"НОВОРОССИЙСКИЙ РАБОЧИЙ"
<22 ноября 1994>
КОСНЕТСЯ ЛИ НОВОРОССИЙСКА НЕФТЯНОЙ "ПРОЕКТ ВЕКА"?
Елена КАЛАШНИКОВА.
"Проект века", "историческая веха", "контракт столетия"... И так далее и тому подобное. Интересы крупнейших мировых держав, внимание всех информационных агентств мира направлены на ратифицированное на днях парламентом Азербайджана соглашение о разработке международным консорциумом нефтяных месторождений.
Как сообщают "Известия", российские дипломаты считают идею консорциума угрозой для национальных интересов России. Ведь российский МИД отказывается признать законность прав Баку на разработку месторождений, расположенных в 50 километрах от побережья Апшерона.
В то же время Минтопэнерго России считает, что 10 процентов от участия в проекте, которые предоставлены российской компании "ЛУКойл", полностью удовлетворяют экономические интересы нашей страны.
Западные участники консорциума возражают против прокладки нефтепровода, по которому пойдет к турецким терминалам каспийская нефть через иранскую территорию. По последним сообщениям, Россия предлагает вариант перекачки нефти через свой трубопровод до Новороссийска, чему активно противится Турция. С другой стороны, и об этом писала наша газета, во время визита в Новороссийск министр морского транспорта заявил, что тенгизская нефть через Новороссийск не пойдет.
А тем временем в ЧУМНе... То есть, теперь в АО "Черномортранснефть"… Это там, куда устремлены тысячи крайне заинтересованных глаз, сердец и кошельков. Здесь пристально следят за всеми бурями и возмущениями в высших слоях атмосферы, то и дело принимают участие в советах, совещаниях, визитах и ведут нормальную, будничную, плановую работу.
Бывший ЧУМН сегодня - акционерное общество, но общество весьма своеобразно, как здесь говорят, "для галочки". Здесь есть акционеры, но нет акций. Они в руках государства, которое, понятно, заинтересованно в сохранении грузопотоков нефти, и реальную власть над трубопроводным транспортом оставило за собой.
Интересы АО и государства пересекаются, что конкретно завершилось получением предприятием инвестиций на реконструкцию от АК "Транснефть", бывшего главка, как в рублях, так и в валюте. По нефтебазе "Шесхарис" это около 48 миллионов долларов.
Освоение этих средств идет уже не первый год. В 91-м году в жесточайшей конкуренции с французами тендер на реконструкцию и строительство сооружений по очистке балластных вод выиграла хорватская фирма "ИНАРОСС".
Уже почти два года хорваты работают здесь. Привыкли к ним, они освоились и мечтают остаться еще, хотя и соскучились по семьям и родине. Высококлассные специалисты, на "черную" работу они набирают тех, кто подешевле - под чутким руководством прекрасно работают турки, наши показывают чуть ли не примеры трудового героизма.
Чтобы разместить на своей территории все, что требует проект, "Черномортранснефти" пришлось в буквальном смысле бросать деньги в воду. И теперь на отвоеванной у моря площадке, куда были вложены собственные немалые средства, возвышается новое здание напичканное очистным оборудованием.
- Система в 10 раз повысит качество очистки балластных вод при сбросе их в море, - рассказывал мне начальник техотдела Борис Викторович Забулдин. - Сейчас идет пусконаладка, и в начале будущего года начнем эксплуатировать.
На очистных сооружениях освоено 11 миллионов долларов, но до требований, предъявляемых экологами к сбрасываемой воде, еще очень далеко. А они таковы - в литре должно находиться 0,025 миллиграмма нефти. Это, считают специалисты, трудно себе представить, не то, чтобы добиться. И приводят примеры: во Франции дозволяется иметь в литре сбрасываемой воды 15 миллиграмм, в Америке - 5, в Прибалтике, на строящемся нефтепроводе, будет 1, у нас, по завершении всех работ - 0,2.
То, что было гордостью СССР в конце 70-х годов, сегодня уже не отвечает все ужесточающимся требованиям безопасности таких объектов. Смонтированное на Шесхарисе японское и французское оборудование, компьютерные системы управления погрузкой безжалостно заменяются на зарубежные, современные, в сравнении с которыми качество отечественных, говорят, просто дореволюционное.
Хитросплетение труб, разобраться в которых, кажется невозможным, узлы учета и контроля качества уже готовы. "Вот покрасят, будет у нас очень красиво". Это еще одно нововведение. Раньше они были установлены на причалах, прямо над морем, теперь же перенесены на берег - понятно, опасности попадания нефти в бухту станет меньше.
Не забыта и Грушевая. Специалисты Японии, Норвегии, Финляндии, Турции с вожделением произносят это название, мечтая выиграть тендер, объявленный на работы по реконструкции старых сливно-поливных эстакад. На первом этапе будет построена дополнительная эстакада - реконструкция здесь, как и на Шесхарисе, должна идти и идет без остановки производственного процесса, очень уж дорого обходится каждый час простоя.
Все то, что рассказали мне в ЧУМНе о реконструкции, изменениях, проблемах, было крайне интересно. Но вот мы поднялись по пересекающей нефтебазу "Шесхарис" дороге и внизу увидели обычную картину - причалы, танкеры, море. И я поняла, что для меня оно-то как раз и есть самое интересное.
- Борис Викторович, в августе в Геленджике проходила встреча, подготовленная фондом внешней политики России при участии ЮНЕСКО, ООН, других международных организаций, там перед видными учеными из разных стран утверждалось, что в Черном море уже есть мертвые зоны.
Конкретно, вот такая - Шесхарис...
- Нет, это далеко не так. По заключению, которое дала наша биологическая станция, состояние моря у нас вполне удовлетворительное, и оно прогрессирует. Действительно, большой урон мы нанесли природе. В 60-70-е годы, когда здесь вообще не было очистных сооружений. Сейчас же у нас гораздо чище, чем в порту в Алексино, даже на горпляже.
Знаете, наши работники предпочитают купаться именно здесь. Вон там, на затонувшей "Барбарине".
Что-то не позволяло мне поддаться такой безмятежности.
К тому же из головы не выходила скандальная информация об экологической катастрофе на Печоре.
- Ну, там же вся труба дырявая была, - сказал начальник техотдела.
- Мы же постоянно ведем ремонтные работы, наш трубопровод в довольно хорошем состоянии. Была предеварийная ситуация в Туапсе года два назад, бывает, труба оголяется, как на участке, проходившем вблизи реки у Краснодара. У нас здесь ничего такого давно не было.
В кабинете главного инженера АО А. И. Жирова разговор от частностей вновь передвинулся не уровень глобальных проблем.
- Каковы ваши последние новости о каспийской нефти?
- Да, вот, - протянул Александр Иванович документ,
- 28 октября экономический совет края принял постановление "О схеме грузопотоков нефти и нефтепродуктов в портах Азово-Черноморского бассейна"
И что же решил совет? А он обязал все заинтересованные департаменты, экологов в месячный срок рассмотреть предложения Каспийского трубопроводного консорциума по размещению морского терминала по перевалке нефти именно в Новороссийске. Заботясь об экологической безопасности портов на озере Соленом, "Кавказ", "Темрюк", совет признал использовать их под перевалку нефти и нефтепродуктов нецелесообразным, но специализировать для этой цели Новороссийск.