"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"

<6 февраля 2006>

 

НОВАЯ ТРАНСКАВКАЗСКАЯ ДОРОГА

УГРОЖАЕТ ВСЕМИРНОМУ ПРИРОДНОМУ НАСЛЕДИЮ

 

Начата государственная экологическая экспертиза

обоснования инвестиций строительства

автодороги Черкесск-Адлер

 

Согласно информации, опубликованной на сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), 25 января 2006 года вышел приказ этой службы о начале государственной экологической экспертизы "Обоснования целесообразности строительства автодорог, соединяющих горные курорты Северного Кавказа с Черноморским побережьем по направлению Черкесск-Адлер". Срок экспертизы – 3 месяца. Председатель экспертной комиссии - Гольдман В.И. 27 января состоялось ее первое заседание.

Таким образом, стартовала ключевая процедура по согласованию обоснования инвестиций строительства автодороги Черкесск-Адлер. Этот же проект часто фигурирует под другим названием: автодорога Минеральные Воды – Красная Поляна.

Этот проект, инициированный в 2001 году властями Карачаево-Черкесской Республики и поддержанный на федеральном уровне, несет колоссальную угрозу дикой природе Западного Кавказа. Шесть из девяти рассматриваемых в обосновании инвестиций возможных вариантов трассы автодороги Черкесск-Адлер затрагивают территорию Кавказского биосферного заповедника и объекта Всемирного Природного Наследия "Западный Кавказ". Два из этих шести вариантов признаны приоритетными. Это вариант №6 по маршруту Черкесск – Курджиново – Дамхурц - озеро Импси – озеро Кардывач – Красная Поляна и вариант №5 по маршруту Черкесск – Псебай - Даховская – плато Лагонаки – Солох-Аул – Дагомыс. Вариант №6 активно лоббируют власти Карачаево-Черкесии, вариант №5 – власти Адыгеи. Остальные варианты трассы фактически выступают в роли статистов для создания видимости всестороннего рассмотрения этого вопроса.  Строительство автодороги по любому из "приоритетных" вариантов с экологической точки зрения совершенно неприемлемо, так как ведет к хозяйственному освоению огромных массивов девственных заповедных земель, что нанесет невосполнимый ущерб уникальному биологическому разнообразию региона.

Данный проект уже давно вызывает обеспокоенность российской экологической и научной общественности. Чтобы осуществить правовую и научную оценку этого проекта, Экологическая Вахта по Северному Кавказу весной 2005 года официально зарегистрировала общественную экологическую экспертизу обоснования инвестиций в строительство автодороги Черкесск-Адлер. В состав экспертной комиссии вошло большое количество авторитетных ученых из Северо-Кавказского региона и Москвы. Однако, несмотря на обязательность предоставления материалов на экспертизу, заказчик этого проекта - "Управление федеральных автомобильных дорог на территории Карачаево-Черкесской Республики" – отказался предоставлять материалы на общественную экспертизу. Это подтвердило то, что эти материалы с экологической и правовой точки зрения не выдерживают никакой критики. Неоднократные обращения Экологической Вахты по Северному Кавказу в Прокуратуру Карачаево-Черкесии, которая должна была принять меры по устранению грубых нарушений законности со стороны данного Управления, оказались безуспешными. Прокуратура отказалась принимать какие-либо меры в отношении незаконных действий заказчика проекта автодороги. После этого Экологическая Вахта направила иск в городской суд Черкесска. Начался процесс долгой судебной волокиты по этому элементарному в правовом отношении делу. Городской суд Черкесска дважды необоснованно отказывал в иске. Не помогла и апелляция в Верховный суд Карачаево-Черкесии. Очевидно, все эти органы не посмели пойти против воли местных властей. Таким образом, проведение общественной экологической экспертизы было заблокировано. Понимая абсолютную незаконность реализации проекта строительства автодороги Черкесск-Адлер через Кавказский заповедник, власти Карачаево-Черкесии боролись с возможностью проведения общественной экологической экспертизы так, как будто она имела решающее значение для судеб этого проекта.

Это лишь небольшой фрагмент, характеризующий усилия руководства Карачаево-Черкесии, направленные на реализацию данного проекта. В республике ведется широкая рекламная кампания в поддержку строительства дороги Черкесск-Адлер по варианту №6. Этот проект высокопарно именуют "дорогой жизни". Не менее энергичные усилия предпринимает Адыгея, чтобы склонить чашу весов к выбору ее варианта №5. Вопрос о возможности строительства этих дорог по инициативе властных элит этих национальных республик обсуждается в Государственной Думе и Правительстве РФ. Фактически в обеих республиках это строительство уже началось, пока что под маркой реконструкции формально других дорог. В Карачаево-Черкесии за счет федеральных средств уже реконструирован начальный участок дороги от Черкесска до Усть-Джегуты. В Адыгее из средств федерального бюджета реконструирован подъезд к поселку Каменномостский. Масштабы этих "реконструкций", на порядок превышающие реальные транспортные потребности на этих участках, явно свидетельствуют о том, что речь идет о дорогах далеко не местного значения. Да и официальные лица этих республик не особо скрывают, что эти работы ведутся с прицелом на будущее строительство транскавказской дороги через территорию Кавказского заповедника. В январе 2006г. парламент Адыгеи принял Обращение к Президенту РФ, Председателям обеих палат Федерального  Собрания  РФ,  Председателю  Правительства  РФ с просьбой рассмотреть вопрос финансирования строительства автодороги "Черкесск - Псебай - Даховская - плато Лаго-Наки - Солох-Аул -  Дагомыс - Адлер" в размере 69,7 млрд. рублей за счет средств Инвестиционного фонда федерального бюджета. И это только верхушка айсберга всего комплекса действий по лоббированию  строительства дороги через заповедник.

Каким же образом, власти этих республик собираются обходить предельно ясные требования федерального законодательства, которое жестко устанавливает запрет на строительство автодорог по территории заповедников?

В протоколе одного из совещаний по вопросу строительства этой дороги, которое состоялось в Министерстве транспорта РФ, представитель Адыгеи Воробьев А.Ю. без обиняков предлагал это сделать "путем исключения из состава заповедника территорий, на которых возможно осуществлять строительство автодороги" и "направления предложений от Республики Адыгея по изменению границ заповедника на согласование в МПР России, Государственную Думу и Совет Федерации для принятия соответствующего закона, а также на согласование с ЮНЕСКО". Адыгея уже неоднократно пыталась исключить плато Лагонаки и Фишт-Оштенский горный массив из состава Кавказского заповедника. Юридически республика не имеет на это права, и эти попытки, к счастью, оказались безуспешными – сначала по причине активного противодействия со стороны Кавказского заповедника, когда им руководил Валерий Бриних, а затем - Майкопской городской организации ВООП, которую после незаконного увольнения из заповедника возглавил тот же Валерий Бриних. Но настойчивость республиканских властей на поле урезания территории Кавказского заповедника не убывает.

Чрезвычайно важную роль в решении выбора трассы данной автодороги играет позиция Краснодарского края, территорию которого дорога Черкесск-Адлер по любому из вариантов не может миновать. Раньше краевые государственные структуры ясно выступали против строительства дороги через заповедник, настаивая на необходимости коренной реконструкции автодороги Майкоп-Туапсе. Однако в последнее время позиция краевых властей начинает меняться, и отдельные чиновники начали активно поддерживать строительство автодороги через плато Лагонаки. В нынешней конкурентной борьбе властей Карачаево-Черкесии и Адыгеи за то, какой из вариантов трассы автодороги будет выбран, это изменение позиций усиливает опасность строительства автодороги через плато Лагонаки.

"Приоритетные" варианты №5 и №6 ущербны не только по экологическим и правовым основаниям. Оба этих варианта не приемлемы и с экономической точки зрения. Вариант №6 через озеро Кардывач предполагает строительство двух тоннелей общей длиной 12,6 км. Строительство этих тоннелей в сложных геологических условиях продлится десятилетия и потребует колоссальных средств, что совершенно не оправданно. Вариант №5 через плато Лагонаки в условиях высокогорья, где снежный покров в зимний период достигает 6, а на отдельных участках и 10 метров, делает невозможной нормальную эксплуатацию этой дороги в зимнее время. Оба этих варианта являются наиболее дорогостоящими. В условиях, когда значительная часть населения России живет за чертой бедности, когда не решено огромное количество острейших социальных проблем, растрата огромных бюджетных средств на  реализацию авантюрных дорожных проектов противоречит здравому смыслу.

Экологические общественные организации не являются непримиримыми противниками строительства автодороги Черкесск-Адлер как таковой. Они не отрицают необходимости улучшения  транспортного сообщения между горными курортами Северного Кавказа и курортами Кавказских Минеральных Вод с Черноморским побережьем. Однако это не должно быть сделано ценой нанесения невосполнимого ущерба Всемирному Природному Наследию, грубого нарушения федерального законодательства и неоправданной растраты государственных средств. Общественность поддерживает варианты трассы дороги Черкесск-Адлер по маршрутам №3 и №7, которые не предполагают масштабного вмешательства в дикую природу и не противоречат федеральному законодательству.

Казалось бы, однозначные требования закона должны были на самом начальном этапе исключить возможность рассмотрения прокладки автодороги через Кавказский заповедник. Однако этого не случилось. И сейчас все идет к тому, что строительство этой дороги может быть поддержано. Увы, приходится признавать, что российская государственность сейчас переживает крайне трудные времена в отношении соблюдения законности со стороны тех, кто обязан стоять на ее страже. Общеполитическая ситуация в стране сейчас такова, что под аккомпанемент широко транслируемых утверждений высших руководителей страны о диктатуре закона, любые законы могут быть грубо нарушены. И российские государственные органы очень часто не только этому не мешают, а наоборот, активно содействуют. Наглядные примеры этого можно видеть в отношении той же дикой природы Западного Кавказа, на которую сейчас покушаются своими автодорожными планами власти Карачаево-Черкесии и Адыгеи. Это и незаконное строительство компанией "Газпром" горнолыжного комплекса на хребте Псехако в Сочинском национальном парке и охранной зоне Кавказского заповедника, и строительство по инициативе Администрации Президента РФ и компании "Роснефть" горнолыжного комплекса "Лунная поляна" на территории Кавказского заповедника, ведущееся с еще большими нарушениями закона.

Судьба проекта дороги Черкесск-Адлер в настоящее время во многом в руках экспертной комиссии Росприроднадзора. Члены этой комиссии юридически являются независимыми экспертами. Они обязаны дать объективную и обоснованную оценку представленному на экспертизу обоснованию инвестиций. Насколько члены комиссии будут честны и принципиальны в ходе экспертизы, покажет время.

 

Андрей РУДОМАХА

(Экологическая Вахта по Северному Кавказу)

 

 

 

 

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования