"ВОЛЬНАЯ КУБАНЬ"
<22 октября 1997>
КУБАНЬ - НАШ ДОМ.
НЕТ ДОВЕРИЯ К ТЕМ, КТО НАРУШАЕТ ЗАКОНЫ
М.ОСИЧЕВА,
член правления Черноморской
территориальной организации
Союза архитекторов РФ
-секретарь Геленджикской организации
экологической партии России "Кедр".
В редакционной статье "Экология - знак беды!" ("ВК" N 165 от 6.09.97) цитируется большая часть обращения граждан Геленджика в Государственную Думу России. Читатели благодарны независимой народной газете за постоянное внимание к проблемам экологии края, в данном случае - Черноморского побережья. Подписав в числе многих обращение, считаю полезным откликнуться на публикацию, акцентируя внимание на некоторых недостаточно освещенных аспектах.
Прежде всего - геленджичане обращались в Думу не для того, чтобы "поплакаться" об участившихся фактах, нарушений федерального законодательства по особо охраняемым при родным территориям и курортам. И даже не для того, чтобы ограничиться очередными общественными слушаниями по этим нарушениям (сколько их уже было, этих "слушании"!).
Наше обращение заканчивается просьбой: "Надеемся, что будут найдены разумные решения по использованию природных ресурсов Северо-Кавказского Причерноморья и Дума сможет разобраться и принять закон "Об особом статусе Черноморского побережья Краснодарского края" - единственного в России курортного субтропического региона". Приходится ответить и на вопрос редакции: почему геленджичане обратились в думу, прыгая через голову краевых властей?
Суть вовсе не в том, что обращение общественности, не дошло до губернатора, а геленджикский городской Совет народных депутатов получил по тому же адресу бюрократическую отписку... Причина в том, что правительство края утратило доверие избирателей систематическим нарушением федеральных, да и краевых законов по курортам и охране природы.
Примеры? По нашему региону их много.
"Вольная Кубань" и другие краевые СМИ уделяют много внимания Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК). Жители Hовороссийска активно выступают против его строительства, их поддерживает и Анапа. Ясно, что при аварии на КТК пострадаем мы все. Каждую среду мы выслушиваем по краевому радио разъяснения специалистов КТК. Наш губернатор даже съездил на Аляску, дабы убедить нас, что опыт заполярных трубопроводов может быть успешно реализован в единственном субтропическом курорте России.
Словом, вопрос о КТК еще только рассматривается, а председатель краевого правительства уже определил место будущей стоянки танкеров еще несуществующего объекта КТК. В сообщении по краевому радио это прозвучало так: "В 15-20 километрах южнее Новороссийска"... Вот так "адрес"!
Не говоря о том, что морские координаты определяются румбами, широтой и долготой, взглянем на обычную карту. Увидим, что к югу, а также к юго-западу от Южной Озереевки глубины не позволяют организовать якорную стоянку. Остается юго-восток, вдоль побережья в район курорта Кабардинка, т.е. в пределы морской акватории, входящей в 1-ю зону санитарной охраны Геленджикской группы курортов.
Вероятно, председатель краевого правительства В.А.Мельников не знаком со спецификой округов санитарной охраны курортов, а также с распоряжением Правительства РФ # 591-р от 1104.96 г., установившего для округов санитарной охраны курортов Анапа, Геленджик и Сочи статус особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Это наше предположение подтверждает, второй пример - распоряжений правительства Краснодарского края # 60-рп от 9.06.97 г. о реконструкции и строительстве новых объектов Геленджикского морского порта, также подписанное В.А.Мельниковым. Этой обтекаемой формулировкой санкционируется превращение небольшого грузопассажирского причала в торговый порт в геленджикской бухте - замкнутой мелководной акватории, полностью входящей в 1-ю зону санитарной охраны курорта, и в береговой полосе курортной зоны Тонкого мыса - старейшем курортном районе Геленджика (1-я и 2-я зоны курорта).
Вторым пунктом этого постановления предписывается комитету по охране окружающей среды обеспечить проведение государственной экологической экспертизы проекта. А между тем и логика, и порядок рассмотрения предпроектных проработок предусматривают, что экспертиза должна предшествовать принятию решения, а не наоборот.
Что оставалось делать бедной Госэкспертизе? Рекомендовано "провести корректировку границ зон округа санитарной охраны курорта в установленном порядке" (Сводное заключение экспертной комиссии # 81 от 8.07 97 г.). Говоря открытым текстом, это означает: раз закон нас не устраивает, давайте изменим этот закон вместо того, чтобы им руководствоваться.
Правительство Кубани сказало: "Надо!" - экспертиза ответила: "Есть!". Знакомая песня! Как и ситуация, хорошо знакомая по временам "телефонного права" и командно-административной системы, с которой мы никак не расстанемся в своем затянувшемся переходе к правовому государству.
К сожалению, примеры волевых "директивных" решений краевого правительства, возглавляемого В. А.Мельниковым, можно и продолжить на примере уникального Архипо-Осиповского бора сосны крымской, занесенной в Красную книгу. Одной из главных достопримечательностей геленджикских курортов являются реликтовые приморские боры пицундской и крымской сосны, взятые на учет как заказники и памятники природы еще в 1967 и 1983 годах (о чем могут также не знать нынешние руководители).
Особо ценны ареалы крымской сосны в Пшадском и Архипо-Осиповском лесничествах - единственные в России и на Кавказе. На этот уникальный ландшафт тоже начались покушения под эгидой краевого правительства. Так, за подписью заместителя председателя правительства края
А.С.Никкерова поступило указание от 20.05.97 г. об узаконении временной базы отдыха "Нефтяник" в урочище Адлерова Щель под предлогом "содружества" с администрацией города Геленджика. И вот уже готов проект постановления об изъятии лесных земель с правом рубки на четырех гектарах леса.
Там же, в наиболее ценной восточной части Архипо-Осиповского бора, по указанию все того же В.А.Мельникова согласовывается трасса газопровода "Россия - Турция" (морской вариант). О том, как его собираются проложить по дну Черного моря, можно только догадываться, ибо, по сообщению института "Гипроспецгаз", прецедентов в мировой практике пока нет.
Если учесть специфику Черного моря с его ядовитыми сероводородными глубинами, можно предполагать, сколь опасно техногенное вмешательство в эту агрессивную природную среду.
Впрочем, не случится ли так, что РАО "Газпром", проложив сухопутный отрезок газопровода, откажется от "морского варианта" - и вместо особо охраняемого природного ландшафта мы получим газовый терминал между курортами Инал и Архипо-Осиповка?
Известно, что подобные проблемы имеют место и в Анапе, и в Туапсинском районе. Все эти примеры подтверждают опасение, что правительство края недостаточно знакомо с проблемами черноморских курортов.
Последнее, впрочем, вполне исправимо: руководителям края достаточно изучить "Информацию и предложения по природным ресурсам и особо охраняемым природным территориям г. Геленджика и его пригородной зоны". Этот документ, подготовленный администрацией и специалистами Геленджика по поручению краевой администрации еще в 1996 году, представлен главой Геленджикской администрации А.С.Прозоровским 6 марта 1996 г. (исходящий № 01/35/8-211 для тех, кто поинтересуется этим материалом). Еще не поздно его изучить и избежать поспешных и необоснованных решений подобных вышеописанным.
И последнее. Как сообщается в печати, губернатор Н.И.Кондратенко уже создал рабочую группу по разработке проекта краевого закона "О берегах Черного и Азовского морей". Можно, конечно, приветствовать такое решение. Вот только не внушают доверия ни позиция краевого правительства, ни действия ряда экологических и научных учреждений края, идущие вразрез с российским законодательством.