"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"

<17 декабря 2006>

 

АДЫГЕЙСКАЯ "ДЕМОКРАТИЯ"

ПРОТИВ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОГО ЛЕСА

 

Власти Майкопа незаконно запретили

проведение экологического пикета

 

В связи с известными трагическими для российского леса и особо охраняемых природных территорий событиями, а именно, подписанием Президентом России новой редакции Лесного Кодекса РФ и реализацией планов проведения Олимпийских Игр 2014 года в Сочинском национальном парке, в России все больше набирает силу движение сопротивления антиэкологической политике нынешней государственной власти.

Вслед за выступлениями жителей других городов России против этой разрушительной для природы политики готовы были выступить также и жители Майкопа - столицы Республики Адыгея.

7-го декабря этого года в администрацию города Майкопа поступило уведомление о проведении пикета против введения в действие нового Лесного кодекса РФ и против проведения Олимпийских игр в Сочинском национальном парке. Пикет должен был состояться 16-го декабря на центральной площади имени Ленина. Приглашались к участию администрация города, городское и республиканское телевидение, депутаты всех уровней. Инициаторами проведения пикета были представители Майкопской организации Всероссийского общества охраны природы, экологической группы "За Жизнь!", Майкопского горкома КПРФ. Пикет был приурочен к Олимпийскому собранию России, которое состоится в Москве 19 декабря.

Поначалу казалось, что власти вполне благосклонно отнеслись к проведению пикета, ведь он не затрагивал местные власти, которые ни к проведению Олимпиады, ни к принятию новой редакции Лесного кодекса прямого отношения не имеют. Курировавший этот вопрос заместитель главы администрации Юнус Тлехас заявил представителю инициативной группы, что "запрещать вам никто не собирается". Активисты экологических организаций Адыгеи, коммунистической партии, Союза славян Адыгеи готовились к проведению пикета, который обещал быть массовым.

Однако, когда до проведения пикета осталось всего два дня, события резко повернули в другую сторону. 14 декабря Юнус Тлехас вызвал "для беседы" ответственного представителя инициативной группы по проведению пикета. И вот здесь власть предстала во всей своей циничной сущности. Не известно, что произошло, но Тлехас диаметрально изменил свою позицию относительно того, что пикет не будет запрещаться. Сначала он вежливо предложил провести пикет в зале администрации, что полностью нивелировало бы публичный характер планируемого мероприятия. Пикеты, на то и пикеты, чтобы проводить их на улицах. Когда это предложение "не прошло" чиновник приступил к различным угрозам. На стол перед представителем инициативной группы одна за другой ложились бумаги и документы, тексты законов, предусматривающие различные наказания за неповиновение воле властей, предостережения о возможных выходках экстремистов и т.д. и т.п. Козырем в "аргументации" заместителя главы стала опечатка в уведомлении о пикете - в его тексте после многократного упоминания, что будет проводиться именно пикет, содержалась фраза "количество участников митинга". Эта опечатка представителями инициативной группы была замечена практически сразу после подачи заявления, о чем Тлехасу было сообщено. Он согласился, что это опечатка и ее можно исправить. Но сейчас все это было напрочь "забыто". Когда и после этого намерение представительницы "зеленой общественности" проводить пикет не было сломлено, зам. главы пригласил сначала одного юриста, затем еще одного, которые принялись "расшифровывать" нормативные документы, в которых, по их мнению, говорилось о незаконности проведения пикета. Когда весь арсенал "мягких" методов внушения иссяк, в ход пошли угрозы, что о поведении упрямой представительницы общественности будет доложено прокурору, в министерство внутренних дел, директору колледжа, где она работает. Тлехас все более раздражался и дошел до прямых оскорблений, после чего представитель инициативной группы была вынуждена прекратить этот "разговор" и покинуть Администрацию.

Следующий день был еще насыщеннее событиями. В администрацию вызвали представителя инициативной группы от КПРФ. Другой заместитель главы администрации города Майкопа Александр Коваленко также провел с ним длительную беседу, но и в этом случае добиться от инициативной группы отказа от проведения пикета не получилось. А представителя инициативной группы "За жизнь" повесткой, которую ей лично принес милиционер, вызвали немедленно явиться к заместителю начальника Майкопского УВД Романову. Романов снова зачитал ей положения Закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", доказывая что пикет будет противозаконным и угрожая, что к ней будут применены меры воздействия в случае неподчинения. Он сообщил, что вопрос о проведении пикета имеет столь большое значение, что он даже рассматривался на проходившей в тот день сессии Государственного Совета-Хасэ Адыгеи. Затем ей долго и настойчиво предлагали подписаться под предостережением о недопустимости проведения пикета. После категорического отказа подписывать предостережение Романов вызвал двух понятых, и они засвидетельствовали, что представитель инициативной группы "предупреждена".

Вечером 15 декабря, накануне дня проведения пикета представителю общественности были вручены целых два официальных отказа администрации Майкопа в разрешении проведения пикета.

Один из них, скорее всего, был фальшивкой, созданной задним числом. Датированный аж 8 декабря, то есть следующим днем после предоставления уведомления о пикете в администрацию и подписанный лично главой администрации города Майкопа Николаем Пивоваровым, он гласил удивительные вещи. Своевольно взяв из статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" только половину формулировки, Пивоваров отказал в проведении пикета на том основании, что "уведомление о проведение публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одном участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия". Почему он "не заметил" второй половины этой формулировки закона, гласящей, что "при проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения" остается загадкой. Удивительно и то, как администрация могла одной рукой подписывать официальный отказ и тут же при этом заверять представителей общественности, "что все в порядке, никто запрещать пикет не собирается". Второй отказ был датирован 14 декабря, но и он, скорее всего, был сделан задним числом, иначе его обязательно бы предъявили в качестве "аргумента", когда в этот день представителя инициативной группы несколько часов "убеждали" в администрации города отказаться от проведения пикета.

А возможно администрация изначально задумала эти сложную комбинацию с лживыми заверениями о том, что пикет будет разрешен и с приготовленным, но сознательно придержанным официальным отказом в проведении пикета. Если бы Администрация действительно отказала в проведении пикета 8 декабря, то инициативная группа имела бы время подать заявление о проведении пикета повторно, запретить проведение которого администрации было бы сложнее.

В связи с опасностью силового разгона пикета, чтобы не давать поводов для обвинений в экстремизме, представители экологических организаций и КПРФ решили от проведения пикета отказаться.

Но и на этом власти города не успокоились. Утром на площади Ленина задолго до времени пикета людей было полно стражей порядка. Проверить все ли в порядке пришел лично глава УВД Майкопа Николай Котляров. Голосом, не терпящим возражения, он приказал разойтись, в противном случае участников пикета сейчас же отведут в милицию и составят протокол, который передадут в суд. Это было излишне, так как организаторы пикета уже приняли решение акцию протеста не проводить и имели задачу только предупредить пришедших на пикет жителей о его запрете.

Позже стало известно, что оцепление милиции не пропускало на площадь Ленина многих людей, желающих принять участие в пикете. Студентов Майкопского государственного гуманитарно-технического колледжа Адыгейского государственного университета обзванивали по телефону и предупреждали, что у них будут крупные неприятности, если они придут на пикет. У двух растерявшихся студенток милиционеры насильно отобрали плакат.

С такой вот изощренной "демократией по-адыгейски" столкнулись общественные и политические организации Адыгеи, протестующие против уничтожения лесных богатств России и уникальных природных комплексов Сочинского национального парка. Остается неясным, что же так перепугало властные и правоохранительные структуры Майкопа, что они пошли на такие ухищрения, почему такой ажиотаж на общереспубликанском уровне был развернут вокруг такого совершенно не экстремального мероприятия как природоохранный пикет, затрагивающий общероссийские проблемы?

Однако таким способом им точно не удастся "обеспечить спокойствие". Сорвав мирный пикет, власти Адыгеи, наоборот, побуждают ее жителей к более решительным действиям в защиту своих экологических прав. Никогда еще насильственное ущемление властью прав граждан выражать свое мнение не приводило к разрешению проблемных ситуаций.

 

Татьяна ЛЫСЕНКО

(экологическая группа "За Жизнь!")

 


Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования