ЛЕБЕДИНЫЙ ПЛАЧ ТАМАНИ

"ВЕЧЕРНИЙ КРАСНОДАР"

<16 ноября 2007>

 

ЛЕБЕДИНЫЙ ПЛАЧ ТАМАНИ

 

Анна ТОКАРЕНКО

Оксана ГАПУНИЧ

 

В понедельник 12 ноября на Кубани произошла экологическая катастрофа: губительный слой мазута пропитал обширные пляжи Таманского полуострова, множество птиц, "искупавшись" в нефтепродуктах, умирает на берегу. Тридцать тысяч, по подсчетам экологов, уже погибли, еще большее их число – обреченно ждет своей участи… Их уже никто не спасет!

Накануне близ наших берегов в результате мощного шторма потерпели бедствие 13 судов: пять из них затонули, восемь сели на мель. Как утверждает замглавы Росприроднадзора Олег Митволь, прибывший на место происшествия 14 ноября, в воде оказалось более двух тысяч тонн мазута из четырех тысяч, находившихся на борту танкера "Волгонефть-139", разломившегося пополам, а также около 6,8 тысяч тонн серы с четырех затонувших сухогрузов. Погибли люди, множество числится в списке пропавших без вести.

Наибольшее число аварий произошло в районе Керченского пролива, где одновременно, несмотря на штормовое предупреждение, находилось около 150 судов. По мнению общественников, представители властных структур России и Украины не говорят об истинных причинах катастрофы, поскольку они кроются в их собственных решениях, а не ограничиваются форс-мажорными погодными условиями и ошибками капитанов.

Андрей Рудомаха, лидер Экологической Вахты по Северному Кавказу, так комментирует ситуацию:

- Корни случившегося в том, что в Керченском проливе в составе российского порта "Кавказ" в 1999 году был организован так называемый рейдовый перегрузочный комплекс "Таманский" – фактически новый "плавучий" нефтехимический порт. Через него по примитивной технологии с борта на борт началась массовая перевалка нефти, нефтепродуктов, серы и удобрений с маломерных судов на крупнотоннажные. Украинский порт "Керчь" также начал подобную рейдовую перевалку на якорной стоянке №450 в 2001 году. В результате в Керченском проливе на рейде постоянно находится большое количество судов с опасными грузами. Это, в силу чрезвычайно сложных для навигации условий пролива, обусловленных такими факторами, как мелководность, высокие ветровые нагрузки, отсутствие каких-либо естественных укрытий для судов, возможность образования смерчей, представляет собой мину замедленного действия, которая рано или поздно должна была взорваться. В Керченском проливе в принципе нельзя было организовывать такой нефтехимический порт.

О неминуемости катастрофы говорит и сопредседатель экологической районной организации "За спасение Тамани", депутат Таманского сельского совета Игорь Голубенков:

- Один из уважаемых чиновников говорил, что такого шторма в Азовском море не было около трехсот лет. На самом деле штормы у нас происходят каждую зиму. Конечно, подобной катастрофы тут еще не было. Но маленькие утечки нефтепродуктов наверняка имели место. Знаете, как вывозят нефть? Большой океанский лайнер не может войти в Азовское море, потому что оно мелководное. Он стоит в проливе и ждет мелкие танкеры. Перелив осуществляют через гибкие шланги. Нам говорят, что все хорошо продумано, герметично, но это не так. Еще до катастрофы я разговаривал с жителями поселка Коса Чушка. Они были крайне возмущены, говорили, что из-за утечки нефтепродуктов в их местности гибнет флора и фауна. Купаться там уже тогда было нельзя. Что же теперь? Конечно, главный ущерб нанесет мазут, но и серу не нужно списывать со счетов. Нас успокаивают, мол, затонувшая сера находится в герметичных контейнерах, поэтому не представляет опасности для экологии. Но я разговаривал со спасшимися моряками, они сказали, что горы серы везли насыпью прямо в трюмах. 

По мнению Игоря Голубенкова, причины огромного масштаба катастрофы кроются в рачительности капитанов и в чиновничьей любви к преувеличениям:

- По моим данным, капитаны были предупреждены примерно за четыре-пять часов до шторма. На судах решили: чиновники, как обычно, подстраховываются – предсказывают более серьезную бурю, чем действительно намечается, и не обратили на предостережение должного внимания.  Но тут не только надежда на русское "авось". Чтобы уйти из порта, им нужно было преодолеть Керченский пролив, а украинцы за проход берут деньги, причем немалые. Любой капитан знает, что должен загрузить, например, три тысячи тонн груза. Если он сорвался с места раньше, чем наполнил свои отсеки, хозяин с него спросит: почему не догрузил еще сто тонн? Это же капитализм... Да и времени у капитанов было недостаточно для маневров.

Теперь значительная часть Таманского полуострова залита нефтепродуктами: коса Тузла, коса Чушка со стороны Керченского пролива, побережье возле поселков Приазовский и Ильич. На Азовском взморье загрязнение достигло мыса Каменный. В Черном море ядовитая пленка дотянулась до базы отдыха "Факел", расположенной рядом с поселком Волна в южной части Таманского полуострова.

Активисты экологических организаций предупреждают: шторм в Черном и Азовском морях может стать началом целой серии природных катаклизмов. По их мнению, бедствие в Керченском проливе должно стать уроком для властных структур России, которые доселе не прислушивались к местному населению и общественным экологическим организациям, вот уже более 10 лет твердившим, что Таманский полуостров – не место для нефтехимических промыслов.

Между тем на Таманском полуострове может появиться еще один нефтяной терминал - комплекс по перевалке нефти и нефтепродуктов, который собирается построить компания "Союзресурс". Работы планируется начать в декабре 2007 года и завершить в июне 2009-го. В рамках проекта будут построены нефтебаза, морской причал, часть нефтепровода пройдет по дну моря…

Итак, Тамань в полной мере вкусила, что такое нефть. Она принесла этой древней земле отнюдь не экономическое процветание, как сулили многочисленные инвесторы. Нефть - это мертвые птицы, отравленное море и загаженные пляжи. Осевший на дно мазут оставит долгую память о нынешней катастрофе, продолжая отравлять морскую акваторию в течение многих лет… 

 

Врезка

 

Также на полуострове компанией "Тольяттиазот" было начато строительство огромного аммиачного терминала (сейчас стройка заморожена). По мнению главы администрации Тамани Геннадия Майкова, геоморфология полуострова не учитывалась – одно движение подземных вод чего стоит, много карстовых пустот. Под тяжестью гигантского строения рухнет одна пещера - и разрыв любой стенки терминала обеспечен! Вот фрагменты из заключения Госкомитета России по экологии и охране окружающей среды: "Радиусы зон поражения людей с летальным исходом при авариях, связанных с поступлением аммиака в атмосферу, составляют: на береговом изотермическом хранилище - 1,4 км; зоны поражения средней тяжести (частичная потеря здоровья) имеют большие размеры: радиус от 1,2 до 4,2 км, а площадь - от 0,57 до 7,9 кв. км. При авариях в зоны поражения могут попасть островной причал, д/о "Факел", п. Волна, п. Виноградный, ст. Вышестеблиевская, станица Тамань. Расчетное время подхода облака аммиака к этим пунктам - 3-5 минут". Комментарии излишни.

 

Золотые пляжи почернели

 

Екатерина ЮРЧЕНКО

 

Геннадий Майков, глава администрации Тамани, сообщил, что в ликвидации последствий катастрофы участвуют 250 человек - из Темрюкского и Крымского районов, из Новороссийска. Техника и люди работают на износ.

Геннадий Майков опроверг слухи о катастрофических разрушениях в прибрежных поселках, вызванных шквальным ветром:

- Крыши кое-где снесло, заборы повалило, были обрывы линий электропередач. Ремонт нужен, но ничего серьезного. Катастрофа не в поселках - она на море...

Продолжаются работы по сбору мазута, вылившегося из танкера "Волгонефть-139". Пропитанный мазутом песок вывозится к месту утилизации, на полигон ЗАО "Сириус" в поселке Сенной Темрюкского района.

Но в полной мере ущерб, нанесенный природе, обнаружится позже, ведь сейчас свободно плавающих по поверхности моря нефтепродуктов немного. Температура воды низкая, и большая часть мазута находится во взвешенном состоянии. Где и как проявится загрязнение, когда повысится температура, предсказать трудно. Прибрежные течения разнесут нефтепродукты по всему Азово-Черноморскому побережью.

- Тамань - уникальная рекреационно-курортная зона - потеряна надолго, - продолжает Геннадий Майков. - На год, на пять лет или на десять - кто знает! Почему-то так случается, что ценности мирового масштаба в первую очередь оказываются под ударом. Видимо, сама природа не считает нас достойными ими владеть. С печалью в душе говорю "прощай" курорту Тамань - прощай на годы. Но рук не опускаю.

 

 

Кстати

 

С 5 по 7 октября 2007 года в Анапе проходила встреча российских неправительственных организаций, действующих в сфере защиты экосистемы Черного моря. Желая донести до российских властей информацию об экологической ущербности планов строительства новых портов на Таманском полуострове, представители экологических организаций направили обращение в ООН, Всемирный Банк, Европейский банк реконструкции и развития, Президенту и премьер-министру России, главам администраций Краснодарского края и Темрюкского района.

 

Врезка

 

Россия может считать себя европейской страной только потому, что у нее есть Тамань с ее античными сокровищами.

 

Михаил ПИОТРОВСКИЙ,

директор Эрмитажа,

член-корреспондент РАН,

действительный член российской Академии художеств

 

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования