"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"
<18 июня 2006>
ЛЕСНОЙ БЕСПРЕДЕЛ НА ЧЕРНОГОРЬЕ
Факт осуществления массовых незаконных рубок
на адыгейской части плато Черногорье
подтвержден официально
Республика Адыгея, несмотря на принятые в 2002 году президентом этой республики Х.Совменом меры по предотвращению массовых незаконных рубок, продолжает оставаться крайне проблемным регионом в этом отношении. Это показал состоявшийся 13-14 июня 2006г. выезд в лес комиссии, организованной Прокуратурой Республики Адыгея с целью проверки информации о массовых незаконных рубках на плато Черногорье.
В состав комиссии вошли помощник прокурора Майкопского района И.Глушков, следователь Майкопского РОВД В.Тарасов, представитель Агентства лесного хозяйства по Республике Адыгея А.Свиридюк, главный лесничий Курджипского лесхоза Н.Ливчук, лесничий Цицинского лесничества Курджипского лесхоза А.Боджоков, лесник Цицинского лесничества Н.Рыкунов, председатель секции охраны природных ландшафтов Краснодарского регионального отделения Русского географического общества С.Газарян, председатель Майкопской городской организации Всероссийского общества охраны природы В.Бриних, член совета Экологической Вахты по Северному Кавказу Д.Болотников. В результате выезда комиссии не только подтвердился факт массовых незаконных рубок в Курджипском лесхозе на территории Адыгеи, но и была остановлена незаконная рубка на территории Краснодарского края в Апшеронском лесхозе.
Карстовый массив Черногорье, расположенный в междуречье рек Пшеха и Цице (Серебрячка), - одна из наиболее ценных природных территорий Западного Кавказа. В 1988 году решением Краснодарского крайисполкома здесь был создан ландшафтный заказник "Черногорье". В течение многих лет после создания заказника на его территории велась интенсивная заготовка леса, нанесшая серьезный ущерб охраняемым ландшафтам и вызвавшая обеспокоенность ученых и экологической общественности.
По инициативе Краснодарского регионального отделения Русского географического общества и Экологической Вахты по Северному Кавказу в 2005 году была проведена проверка состояния части территории заказника, расположенной в Апшеронском районе Краснодарского края. В результате работы комиссии, состоящей из представителей государственных органов и общественности, на Черногорье были выявлены многочисленные нарушения природоохранного законодательства в т.ч. массовые незаконные рубки. После этого руководством Апшеронского лесхоза было принято решение о прекращении всех видов рубок на территории заказника.
Но это решение затрагивало только краснодарскую часть заказника, при том, что частично расположен и в Адыгее. Однако после образования Республики Адыгея часть территории заказника оказалась в пределах нового субъекта РФ и уже не признается госорганами этой республики в качестве особо охраняемой территории. При этом на адыгейской части горного массива Черногорье в Курджипском лесхозе ситуация является чрезвычайно критической. В мае 2006 года в Экологическую Вахту по Северному Кавказу и Краснодарское региональное отделение Русского географического общества поступила информация, что незаконные рубки идут в районе урочища "Желоба" и на восточных склонах плато. Общественные организации проинформировали о происходящих рубках Прокуратуру Республики Адыгея, которая организовала комплексную проверку лесопользования в Курджипском лесхозе.
Утром 13 июня члены комиссии выехали к месту рубок. Однако предоставленный Курджипским лесхозом автомобиль "Урал" с "лысой" резиной оказался не в состоянии преодолеть разбитый тракторной техникой участок лесной дороги, ведущей в урочище "Желоба". Поэтому участникам проверки пришлось пройти пешком 8 километров по крутым подъемам до этого урочища.
Во время подъема, неподалеку от родника "Озвон", находящегося вблизи административной границы Адыгеи и Краснодарского края, участники проверки задержали бригаду из трех человек, которые только что спилили и собирались вывезти из леса огромную вековую пихту. Поскольку административная принадлежность территории оказалась под вопросом (лесники не смогли найти визиры, которыми отмечена граница между Адыгеей и Краснодарским краем) – участвовавшие в проверке сотрудники правоохранительных органов остановили рубку и опросили проводивших ее людей. Рубщики сказали, что работают "на Холода", однако эта фамилия ничего не говорила представителям комиссии из Адыгеи (позже выяснилось, что это бригада лесозаготовительной фирмы "Комби" из Черниговского). Они сообщили, что работают на официальной делянке, отведенной им в рубку в Черниговском лесничестве Апшеронского лесхоза. При этом они указали на пни уже срубленных деревьев, где стояли свежие клейма. Внешне все выглядело вполне законно, и поэтому сотрудники прокуратуры и милиции разрешили лесорубам транспортировать дерево на склад, хотя представители общественности пытались убедить их в том, что на территории заказника никаких законных рубок быть не может. Чтобы нарушители не ушли от ответственности, экологи-общественники связались с места происшествия с директором Апшеронского лесхоза В.Щербанем и сообщили ему о незаконной рубке. В результате к нижнему складу фирмы "Комби" оперативно выехали сотрудники Апшеронского лесхоза и ОБЭП, которые задержали незаконных порубщиков при выезде к складу. Те попытались их ввести в заблуждение, заявив, что вели рубку на официальной делянке в Цицинском лесничестве Курджипского лесхоза на территории Адыгеи. Однако поднявшийся утром 14-го июня на место рубки лесник Черниговского лесничества установил, что рубка велась на территории Апшеронского лесхоза. Было выявлено 13 свежесрубленных деревьев. После этого порубщики в очередной раз поменяли свои объяснения. Теперь они признают себя виновными в вырубке только тех двух деревьев, за валкой которых их застала комиссия. Остается надеяться, что следствие установит истину в этом вопросе, а также выяснит, откуда у лесных браконьеров клейма для отвода деревьев в рубку.
В урочище "Желоба" в 14-й квартал Цицинского лесничества участники комиссии пришли только в полшестого вечера. При осмотре, незаконность рубок в 14-м квартале признали все стороны. Поскольку незаконные порубы охватывали значительную площадь, было принято решение остаться ночевать в лесном балагане, а осмотр места происшествия провести на следующий день. Но некоторые участники комиссии из-за неотложных дел были вынуждены спуститься вниз вечером того же дня. В итоге из всего состава комиссии для проведения осмотра остались 6 человек: следователь РОВД, представители Агентства лесного хозяйства Адыгеи и Курджипского лесхоза, а также общественных экологических организаций.
Работа комиссии продолжилась утром 14 июня в сложных погодных условиях. По следам тракторов участники проверки, разбившись на две группы, отыскивали пни, метили их краской и замеряли их диаметр. При этом представитель милиции не согласился пересчитывать пни незаконных порубов прошлого года, количество которых превышало несколько сотен. Однако и пересчет свежих пней занял половину дня и показал, что на двух осмотренных участках в 14-м квартале вырублено более 60 деревьев. При этом верхнюю часть стволов вековых пихт браконьеры бросали на месте. При падении огромных пихт и вывозе древесины было повреждено большинство оставшихся в этом лесу деревьев. Однако этот ущерб при описании места происшествия не учитывался.
После осмотра порубок в 14-м квартале, участники проверки начали спуск по магистральному волоку, который был проложен на крутом склоне плато Черногорье. Лес по обеим сторонам волока представлял собой по существу одну большую вырубку. Хотя, по словам лесничего Цицинского лесничества, здесь располагались официальные делянки – он не смог назвать время проведения рубок и указать столбы и визиры, которые маркируют их границы.
Поскольку на этих "делянках" многие пни были свежими, представителям общественных организаций удалось убедить майора Тарасова продолжить описание этих незаконных порубов. Работники Цицинского лесничества участвовать в продолжении перечета незаконно вырубленных деревьев отказались и спустились вниз. Подсчитывая пни, следователь Майкопского РОВД и оставшиеся участники комиссии вышли на участок букового леса, где незаконная рубка носила воистину варварский характер. Здесь были срублены почти все старовозрастные деревья, половина из которых была брошена на месте. Число свежих незаконных порубов на этом участке было настолько большим, что стало ясно – подсчет всех деревьев закончить до конца дня просто невозможно. После того, как участники проверки насчитали здесь более 40 свежих пней, начался проливной дождь, и перечет деревьев пришлось прекратить.
Когда участники комиссии вернулись в село Черниговское, представители общественности предложили составить общий акт по результатам проверки в присутствии директора и главного лесничего Курджипского лесхоза, для чего было нужно проехать в станицу Курджипская, где находится контора этого лесхоза. Это предложение было отклонено следователем Тарасовым, который произвел допрос свидетелей и оформление протокола в здании Черниговского лесничества Апшеронского лесхоза, на чем данный выезд комиссии закончился.
Таким образом, информация общественных экологических организаций о том, что на адыгейской части плато Черногорье ведутся массовые незаконные рубки, получила официальное подтверждение. Курджипский лесхоз давно является самым проблемным лесхозом на территории Республики Адыгея. Представители общественных экологических организаций, в результате инспекционных выездов на территорию этого лесхоза регулярно вскрывают факты криминальных рубок. При этом Управление Росприроднадзора и Агентство лесного хозяйства по Республике Адыгея закрывают на эту ситуацию глаза. Ярким выражением позиции Управления Росприроднадзора по Республике Адыгея, возглавляемого Г.Козменко, стало то, что он даже не направил на эту проверку своего представителя, хотя охрана лесов является, прежде всего, компетенцией данного ведомства.
По результатам состоявшегося 13-14 июня выезда комиссии будет возбуждено уголовное дело. Общественности очень важно, чтобы в результате следствия было выяснено не только то, кто совершил преступные рубки на Черногорье, но и то, почему работники Курджипского лесхоза в течение полутора лет "не знали" о происходящих на его территории крупномасштабных незаконных рубках. Склад, куда вывозилась древесина с незаконных делянок, находится прямо у магистральной лесной дороги Черниговское-Отдаленный. С этой дороги, несомненно, был слышен и звук бензопил, и грохот тракторов, трелюющих незаконно срубленную древесину. Кроме того, лесники этого лесхоза обязаны делать обходы вверенной им территории. Не заметить происходящий на Черногорье лесной беспредел можно было, только закрыв глаза и заткнув уши…
Сурен ГАЗАРЯН
(Краснодарское региональное отделение Русского географического общества)
Дмитрий БОЛОТНИКОВ
(Экологическая Вахта по Северному Кавказу)