"ВОЛЬНАЯ КУБАНЬ"
<10 апреля 1997>
ПРОЕКТ ВЕКА И ПРАВА РЕГИОНА
ДАЛЕК ЛИ КАСПИЙ ОТ ЦЕМЕСА?
Е.САЦУНКЕВИЧ
Не всякий новый проект извне радует Кубань, оказавшуюся в уникальной геополитической ситуации...
Внимательные читатели, конечно же, помнят, какую принципиальную позицию при поддержке кубанских экологов заняла наша газета, когда край был взбудоражен известием о попытке ввоза в наш большой дом радиоактивных марокканских фосфоритов, когда зашла речь о строительстве газового терминала на Тамани и проекте переработки ртутных отходов из Западной Европы в Абинском районе...
Однозначно негативной была реакция властных структур Кубани на легкомысленную идею захоронения близ Новороссийска токсичных строительных отходов из Австрии.
Экологи потребовали суровых санкций к тем, кто завозит на Кубань пестициды, запрещенные к применению на территории России.
Эксперты при поддержке ученых, специалистов и общественности признали пагубными для хрупких горных экосистем проект строительства скоростной платной автомагистрали Абинск - Кабардинка...
Думаю, достаточно примеров тому, какой зачастую жесткий прессинг испытывают на себе подлинные хозяева Кубани, на чьи плечи легла тяжкая ноша принимать экономические решения без ущерба для экологии, для жизни и здоровья земляков.
Но битвы в пути, судя по всему, не окончены. Доказательство тому
- намерения Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) строить нефтепровод для перекачки тенгизской нефти к Черноморскому побережью Краснодарского края.
"Борьба за Каспий" - так озаглавила статью о богатейших в мире месторождениях нефти "Российская газета", отмечая, что на протяжении всего нынешнего столетия не прекращается борьба за контроль над ними между США, Великобританией, Турцией и их союзниками с одной стороны, и Россией - с другой".
Казалось бы, чисто каспийские проблемы обсуждали не так давно в Ашхабаде министры иностранных дел пяти прикаспийских стран - России, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана и Ирана.
Однако уже тогда в выступлении Евгения Примакова как наиболее приемлемый прозвучал вариант транспортировки каспийской нефти через порты России.
А это - порты нашего края. Чуть позже в ходе визита в Москву премьер-министр Казахстана А.Кажегельдин отметил: "Что касается транспортировки казахской нефти, то через 3-4 года для нас нефтяной рынок будет именно в России, а в XXI веке будет существовать лишь два глобальных нефтяных рынка - в России и в Китае".
И это - о нашем крае, поскольку именно к его портам лежит кратчайший путь экспортной нефти.
А между тем вновь, как и в случаях с другими крупными проектами, проблемы экономики и экологии ложатся на чаши весов. Возможно ли равновесие? Или же компромисс опасен?
Известная журналистка-эколог Татьяна Кроликова из Новороссийска высказывает сегодня свою точку зрения на проект КТК. Послушаем...