"НОВОРОССИЙСКИЙ РАБОЧИЙ"
<14 февраля 1998>
"ПРОЕКТ ВЕКА" НА ПЕРЕПУТЬЕ
КТК предложили поискать альтернативу Южной Озерейке.
Но просеки в лесу уже рубят
М.КУПРАЦЕВИЧ
Часть первая, эмоциональная...
Новороссийск. Гора Подгузок в районе Южной Озерейки. Охотничий УАЗик из колеи в колею перепрыгивает, как на батуте. Вместе с председателем общества охотников и рыболовов О.В. Подгорным и егерем этого участка Б.И. Колесниковым мы ищем следы порубок: по сведениям члена общества в этом районе уже рубят деревья, расчищая деревья, расчищая место для резервуарного парка нефтепровода КТК.
То, что для меня темный лес, для охотников - родные сени. В последний раз они здесь были - двух недель не прошло. Лес стоял как все последние лет 10. А теперь...
- Гляди, Борис, можжевела на обочине. Сколько ей? Лет 20? А видишь, топор и можжевелу рубит. Так мы получили первое подтверждение: не врет молва. Красные флажки на вешках, геодезические знаки "446 отметка" явно указывали на то, что в последнее время вершина горы Подгузок была обжита основательно.
Но главное - просеки. Проехав всюду, где горные дороги позволили нашему охотничьему "вездеходу" (а где не позволили - там пешком пробежались), мы убедились: гора взята в "рамочку", как макушка у панкующего подростка. Неширокая, в метр шириной, просека окружила вершину, четко обозначая на местности границы, где Каспийский трубопроводный консорциум предположил разместить свой нефтяной резервуарный парк.
Борис Иванович, егерь, в чьем ведении этот участок все последние 18 лет, просто в шоке:
- Да ведь здесь же сосняк, посадки, которым лет 20. И это будет вырубаться? Ну, караул, елки-палки!
Ситуация просто не укладывается у него в голове. Ведь он же здесь, в кабаньих местах, каждую свинку "в лицо" знает. А теперь именно отсюда нефть самотеком должна будет потечь с горы к морскому терминалу в Южной Озерейке, прямо во чрево танкеров. Прощай, охота! Зверь вмиг забудет про свою веками протоптанную тропу, едва почует запах нефти.
Конечно, это совпадение. Но именно в тот день, когда мы с охотниками колесили вокруг Подгузка, считая просеки, судьба этой горы и иже с нею решалась на самом высоком уровне.
Часть вторая, деловая...
Москва. Госкомэкологии. Идет заседание, завершающее двухмесячную работу сорока экспертов над проектом сводного заключения по материалам обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы КТК. На нем присутствуют большая группа руководителей и специалистов консорциума и два представителя общественности из Новороссийска (И.В.Каракезиди, староста Южной Озерейки и председатель общества по экологической защите Черноморского побережья) и из Анапы (С.В.Ермолаев, кандидат биологических наук). Основной вывод проекта заключения таков: принять материалы и разрешить КТК перейти к проектированию (это следующий после обоснования инвестиций этап, который также должен сопровождаться экологической экспертизой) за исключением части по Краснодарскому краю. Ее представить на экспертизу повторно. В результате жестких дебатов - очевидно, что КТК такой исход не устраивал - был найден компромисс. И в окончательную редакцию заключения экспертной комиссии вошло следующее: допустить продолжение проектирования нефтепроводной системы КТК за исключением морского терминала и резервуарного парка. Материалы обоснования инвестиций в части выхода к Черному морю должны пройти доработку (в частности, проработку альтернативных вариантов) и только после этого они должны пройти повторную экспертизу.
Часть третья, аналитическая...
Хотелось бы грянуть "Ура!" и бросить в воздух хоть пару чепчиков. В конце концов, благодаря представителям нашей и анапской общественности КТК обязали-таки всерьез рассмотреть альтернативные варианты выхода трубы к морю. И до той поры не сказали консорциуму "да" на продолжение работ.
Но работы ведутся. Потому что просеки, появившиеся на горе Подгузок буквально в конце января, не что иное, как элемент проектирования. Там будут работать геодезисты, проводить съемку местности. Именно так объяснил мне их появление Ю.Н. Гилко, главный лесничий мехлесхоза, к которому я обратилась за комментариями. Оказывается, для этих целей консорциуму был специально выписан лесорубочный билет. Конечно, пока красно книжные можжевельники нашего Абрауского заказника понесли не такой уж большой урон. Пока это всего лишь просеки. И все-таки даже их появление - это бег впереди паровоза. Сначала - гарантии экологической безопасности городу и согласие горожан на соседство с трубой - и только потом все остальное.
- Олег Вячеславович, - спросила я напоследок у Подгорного. - А если бы я 20-летний можжевельник срубила и за этим занятием была лесником застигнута! Что тогда?
- Ну что ж, штраф тысяч в сто новыми выписали бы. Это же - можжевела!