“НОВОРОССИЙСКИЕ НОВОСТИ”
<14 апреля 2000>
СТОЛКНУЛИСЬ ЛБАМИ
СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО МЕЖДУ АДМИНИСТРАЦИЕЙ И ДУМОЙ
ПЕРЕНЕСЕНО НА НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК
Ю. ШЕСТАКОВА
Казалось бы, после долгой конфронтации “зеленых” и администрации по вопросу КТК, в феврале были расставлены все точки над “i”. Суд решил удовлетворить жалобу экологов на администрацию города, тем самым, обязав городскую Думу рассмотреть заявление инициативной группы для решения вопроса о преодолении ;вето главы города на проведение референдума по КТК. 23 февраля Дума выдала регистрационное удостоверение и формально сбор подписей должен был к апрелю уже закончиться. Однако, воз и ныне там. Мне стало известно, что инициативная группа не только не собрала необходимые 10 тысяч подписей, но даже и не начинала этого делать. Неужели экологи, так долго и упорно добивавшиеся проведения референдума, поддались на чьи-то уговоры и решили сложить крылья? С этим вопросом я обратилась к руководителю инициативной группы, председателю “Общества по защите Черноморского побережья” Ивану Васильевичу Каракезиди:
- Все дело в том, что нам чинят препятствия. Для того чтобы начать собирать подписи, необходим целый пакет документов, который нам должна выдать Дума. То есть нужно открыть счет, создать комиссию по референдуму, а она, в свою очередь, даст нам разрешение открыть еще один счет. Но эти документы, как и саму форму подписного листа, нам не выдают.
- А чем это объясняется?
- Да ничем. Обыкновенная бюрократическая волокита. Может, в суде нам объяснят. Мы предъявили иск главе администрации. Ведь 35 дней - срок, назначенный для сбора подписей, уже истек, а нам так и не позволили начать работу. Глава администрации, в свою очередь, подал в суд на Думу с просьбой признать акт о регистрации ею группы по проведению местного референдума недействительным.
- Разве это решение может иметь обратную силу?
- В том-то и дело, что это незаконно. Тем более, если учесть, что сам Прохоренко является еще и председательствующим на городской Думе. Получается, что он подал в суд сам на себя. Сейчас эти два иска - наш и администрации - объединены в одно судебное дело. Суд был назначен на 4 апреля, потом на 7, а сейчас его перенесли на неопределенный срок, говорят, приблизительно на 5 мая. Мы собираемся подавать кассационную жалобу, ибо эта волокита на руку администрации. Кстати, мы уже обращались в крайизбирком и оттуда председателю город кой Думы Таранцу рекомендовали в дать нам новое регистрационное удостоверение. Но это не было сделано.
- Но пока идет вся эта судебная суета, строительство продолжается. Наверное, скоро будет поздно что-то предпринимать?
- Я думаю, не поздно, так как само по себе строительство еще не прошло экспертизу. А если какие-то участки и приняты, то с большими нарушениями. В частности, не проведен мониторинг, на который есть предписание от ЧТКООС (комитет по охране окружающей среды) и природоохранной прокуратуры. Экоцентр должен был снять фоновые показания и описать возможный ущерб от строительства. Но, когда специалисты приехали на место, там уже нечего было описывать: все деревья выкорчеваны, земля перекопана. Очень много нарушений и от подрядчиков, и от соподрядчиков: обыкновенная русская халтура. А этого допускать на столь опасном объекте никак нельзя! Пo словам ЧТКООС, документация на проведение работ “в основном сформирована в виде благих намерений без точки привязки к месту, времени и местным условиям”. Так что строительство трубопровода можно остановить на любой стадии.
- А как вы оцениваете шансы на то, чтобы победить по результатам референдума?
- У нас большая поддержка населения. По нашему предварительному опросу около 96% жителей города и проживающих непосредственно вблизи от строительства против размещения нефтеперегрузочного терминала в Южной Озерейке. Мы уверены, что, если бы нам выдали все необходимые документы, как того требует закон, мы бы давно собрали необходимые 10 тысяч подписей. То, что администрация уже на первом этапе устраивает волокиту, лишь подтверждает значимость наших действий: там боятся процедуры референдума и своего проигрыша в нем. Согласно ст. 9 Конституции, мы имеем право на свободное волеизъявление: “земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизнедеятельности народа, проживающего на соответствующей территории”. Закон поддерживает инициативную группу, это ст. 3 Федерального Закона “Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ”. А ст. 41 Закона “Об охране окружающей среды” гласит: “Определение места строительства предприятий, сооружений и иных объектов производится в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ: “В необходимых случаях при размещении объектов, затрагивающих экологические интересы населения, решения принимаются по результатам референдума”.
- В местной прессе сообщалось, что экологические организации города сейчас тщательно проверяют. Правда ли, что это - инициатива столь властных структур, как ФСБ? И не попытка ли это “заткнуть вам рот”?
- Нам говорят, что это плановые проверки счетов. Я не хочу делать из этого политику. Нужно сперва убедиться, что это действительно идет от ФСБ.
- Вы еще до выборов писали письмо Путину, в котором излагали всю обстановку в городе, где идет строительство такого крупного объекта. Есть ли ответ?
- Да, ответ пришел. Но чисто формальный. Мол, да, ребята, общественный контроль над КТК необходим. Давайте, вперед.