“КРОНА”
<декабрь 1997>
ПРОЕКТ ГАЗОПРОВОДА РОССИЯ-ТУРЦИЯ (МОРСКОЙ ВАРИАНТ)
А.РУДОМАХА
(Независимая Экологическая Служба
по Северо-Западному Кавказу)
История развития проекта
Начало зарождения проекта можно датировать Совещанием у Председателя Правления Р.И.Вяхирева, которое состоялось 31 октября 1996г. На этом Совещании было выдано задание на разработку ТЭО строительства газопровода Россия-Турция (морской вариант).
Суть и особенность проекта заключалась в том, что в целях исключения транспортировки газа через сопредельные государства и связанных с этим политических и экономических сложностей подавать газ напрямую в Турцию, проложив газопровод по дну Черного моря.
Проект начал свое стремительное продвижение. Институтом "Гидроспецгаз" была разработана "Декларация о намерениях" по проекту. Уже в январе вопрос о проектировании, о выборе трассы строительства был согласован с руководством Ставропольского и Краснодарского края. 21 января 1997г. Председатель Правительства Краснодарского края Мельников В.А. в своем письме выдал разрешение на проведение работ по выбору площадки для строительства на стадии "Декларации о намерениях". При этом у "Газпрома" были взяты гарантии о выделении значительных объемов газа (порядка 8 млрд. куб. метров) для нужд Краснодарского края.
В весенне-летний сезон 1997г. была проведена разбивка трассы газопровода.
В октябре ТЭО проекта было подано на государственную экологическую экспертизу. Так как проектируемый газопровод является объектом федерального уровня, окончательную госэкоэкспертизу он будет проходить в федеральном Комитете по охране окружающей среды.
Конкретные контуры проекта
Проект предполагает прокладку трубопровода, который будет начинаться на территории Ставропольского края, отходя от уже действующего газопровода Чебоксары-Изобильное. Сухопутная его часть по территории России - 373 км. 72 км - по горной части Краснодарского края. По дну Черного моря - 398 км. Максимальная глубина укладки трубопровода - 2150м. Строительство предполагается вести в течении 3-4 лет, начиная с весны 1998г. В строительстве намечено задействовать 7500 рабочих.
На протяжении сухопутной части трубопровода запланировано построить четыре компрессорных станции (КС). Одна на территории Ставропольского края, остальные в Краснодарском крае: КС "Кубанская" в районе станицы Кубанская; КС "Краснодарская" между станицами Северская, Смоленская и поселком Афипский и самая мощная КС "Береговая" в долине ручья Дровяная Щель между Архипо-Осиповкой и бухтой Инал. Это на границе Туапсинского района и района города Геленджик. Строительство горной части трубопровода станет глобальным вторжением в мир дикой природы. Через горы в буквальном смысле будет прорублен стометровый коридор. Будет полностью срублен лес по просеке трассы. Рельеф срыт и приспособлен для прокладки трубопровода. Нарушена речная сеть. Все на этой семидясетидвухкилометровой полосе будет перерыто, взорвано, изъезжено вдоль и поперек. Это будет полностью умерщвленная земля и природа. Кроме того, вдоль трассы будет построена притрассовая дорога, а также дорожные подъезды к рабочим и эксплуатационным площадкам. И кроме того, ЛЭП, радиорелейная и оптоволоконная линии связи и многочисленные эксплуатационные объекты.
Прокладка трубопровода по дну моря на такой глубине является "новым шагом" в трубопроводостроении. Однако точнее будет назвать это откровенной авантюрой, не опирающейся ни на что, кроме как на желание любой ценой извлечь быструю прибыль. Ссылки на проводившиеся на Западе исследования по прокладке трубопровода на такой глубине совершенно неубедительны. Ибо аналогов строительства трубопроводов на такой глубине, да еще и такого диаметра (22 дюйма), нет. Осложняют ситуацию и крайне сложные геологические условия - по трассе газопровода за узкой полосой шельфа начинается крутой материковый склон, сильно расчлененный долинами, а также то, что путь ее пересекают подводные хребты с большой крутизной склонов. Не представляется как можно с поверхности моря уложить надежно на такое пересеченное дно газопровод. Почему же на равнине нужно срывать горы при его прокладке? Как контролировать тектонические и прочие геологические и геоморфологические процессы на такой глубине, как эффективно устранять аварии? И масса подобных вопросов.
Опасности
Наиболее глобальную опасность от реализации этого проекта несет практически гарантированно произойдущая когда-нибудь подводная авария. Мнение многих ученых, что в этом случае возможно критическое смещение баланса сероводорода, который поднялся уже до уровня 100 м. от поверхности моря и выход его на поверхность с возгоранием. В 1927 году во время землетрясения возле побережья Крыма это явление уже имело место. А тогда сероводород находился от поверхности моря на глубине 300м. И даже, по мнению ученых, не исключено перерастание этой катастрофы в вообще глобальную, в результате возможного перерастания вспышки сероводорода в смеси с природным газом в цепную ядерную реакцию тяжелой воды (дейтерия), огромные количества которого находятся в Черном море.
Но и помимо этих апокалиптических перспектив, уйдя от картин возможной глобальной катастрофы, если коснутся только сухопутной части газопровода и войти в пространства пусть не столь впечатляющие, но зато осязаемые и представляемые абсолютно четко и инструментально, он несет огромные бедствия.
Основное - это вторжение в мир дикой природы гор Северо-Западного Кавказа. Трасса газопровода войдет в горно-лесную зону в районе станицы Смоленской, пресечет долины рек Афипс, Безепс, Шебш, пройдет рядом с горным селом Шабановское, вскарабкается на Главный Кавказский хребет на перевале Шабановский, спустится в верховья реки Дефань, пройдет неподалеку от села Дефановка, повернет в верховья реки Вулан и дальше выйдет к морю. На протяжении всей трассы трубопровода мир дикой природы будет полностью преобразован, то есть уничтожен и огромное негативное воздействие при строительстве и эксплуатации будет оказываться на прилегающие территории. В "Декларации о намерениях" значительная часть этих воздействий ясно прописана, но выводы при этом неадекватны: при соблюдении всех правил и технологий воздействия некритичны и экономическая выгода перекроет утраты и потери. Очевидно, что сидя в питерских кабинетах, разработчики опирались на какие-то совсем другие критерии и представления, чем у нас, об этой земле и этой природе. Дальше идет цитирование.
Активизация опасных природных процессов. Оползнеобразование, обвалы, осыпи, водная эрозия, селевые паводки. Деструкция устойчивых структур природных территориальных комплексов. Захламление почв и водоемов отходами строительных мате-риалов, порубочными остатками, мусором и др. Разрушение склонов пойм, подпойменных террас и берегов русел водотоков, а также других склоновых форм рельефа при обустройстве переходов через водные преграды. Смена русловых процессов. Неизбежное значительное повышение мутности рек. Загрязнение вод при попадании в них нефтепродуктов, других вредных химических соединений, в результате гидравлического испытания трубопровода. Размыв берегов. Резкие подъемы уровня воды. Подтопление и заболачивание. Заиление, ухудшение качества воды, условий проживания ихтиофлоры и фауны. Смена растительных сообществ. Снижение ветроустойчивости древостоя по опушкам вырубок вдоль трассы газопровода. Угнетение растительных сообществ в полосе прилегающей к трассе в результате комплекса техногенных воздействий. Повышение вероятности лесных пожаров. Ухудшение лесорастительных условий из-за развития опасных природных процессов рельефообразования. Утрата отдельных экземпляров редких и исчезающих видов растений. Появление беспокоящего эффекта для животных. Сокращение площади местообитания. Сокращение численности промысловых видов из-за нерегламентируемой охоты и рыбной ловли. Интродукция синантропных видов, составляющих конкуренцию местным видам. Изменения структуры зооценоза из-за нарушения пищевых цепей при появлении съедобных отходов на элементах инфраструктуры. Уменьшение численности животных и ихтиофауны при загрязнении природных вод. Нарушения путей миграции животных и рыб. Значительное шумовое воздействие работы компрессорных станций. Загрязнение атмосферного воздуха при строительных работах и работе компрессорных станций. Валовые выбросы природного газа... И это еще не все.
А если посмотреть в целом. Будет подвергнут серьезнейшему воздействию и преобразованию район Главного Кавказского хребта в этой его части между равниной и автодорогой Краснодар-Туапсе. Несмотря на значительный ущерб, который понесли его природные комплексы в результате варварских истощительных лесоразработок, он остается в сильной степени нетронутым. На геоэкологической карте он наряду с районом Кавказского заповедника обозначен, как наименее подвергшийся антропогенному воздействию и загрязнению. Что будет здесь после прокладки этого мощного газопровода нетрудно представить. Особенно в совокупности с притрассовой автодорогой 4 категории.
На побережье компрессорная станция "Береговая" намечена к постройке в девственном ущелье Дровяной Щели - на одном из немногих назастроенных участков черноморского побережья, рядом с курортом "Бухта Инал". В уникальном Архипо-Осиповском бору, известном произрастанием краснокнижной сосны пицундской. Воздействие компрессорной станции, кроме того, что ее строительство преобразует девственный мир Дровяной Щели, крайне негативно из-за большого количества выбрасываемых газоперерабатывающими агрегатами (ГПА) компрессорной станции вредных газов. Не случайно рекомендуемое удаление от КС населенных пунктов - 7 км. Геленджикские экологи считают, что может случиться и так, что по разным причинам строить морскую часть трубопровода не станут, газопровод протянут к морю и построят здесь газовый терминал.
Много экологических проблем несет прокладка газопровода и по равнине. Снижение естественного плодородия. Нарушение структуры почв. Перемешивание глины с черноземом. Изменение увлажненности природных территориальных комплексов - заболачивание, иссушение. Ветровая эрозия плодородного почвенного горизонта при его строительной деструкции. Водная эрозия. Просадка лесов (Ставропольский край), ведущая к изменению влажностного режима почв и т.д.
Все это ущербы только от строительства и эксплуатации. А аварии, которые практически неизбежны?
Что делать?
Экологическая неприемлемость проекта очевидна. Не известно, насколько объективны будут в отношении проекта государственные природоохранные структуры при государственной экологической экспертизе. Для экологических активистов вопрос является однозначным - этот проект не должен быть осуществлен вообще. Бороться с ним будет достаточно трудно, так как под воздействием очаровывающего соблазна прихода газа и решения части энергетических проблем краевое руководство открыло этому проекту зеленую улицу. Руководство Туапсинского района и района города Геленджик под воздействием тех же чар также "за". Дальновидные деятели из "Газпрома" предусмотрели как задобрить и местных жителей близлежащих поселков, пообещав проложить в эти поселки газ. По этой причине можно предположить, что сопротивление населения Архипо-Осиповки и Тешебса также будет слабым. Однако это не значит, что шансов нет. У проекта есть чрезвычайно слабые места. Необходимо собрать силы для проведения общественной экологической экспертизы проекта и для проведения широкой общественной кампании протеста.
(Данные почерпнуты из нескольких томов "Декларации о намерениях". Не исключено, что местами в ТЭО проекта они изменились. Однако получить доступ к ТЭО проекта пока не получилось.)