорадка добралась до шельфа Черного и Азовского морей. Несколько лет назад ряд нефтяных компаний получили лицензии на разведку и добычу углеводородов на различных участках черноморско-азовского шельфа России вдоль побережья Краснодарского края. Одна из них уже в октябре этого года намерена начать разведочное бурение. Это ООО "Нефтяная компания "Приазовнефть" – дочернее предприятие "Лукойла" и "Роснефти", каждой из которых принадлежит по 42,5% его акций. Третьим совладельцем "Приазовнефти" является Администрация Краснодарского края, которой принадлежит 15% акций. Свою "долю" в акционерном капитале администрация края получила за открытие "зеленой" улицы этому чрезвычайно опасному в экологическом отношении проекту.
Добычу нефти и газа компания собирается вести на так называемом Темрюкско-Ахтарском нефтегазоносном участке, площадью 5444,9 кв. км. Этот участок охватывает юго-восточную часть Азовского моря, примыкающую к территории Темрюкского и Славянского районов Краснодарского края.
Как стало известно, "Приазовнефть" собирается вести разведочное бурение на восьми площадках, расположенных на шельфе Азовского моря, и на шести площадках, расположенных на его берегах. Больше всего скважин планируется разместить на побережье и в прибрежной акватории Темрюкского района на участке между поселкам Пересыпь и Приазовский – четыре наземных и пять морских. Это один из наиболее ценных в курортном отношении участков побережья этого района. Таким образом, активно развивающиеся курорты Кучугуры и Пересыпь скоро "украсятся" новыми достопримечательностями – буровыми вышками, претендуя со временем стать местным Баку, где море воняет нефтью и купаться вредно для здоровья.
Еще три морских скважины намечено заложить вблизи впадения в Азовское море реки Кубань, рядом с водно-болотными угодьями международного значения "Дельта Кубани", охраняемыми согласно Рамсарской конвенции. И, кроме того, две сухопутных скважины запланировано пробурить прямо на территории этих водно-болотных угодий в районе мыса Ачуевский. Участок расположения этих скважин, помимо того, что он охраняется Рамсарской конвенцией, входит в состав федерального заказника "Приазовский". Тем самым, продолжится разрушение водно-болотных угодий дельты Кубани, активно осуществляющееся в настоящее время "Газпромом" и "Роснефтью".
Элементарный анализ мест расположения скважин говорит о том, что разведочное бурение и последующую добычу нефти и газа планируется вести на участках, которые чрезвычайно уязвимы м чувствительны к любому хозяйственному воздействию. Разведка и добыча углеводородов в комплексе с сопутствующими ей операциями транспортировки огромных объемов опасных веществ, в случае аварийных ситуаций может привести к масштабной экологической катастрофе.
Но, если почитать многочисленные публикации в средствах массовой информации на тему проекта "Приазовнефти", и взять их на веру, то сложится представление, что этот проект несет великие блага людям и природе. Никаких вредных сбросов, никакого ущерба, одни сплошные пользы и выгоды. Просто суперэкологичный проект. Однако есть основания полагать, что все это - лишь глянцевая обложка журнала с совершенно другим содержанием. Что ничем особенным не отличается "Приазовнефть" от остальных нефтяных компаний, которые говорят одно, а делают другое, и от деятельности ни одной из которых еще не стало лучше природе.
Эти предположения полностью подтвердились за те полтора года, на протяжении которых Экологическая Вахта по Северному Кавказу пыталась наладить с "Приазовнефтью" конструктивный диалог.
Экологическая Вахта неоднократно направляла официальные письма руководству компании, в которых ставила вопросы о доступе к экологически значимой информации по проекту и об участии в процессе оценки воздействия на окружающую среду. Вахта официально уведомила "Приазовнефть", что она, согласно нормативам "Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ", является "заинтересованной общественностью".
Для получения необходимой информации о проектах и мерах по обеспечению экологической безопасности намечаемой деятельности ОАО НК "Приазовнефть" на шельфе Азовского моря Вахтой был запрошен ряд документов: декларация о намерениях, техническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду; план мероприятий по ходу общественных обсуждений данного проекта. Помимо этого, делались запросы относительно того, какие действия по привлечению к процессу ОВОС общественных организаций и местного населения, а также информированию общественности были сделаны нефтяной компанией в рамках предпроектных и проектных работ.
Однако, никаких документов "Приазовнефть" не предоставила, более того, руководство компании проигнорировала почти все письма Экологической Вахты. Был ответ только на одно письмо, но и это было чисто формальной отпиской.
Подобная политика компании развеяла миф о ее якобы экологичности и цивилизованности.
Другим ярким проявлением псевдоэкологичности "Приазовнефти" стала организация и проведение так называемых "общественных слушаний", которые состоялись 23 июня 2006 года в районном центре Темрюк. В нарушение нормативов проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), компания перед слушаниями не оповестила должным образом заинтересованную общественность и не предоставила ей возможность ознакомиться с материалами проекта. Весь процесс слушаний был умело поставленным спектаклем, призванным показать, что общественность "приветствует" реализацию проекта "Приазовнефти". Надо отдать должное режиссерам спектакля - сотрудники компании сделали очень многое для создания видимости такой поддержки. На слушания были приглашены только тщательно отобранные представители общественности, заранее подготовленные для выражения поддержки проекта. Для контроля над ситуацией "Приазовнефть" организовала доставку этих людей к месту слушаний из разных мест края. Экологическая Вахта о слушаниях узнала совершенно случайно, поэтому внезапное появление на слушаниях ее представителя, который в диссонанс с остальными выступающими выступил с критикой проекта "Приазовнефти" и выразил мнение, что его реализация недопустима, стало для организаторов неприятным сюрпризом. Очень жаль, что в качестве одной из "карманных" общественных организаций, поддержавших этот проект, выступило авторитетное Краснодарское отделение Русского Географического Общества (КРОРГО). Однако позже выяснилось, что мнение присутствующих на слушаниях представителей КРОРГО отнюдь не выражало мнение всей организации.
Во время слушаний представитель Экологической Вахты задал вопрос о том, каким образом можно ознакомиться с материалами ОВОС по этому проекту, на что сотрудник "Приазовнефти" ответил, что ОВОС доступен на web-сайте кампании. Это информация оказалась ложной, поскольку материалов ОВОС там, как не было до слушаний, так и не появилось после них.
Компания не случайно скрывала от Экологической Вахты информацию о своем проекте. Она чрезвычайно боялась проведения его независимой общественной экологической экспертизы. Чтобы предотвратить саму возможность такой экспертизы, она пошла на интересный ход. Как стало известно на слушаниях, уже проведены целых две общественных экологических экспертизы проекта "Приазовнефти". Одну из них провело КРОРГО, а другую - никому не известное "молодежное экологическое объединение". Нет сомнений, что это было сделано специально, чтобы не дать возможности провести такую экспертизу Экологической Вахте по Северному Кавказу, ведь по Федеральному Закону "Об экологической экспертизе" общественную экспертизу нельзя проводить более двух раз. Как выяснилось, о том, что КРОРГО провело общественную экологическую экспертизу проекта "Приазовнефти", закончившуюся его одобрением, в самом обществе почти никто не знал. В том числе, и абсолютное большинство членов его Президиума, так как заключение этой экспертизы не обсуждалось, и не утверждалось на его заседаниях. Об этой экспертизе не знали даже в секции охраны природных ландшафтов – осуществляющей природоохранную работу в рамках общества. Секрет такой "странной" ситуации с этой экспертизой прост. Главный эколог "Приазовнефти" Борис Елецкий давно дружит с частью руководства Краснодарского отделения Русского географического общества и даже входит в состав его Президиума. Пользуясь этой связью, "Приазовнефть" поставила общество в материальную зависимость, выдавая ему периодически деньги на различные нужды – в частности, на издание "Вестников КРОРГО". В этих научных сборниках, регулярно публиковались статьи, восхваляющие деятельность "Приазовнефти". Факт проведения заказной общественной экспертизы накладывает тень на репутацию КРОРГО. Этот случай возмутил часть членов общества, которые сейчас добиваются проведения внеочередного заседания Президиума.
Понимая, что добыча нефти в Азовском море преступна, и вряд ли с радостью будет принята общественностью и населением, "Приазовнефть" помимо подкупа отдельных организаций предприняла и другие шаги для создания благоприятного имиджа "экологически ответственной компании". В этих целях она профинансировала модернизацию Темрюкского осетрового завода, включив это в проект со звучным названием "Экологическое оздоровление Азовского моря". Вряд ли это будет содействовать оздоровлению моря, но от этого хотя бы есть реальная польза для рыбного хозяйства. А вот другие проекты, выдаваемые компанией за проявление ее "экологичности", являются чистым обманом. Например, проект "Создание берегоукрепительной полосы в Темрюкском районе, разделяющей Азовское море и водно-болотные угодья, охраняемые Рамсарской конвенцией", ведет к преобразованию и разрушению естественных экосистем, а отнюдь не "сохранение водно-болотных угодий", как это указано в красочном буклете, посвященном этому проекту. Согласно этому проекту намечается строительство новых дорог вдоль побережья и укрепление старых, а также, так называемое "берегоукрепление", в результате которого намечается полностью преобразовать естественную береговую полосу вдоль этих дорог. Дороги нужны для обеспечения производственных процессов бурения, а в дальнейшем – для транспортировки добываемых углеводородов. Все это - на территории водно-болотных угодий международного значения, ущерб которым в результате будет нанесен колоссальный. Еще один проект, выдаваемый в качестве экологически ориентированного - "Создание корпоративной геоинформационной системы и центра визуализации геоэкологических данных по Азовскому морю" нужен компании, прежде всего, для организации процесса разведки и добычи нефти, а не для природоохранных целей.
Сотрудники "Приазовнефти", отвечающие за "облапошивание" широкой общественности, хорошо научились преподносить "черное" в белых одеяниях. Оказывается, добыча нефти в курортной местности и в пределах особо охраняемых природных территорий "позволит более полно использовать рекреационный потенциал Азовского побережья Краснодарского края, а также обеспечить сохранения биоресурсов Азовского моря".
В средствах массовой информации уже опубликована масса ангажированных публикаций, авторы которых рассказывают читателям как "Приазовнефть" облагодетельствует Азовское море. Но всем давно известно, и примером тому вся обширная мировая практика нефтедобычи на морском шельфе – извлекаемая из недр нефть несет морю только загрязнение и деградацию экосистем. И в этом контексте все благие намерения "Приазовнефти" в отношении Азовского моря напоминают старания убийцы смыть грех тем, как хорошо он будет ухаживать за могилой своей жертвы.
Ключевой аргумент "Приазовнефти" – это технология "нулевого сброса", согласно которой в море при бурении и добыче углеводородов не должно поступать никаких загрязняющих веществ. Безусловно, что в сравнении с традиционными методами морской нефтедобычи, когда в море сбрасываются огромные объемы ядовитых отходов, "нулевой сброс" - огромный шаг вперед. Но как показал опыт работ компании "Лукойл" на шельфе Каспия, на который опирается "Приазовнефть", этот сброс не всегда бывает действительно "нулевым" и не всегда эта технология обеспечивает полную экологическую безопасность. Азов настолько уязвим, что даже при применении этой технологии здесь нельзя вести нефтедобычу.
Как бы не старалась "Приазовнефть" обезопасить разведку и добычу углеводородов – возможность серьезных аварий в принципе невозможно исключить. До сих пор не дает о себе забыть недавняя экологическая катастрофа, произошедшая в 2004 году около хутора Прорвенский - в этом же районе, на территории дельты Кубани при проведении разведочного бурения дочерним предприятием компании "Газпром". Тогда, в результате аномально высокого давления газа, произошла разгерметизация скважины, и две недели газовики не могли остановить массовый выброс газового конденсата. В результате чего были сильно загрязнены уникальные природные территории, пострадали местные жители. И никакие высокие технологии не помогли ни предотвратить аварии, ни оперативно ликвидировать ее, ни очистить должным образом загрязненную территорию.
Экологическая Вахта по Северному Кавказу считает добычу нефти на Азовском море недопустимой. В этом море, уникальный потенциал которого позволяет обеспечить рыбой всю Россию и Украину, в результате нерациональной хозяйственной деятельности уже происходит экологическая катастрофа. Азовское море является чрезвычайно уязвимой экосистемой, ввиду замкнутости его акватории и мелководности. Ситуация с соблюдением экологического баланса здесь находится за пределом. У экосистемы этого моря уже нет никакого запаса прочности и в случае серьезной аварии с разливом больших объемов загрязняющих веществ, последствия для нее будут фатальными. Чтобы предотвратить окончательную деградацию Азовского моря, необходимо наложить мораторий на осуществление здесь добычи углеводородов, и особенно нефти, а также на расширение транспортировки через его акваторию опасных грузов, грозящих масштабным загрязнением окружающей среды.
Никогда еще нефть, извлекаемая из природных недр, не несла добра природе. Чистота моря и добыча нефти несовместимы по определению. Рано или поздно, где-нибудь, что-нибудь взорвется, лопнет, столкнется… И, поэтому, черный призрак будущего в образе нефтяных платформ "Приазовнефти", нависший сейчас над Азовским морем, очень напоминает всем известный образ старухи с косой…
Дмитрий КАПЦОВ
Андрей РУДОМАХА
(Экологическая Вахта по Северному Кавказу)