НА КОНЧИКЕ ИГЛЫ

“ИТОГИ”

<13 июня 2000>

 

НА КОНЧИКЕ ИГЛЫ

 

Б.ЖУКОВ

 

"Согласно проекту, 1500-километровая труба подойдет к морю близ села Южная Озерейка, расположенного в нескольких километрах от Новороссийска и входящего в административные границы города. Недалеко от этого места, возле села Глебовка - там, где трубопровод переваливает последний горный хребет и начинает спуск, - строится резервуар на миллион тонн. Оттуда нефть самотеком пойдет к берегу, а затем и в море - по проложенным по морскому дну трубам. Километрах в пяти от берега она дойдет до ВПУ, к которым будут швартоваться танкеры, заправляющиеся тенгизской нефтью. "В мире сейчас работает около 500 устройств такого типа, - говорит руководитель западного региона КТК В.Долгов. - Вероятность аварий на них - примерно одна миллионная. Но даже если разлив произойдет, уже через несколько минут на его месте окажутся суда-нефтесборщики, стоянка которых предусмотрена в месте выхода трубопровода к морю. К тому же роза ветров в районе такова, что пятно скорее всего погонит в открытое море, где с ним можно будет без особого труда справиться".

Главный научный сотрудник Института океанологии РАН и крупнейший в России специалист по взаимоотношениям моря и нефтепродуктов Л.Гурвич, участвовавший в оценке воздействия терминала на окружающую среду, рисует, мягко говоря, иную картину: согласно мировой статистике, на устройствах такого типа один разлив нефти приходится на 18 заходов танкеров (правда, чаще всего это относительно небольшие разливы - в сотни тонн). Дальше расчет прост: проектная мощность терминала - 67 млн. тонн нефти ежегодно (мощность сооружаемой сейчас первой очереди 28 млн. тонн). Даже если возить ее будут исключительно самыми крупными современными супертанкерами грузоподъемностью в 300 тысяч тонн, это потребует 220 судозаходов в год. Делим 220 на 18 и в среднем получаем, что разливы на терминале КТК будут происходить ежемесячно. При этом даже если суда-нефтесборщики смогут выйти в море (аварии чаще всего случаются в шторма) и окажутся на месте мгновенно, им потребуется время для блокирования пятна заградительными бонами. Между тем "морячок" (юго-западный ветер) в районе Новороссийска дует часто и порой достигает ураганной силы, выбрасывая на берег огромные корабли. При скорости ветра 10 метров в секунду (при шторме она бывает и втрое выше) всего через 2 часа после прорыва трубы или крушения танкера вся вылившаяся нефть окажется на берегу...

Специалисты высказали и массу иных претензий к проекту, но проект получил одобрение экологов.

Вскоре после одобрения проекта терминала экологической экспертизой несколько новороссийских и анапских экологических организаций и отдельных активистов подали иск о признании ее заключения недействительным. Поводом послужило то, что при строительстве объектов КТК были произведены работы (насыпан искусственный мысок из привозной гальки и т.п.), неуказанные в проекте, по закону это означает автоматическое аннулирование экспертизы. Дело долго кочевало из Краснодарского края в Москву, из общего суда - в арбитражный и обратно. Сейчас оно лежит в Краснопресненском суде Москвы - по месту нахождения ответчика, каковым значится федеральный Госкомитет по экологии. утвердивший результаты экспертизы. Очередное заседание назначено на 14 июня. Непонятно, правда, кто теперь будет на нем ответчиком - ведь Госкомэкологии упразднен...

Другим направлением атаки стало требование проведения местного референдума о судьбе терминала. Жители прибрежных сел живут в основном за счет курортников и горожан, которым они продают овощи, фрукты и молоко, и даже теоретическая перспектива аварии прямо угрожает их интересам. При этом тема денег, отданных консорциумом в качестве компенсации за уже нанесенный ущерб местным жителям, но не дошедших до адресата, звучит в Новороссийске постоянно. В самом начале эпопеи КТК в качестве "предварительной компенсации" передал городу около 7 млн долл. Выяснить, куда они делись, не удалось даже депутатам городской думы - на их официальный запрос им просто не ответили. В приморских селах, и в рассыпанных по побережью санаториях и пансионатах, и в самом городе отношение к проекту резко отрицательное: строительство дает работу максимум нескольким сотням человек, а его результат будет угрожать всем. По данным "зеленых", их поддерживают около 90% жителей города. Представители КТК это отрицают, но никаких собственных данных не приводят, а главное - категорически возражают против проведения референдума.

30 сентября прошлого года городская дума Новороссийска зарегистрировала инициативную группу по проведению референдума. Мэр города В.Прохоренко наложил на это решение вето: судьба стратегического международного трубопровода не может решаться волеизъявлением жителей Новороссийска.

9 февраля городская дума преодолела вето мэра и вновь зарегистрировала инициативную группу. После этого инициаторы референдума должны были получить на руки утвержденные думой подписные листы, список уполномоченных и разрешение на открытие счета и начать сбор подписей, а сама дума - сформировать комиссию по проведению референдума. Ничего этого сделано не было, а тем временем истек установленный законом 35-дневный срок, в течение которого группа должна была собрать подписи за проведение плебисцита. Ситуация зашла в тупик.

Инициаторы обратились в краевую избирательную комиссию - им прислали ответ: да, мол, ваша правда, вам должны выдать все причитающееся, на что гордуме и мэру указано. Поплутав по запутанным сплетениям двух ветвей власти, инициаторы вынуждены были опять-таки обратиться к третьей - к неторопливой российской Фемиде. Туда же, как выяснилось, обратился и мэр города - с иском о признании регистрации инициативной группы незаконной (аргументы - те же, что и у преодоленного вето). Городской суд тут же отложил рассмотрение иска экологистов до рассмотрения иска мэра. Когда это решится, неизвестно: суды загружены, да и у той стороны, которую устраивает статус-кво, есть масса законных способов потянуть резину. Пока что суд назначил психолингвистическую экспертизу вопросов референдума - нет ли в них агитации...

Тем временем в соседнем Геленджике одновременно с президентскими выборами состоялся местный референдум, на котором подавляющее большинство жителей города высказалось против строительства в нем нового морского порта (там, правда, обе ветви городской власти разделяют настроение своих избирателей). В Южной Озерейке в одно из мартовских воскресений прошел сельский сход, постановивший возобновить деятельность комитета самоуправления и потребовать немедленного прекращения работ. А на строительстве резервуара и терминала это воскресенье стало обычным рабочим днем.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования