СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ НЕФТЕПРОВОДОВ

"С ЛЕГКОЙ РУКИ" 

<21 мая 1999>

 

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ НЕФТЕПРОВОДОВ

 

Татьяна КРОЛИКОВА

 

Как история России и Новороссийска, в частности, оценит события 12 мая 1999 года, покажет время. Но сегодня объективный взгляд ЛИЧ­НОСТЕЙ в среде ученых говорит о Новороссийске как о нефтяной столице. То есть жизнь в отравленной окружающей среде, которая дав­но устала окружать нас, неразумных, и давно забежала бы без памяти, оставив нас “благоденствовать” наедине с отравленным нами морем, све­денными (нами же) начисто лесами, пересохшими (нашими стараниями) реч­ками и прочими атрибутами покорения природы человечеством, натурально сошедшим с ума.

С другой стороны, сторонники проекта века обещают нам судьбу второго Амстердама, который бесится с жиру и даже впадает в наркотический дурман от отсутствия проблем, в борьбе с которыми можно было бы потратить невостребованные душевные и физические силы.

Но так или иначе чиновники всех рангов от Москвы до Новороссийска в любом случае получат свои сребренники. Многие из них уже имеют двойное гражданство, а их дети обучаются в странах-участницах НАТО, впитывая соответствующую культуру и все то, что влияет на духовность нации.

Им уже ничего не свято. Посудите сами. Вся Россия отмечает День Победы, 9 Мая. Именно в этот период НАТО применяет запрещенное оружие против граждан­ского населения Югославии и именно в этот период, без единого выстрела, США празднует оккупацию российской территории, где был в годы Великой Отечествен­ной войны уничтожен новороссийский десант.

Как в российской истории будут характеризоваться нынешние правители Ново­российска? Ведь это им в первую очередь адресовалась поздравительная теле­грамма лично от Б. Клинтона по случаю закладки первого камня КТК, по сути, явля­ющегося безобидной маской американской корпорации “Шеврон”.

Перефразируя одного из столпов герман­ского государства можно сказать кто завоюет порты - тот завоюет все Окна в мировое сообщество Россия прорубила давно но как то так получилось что их эти окна потихоньку прибрали к рукам люди и структуры, заботящиеся не о благе народном а о наполнении собственного кошелька. Мгновенной гибелью государству - ну как если бы прыгнуть со скалы - это не грозит но медленной и неотвратимой - точно. А уж теперь когда “союз нерушимый республик свободных” громко раскололся оставив за границами Отечества нашего многие портовые города свет путеводной звезды маленького Новороссийска отразился в глазах высокопоставленных чиновников столицы и заставил их собраться в конференц-зале администрации города. Тему совещания которое почтили своим вниманием добрая половина российских министров вице-премьер Владимир Булгак, кубанский губернатор Николай Кондратенко и прочие официальные лица по простому можно охарактеризовать так развитие новороссийского транспортно­го узла. Что развивать его надо  сомнения нет. Весь вопрос - как? В поисках ответа на этот вопрос сталкиваются интересы и государства и отдель­ных ведомств и частных но весьма могущественных фирм и лиц. Сорок процентов всего грузопото­ка России идет через южные порты крупнейший среди которых - наш. Мощностей портовых не хватает настолько явно что появилась необходимость рождения отдельной концепции развития постов Кубани. Это организация контейнерных перевозок которые сейчас главенствуют во всем мире, реконструкция существующих нефтегаваней и строительство новых. Конечная пропускная способность Каспийского Трубопроводного Консорциума, который после долгой борьбы получил “зеленую улицу” на начало строительства - 60 миллионов тонн нефти в год. Все это - через нас с вами уважаемые новороссийцы. Изыскиваются пути и просчитыва­ются варианты строительства новых железнодорожных и автомобильных подъездных путей к порту. Ведь на сегодня станция Новороссийск исчер­пала свои возможности увеличения приема груза.

Нужна как воздух автомобильная объездная дорога. Но по поводу одного из предлагаемых вариантов генеральный директор “Новоросцемента” Леонид Ясуд высказался следующим образом: "Если трасса пойдет по карьерам цемзаводов (к чему собственно и склоняются) то запасов мергеля исходного сырья для производства цемен­та, хватит лет на 18-20". А дальше что? Сто лет проработали заводы и теперь их принести в жертву новой дороге? Представители заказчика предполагаемого строительства попытались успокоить генерального, мол ширина участка под дорогу, того который приходится на карьеры не превысит пятидесяти метров. Но похоже не успокоили

Губернатор Кондратенко порадовался за свою (совместно со здоровыми силами в управлении государством) политику по отношению к Новороссийскому морскому порту, после принятых мер налоговые сборы с порта увеличились в 18-20 раз. Он выступил категорически против того, чтобы трогать терминалы по приемке зерна поступающего из за рубежа - экономическая ситуация такова, что завтра в них может возникнуть острая необхо­димость. "Когда демократы кричат, - сел на своего любимого конька губернатор, - что мы перестали закупать зерно за границей и это победа - это чистая ложь".

Больной вопрос для российских портов - тари­фы на обработку грузов о чем и говорил в своем выступлении начальник порта Владимир Колбасюк. Мы не можем составить конкуренцию портам Украины куда и уходит основной грузовой поток. У нас не развита приемка контейнерных грузов Вме­сте с Ильичевском что под Одессой, ушел из Рос­сии единственный порт по переработке химически опасных грузов. Наш порт к тому же разодрали приватизацией на кусочки - внутри него масса хозяй­ствующих субъектов. Многие из них не входят в реестр естественных монополии на транспорте, а значит имеют возможность работать с более льготными тарифами.

Жаловался начальник порта на удушающую политику госпошлин НДС. Основной смысл выступления представителя пароходства - новорос­сийские моряки надеются на то что наши танкера примут участие в перевозке тенгизской и про­чей нефти которая пойдет через систему трубопроводов КТК.

Где то на середине речи начальника порта в зале начался тихий переполох. Забегали помощники и референты зашептали что-то на ухо вице-премьеру и сидящим в президиуме министрам. Через несколько минут причину паники знали уже все - правительство вместе с премьером препроводили в отставку. А поскольку совещание было правительственного уровня, ситуация возникла откровенно двусмысленная если не сказать больше.

Походив в растерянности после закрытия сове­щания по нашему "Белому дому" некоторые гости тут же улетели в Белокаменную. Но не все. Ибо день 12 мая вошел в историю не совещанием вов­се, а тем что планировалась закладка первого камня в строительство терминалов и трубопрово­да Каспийского трубопроводного консорциума.

Южная Озерейка - конечная точка нефтепро­вода - была переполнена солнцем запахами морского бриза и буйной зеленью майских трав и деревьев. На поле перед селом, где еще недавно неспешно вековала свои вековечная виноградная лоза была заасфальтирована большая площадка, поставлены шатры поодаль виднелись пожарные машины грузовики с людьми в военной камуфляжной форме и много такого, чего отродясь не видело тихое прибрежное селенье. В центре застыл одетый в покрывало многотонный, весо­мый и важный как сам “проект века”, первый камень. Разительный контраст с многочисленными гостями одетыми в строгие костюмы составляли представители экологической общественности не­сколько лет борющейся за то чтобы не отдать эти заповедные места на заклание нефтяному монстру. Они стояли лежали в зеленой траве пела песни студенческая молодежь - наиболее экстремальная и активная часть “зеленого” дви­жения. Покойная благодать этой долины заста­вила невольно сжаться сердце еще немного - и всего этого не будет. Будет ли лучше? На этот вопрос отвечали лозунги в руках протестующих “СОХРАНИМ КУРОРТЫ НАЦИИ ОТ КТК-КАНАЛИ­ЗАЦИИ”. “ЯНКАМ - НЕФТЬ, ВЛАСТЯМ - ВАЛЮТА, НАРОД ОСТАНЕТСЯ НАДУТЫМ”, “КТО ТЕБЯ КУПИЛ?”, “КТК: ПРОЩАЙТЕ, ЧЕРНОМОРСКИЕ КУРОРТЫ”. Рядом с флагами консорциума, побед­но развевающимися на крепком ветерке, - пла­кат, где Черное море изображено в виде горшка с фекалиями. Молодые ребята держат полотно:

“КТК, ПОШЕЛ ТЫ НА.. ШЕСХАРИС”. Рядом сти­хотворный плакат: “СМЕРТНЫЙ ПИР НЕСЕТ РЕКА ПОД НАЗВАНЬЕМ “КТК”.

Люди в парадных костюмах - а были тут пред­ставители, по меньшей мере, одиннадцати стран, по числу членов консорциума, - старательно не обращали внимания на, так сказать, неофици­альный антураж митинга. Им это хорошо удава­лось, чувствовался богатый опыт. Сами себе приятные они начали запланированное мероприя­тие. Все происходящее сильно смахивало на те­атр абсурда.

Штатные ораторы у микрофона поздравляли со­бравшихся с новой эрой в жизни нашего города, а жители этого самого города скандировали: “ПО­ЗОР!”, - и заглушали динамики. Высокие гости, демократии ради, дали слово и представителям местного населения. Представитель коммунистов Дмитриев зачитал телеграмму в адрес уже почив­шего два часа назад правительства и еще правившего президента: перекачивайте свою большую нефть через Шесхарис. Лидер общественного экологического движения, житель Южной Озерейки Иван Каракезиди, совершенно справедливо назвал все происходящее фарсом и объявил, что ВОП­РОС О РЕФЕРЕНДУМЕ ПО ПОВОДУ КТК НЕ СНИ­МАЕТСЯ С ПОВЕСТКИ ДНЯ. Будто не слыша его, могущественный глава “Лукойла” г-н Аликперов сказал, что он счастлив за свою страну сегодня, когда свершается такое великое депо.

Перед самым снятием покрывала с первого кам­ня посол США в России объявил еще об одном счастливом человеке - президенте Америки Уильяме (таково полное имя Билла) Клинтоне, который оторвался от бомбардировок Югославии и Ирана и прислал новороссийцам поздравительную телеграмму, датированную 12 мая.

В общем, спектакль. Откровенно жаль было толь­ко те 11 саженцев деревьев, которые под свист и скандирование “зеленых” высадили генеральные директора национальных корпораций, по одному на каждую страну, члена консорциума. Еще земля не покрыла корни, а уже слышались голоса, что деревья эти не жильцы.

На “летучей” пресс-конференции у камня, на которой наши протестующие соседи - анапчане повесили траурный венок, генеральный директор КТК-Р Виктор Федотов спокойно заметил на вопрос Сергея Пономарева, корреспондента “Комсо­мольской правды”, повлияет ли на судьбу проекта смена российского правительства - “НА СУДЬБУ ЕГО УЖЕ НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ”. По­езд ушел. “А если будет референдум и население скажет “Нет!” проекту?” - допытывались настыр­ные журналисты. Федотов вздохнул и ответил, что надеется на здравый смысл населения, нас с вами.

А ПРАВИЛЬНО ВЕДЬ НАДЕЕТСЯ, МЫ ЕЩЕ В ЗДРАВОМ УМЕ И ТВЕРДОЙ ПА­МЯТИ, ЧТОБЫ ПОДКЛАДЫВАТЬ ПОД СЕБЯ ТАКУЮ БОМБУ.

Вот только референдум маячит за плавными вершинами Маркотхского хребта, как свет далекой звезды...

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования