ЗОЛОТОЙ ПЕСОК И НЕФТЯНЫЕ ЛЕПЕШКИ: КТО КОГО?

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА" (Москва)

<16 января 1998>

 

ЗОЛОТОЙ ПЕСОК И НЕФТЯНЫЕ ЛЕПЕШКИ: КТО КОГО?

 

Владимир УДАЧИН

 

Анапчане бьют тревогу: экологии курорта угрожает серьезная опасность. Второй раз они проводят в городе общественные слушания проекта нефтепроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и требуют его пересмотра.

Территорию федерального детского курорта Анапа формально труба не затрагивает: выходит к Черному морю возле границы санитарной зоны курорта, в Южной Озереевке, административно относящейся к Новороссийску. Там же намечено строительство "финишных" объектов КТК - резервуаров-нефтехранилищ, а в пяти километрах от берега - выносных причальных устройств (ВПУ), с которых в недалеком будущем и предполагается заливать в крупнотоннажные танкеры казахскую и российскую нефть. До Анапы, ее знаменитых песчаных пляжей, по морю - несколько десятков километров. Чего бы вроде волноваться?

Но вот сижу в Анапе на общественных слушаниях, и в душу тоже закрадывается тревога. Почему именно Южная Озереевка избрана конечным пунктом трубы и местом строительства терминала? Почему в нескольких томах "Обоснований инвестиций" не предусмотрены другие варианты? Оговоримся, что мало кто сомневается в политической и экономической целесообразности для России прокладки нефтепроводной системы КТК. Реализация этого проекта, по мнению председателя правительства Кубани Владимира Мельникова, сулит значительные экономические выгоды и Краснодарскому краю, по территории которого труба пройдет свыше 300 километров.

Но вот какой будет экологическая цена этих выгод?

Специалисты, ученые по просьбе анапских властей изучили тома "Обоснований инвестиций" и еще весной внесли свои замечания.

- Я серьезно обеспокоен выбором Южной Озереевки, - говорил на слушаниях глава города-курорта Михаил Боюр. - Как бы ни доказывали представители КТК безопасность существования нефтепроводной системы, над курортом Анапа нависла угроза. Это подтвердила прошлогодняя авария в Цемесской бухте, когда в море попало около 200 тонн нефти. И как ни улавливали ее, как ни глушили сорбентами, нефтяные лепешки оказались на пляжах Анапы, Южная Озереевка гораздо ближе к курорту, выносные же причалы будут находиться в открытом море, а не в бухте. Опасность поэтому возрастает.

Сами анапчане настаивают на отводе трубы в Шесхарис - знаменитую нефтегавань в Новороссийске, от причалов которой танкеры увозят 32 миллиона тонн нефти в год. Генеральный директор КТК Владимир Станев поясняет, что вариант Шесхариса был отклонен еще до разработки проекта. И тому есть веские причины: недостаток места для размещения резервуарного парка вблизи Новороссийска, интенсивное движение судов в Цемесской бухте. Наиболее приемлемым с технической, экономической и экологической точек зрения местом размещения является долина Сукко, но она как раз находится в санитарно-охранной зоне курорта Анапа, где промышленное строительство ограниченно. Поэтому остановились на Южной Озереевке.

Анапчане настаивают на проведении дополнительных исследований. Вдольбереговые течения от Южной Озереевки направлены в сторону Анапы, поэтому при аварийном разлитии нефти ее тяжелые фракции, образующие сгустки и оседающие на дно, обязательно доберутся и до пляжей. Даже если не будет (дай Бог! ) аварийных разлитий нефти, где гарантия, что капитан танкера не спустит в открытое море балластные воды?

Кроме того, в здешней розе ветров преобладают "анапские" румбы, и выброс в атмосферу паров легких фракций нефти при ее перекачке представляет серьезную угрозу для прибрежной морской акватории и берега. Значительная часть паров будет переноситься в район реликтовых лесов на территории проектируемого заповедника "Утриш" либо при"повышенной влажности (при осенних и весенних туманах) будет осаждаться на воде.

Не обоснован и вывод о сейсмической безопасности района Южной Озереевки: не учтена его близость к очагам слабых землетрясений, прохождение через эту территорию Утришского сейсмогенерирующего разлома. А если "тряхнет", выдержат ли резервуары? Выдержит ли ВПУ в открытом море нередкие здесь ураганы и многобалльные штормы? Степень риска по причине сложных метеоусловий явно недоучтена.

Из уст президента Южно-Российской академии маритехнологии, экологии и медицины Николая Есина анапчане узнали, что основная часть предложенных ими дополнительных исследований будет проведена на стадии ТЭО (технико-экономического обоснования),

как и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). На это представитель администрации Анапы С. Ермолаев резонно возразил - ОВОС выполняется в основном на стадии обоснования инвестиций, а на стадиях ТЭО идет только уточнение этой оценки. Да оно и понятно. ОВОС – та "печка", от которой следует "плясать" в обеспечении экологической безопасности, в экономических затратах на эти цели. Пока же выводы "Обоснований инвестиций" не дают четкой и научно аргументированной оценки воздействия на окружающую среду.

Общественные слушания завершились предложением руководству КТК доработать обосновывающую документацию, дополнив ее материалами по альтернативным вариантам размещения ВПУ.

Глава администрации края Николай Кондратенко не раз говорил, что реализован проект будет только при наличии положительного заключения Государственной экологической экспертизы. Кондратенко и главный эколог края Павел Половинко слетали даже на Аляску, чтобы убедиться в безопасности подобной нефтепроводной системы. Только, согласитесь, Аляска все-таки не Анапа и не является в США федеральным детским курортом.

 

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования