“КУБАНЬ СЕГОДНЯ”
<2 февраля 2000>
ОПАСНОЕ СОСЕДСТВО
Г.ВАКУЛИН
Как сделать на Черноморском побережье соседство сложнейшего трубопроводного комплекса по приемке нефти с Тенгизского месторождения наиболее безопасным? Ведь на пляжах близ Новороссийска отдыхают летом миллионы людей, здесь уникальный природный ландшафт, заповедная курортная зона. Об этом шел разговор на встрече в Южной Озереевке представителей природоохранных служб края, а также общественных организаций Причерноморья. На этой встрече присутствовал наш специальный корреспондент Геннадий Вакулин.
Все выше по взгорью взбирается наша колонна автомашин. Мы на вершине одного из холмов, круто сбегающих к морю. Внизу - поселок Южная Озереевка, который расположен рядом с Новороссийском.
Здесь находится гигантская нефтяная труба диаметром в 42 дюйма и длиной в сотни километров. Она упирается одним своим концом в морской терминал на берегу Черного моря. Тенгизская нефть из Северного Казахстана придет в наш южнороссийский порт. Произойдет это уже летом следующего, 2001 года.
Строительство трубопровода на данном отрезке ведет французская фирма “Старстрой”, проектные работы осуществляет американская компания “Флуор Даниэль”.
Отсюда, с высоты, хорошо видна панорама строительной площадки. Пояснения дает менеджер Каспийского трубопроводного консорциума М.Годдингс.
- Мы видим перед собой место будущего нефтехранилища трубопровода, - говорит он. - Первая его очередь - это четыре гигантских нефтяных резервуара емкостью в сто тысяч кубометров каждый.
Сейчас идет выемка грунта под основание двух резервуаров. Близится к концу подготовка площадок еще для двух хранилищ нефти.
- Также видны, - поясняет М.Годдингс, - бело-голубые вагончики субподрядчиков по изготовлению самих резервуаров. Это фирмы “Чикаго бридж” и “Коксохиммонтаж”.
Работы начались и по сооружению обводной дамбы вокруг резервуаров, а также - второго ограничительного защитного кольца. Задача таких объектов одна - предотвратить в случае внезапной аварии разлив нефти на прилегающей территории.
Земляные работы ведутся и в так называемой зоне береговых сооружений трубопровода. Мы спустились сюда по той же лесной каменистой дороге, что привела нас на высотные холмы.
Нефть подводит сюда труба уже диаметром в 56 дюймов. Она будет подавать от нефтехранилища сырье на береговые сооружения. Затем нефть поступит в зону причальных устройств, чтобы потом попасть в трюмы танкеров.
Расположится здесь и главный пульт управления всего трубопровода. Все команды, в том числе и по охране окружающей среды, технике безопасности будут производиться по световолоконному кабелю, который соединит морской берег с Тенгизским месторождением.
Да, совсем нетрудно заметить, сколь опасна эта гигантская нефтяная труба для окружающей среды. К тому же, конечный ее пункт - это заповедная курортная зона. Кстати, единственная для России южная Черноморская береговая полоса, где летом отдыхают, набираются здоровья миллионы людей.
Как сделать такое соседство для человека менее опасным? Как свести к минимуму те негативные последствия, что несет труба для окружающей природы?
Собравшиеся в Южной Озереевке представители природоохранных служб края, а также общественных организаций Причерноморья как раз и попытались ответить на эти животрепещущие вопросы.
Эта встреча состоялась в одном из коттеджей временного городка строителей КТК. Настроение участников совещания лучше всего, наверное, передал в своем вступительном слове заместитель председателя правительства края, председатель “Кубаныоскомэкологии” П.А.Половинко..
- Несомненно, - сказал он, - подобный проект имеет немаловажное значение не только для нашего края, но и России в целом.
Подготовительные работы идут давно. Объект, конечно, сложный и воспринимается он общественностью неоднозначно. Были встречи в Новороссийска, Анапе, Галенджике, И как всегда, поднималось много острых вопросов. Откровенно говоря, складывающаяся ситуация людей волнует.
Мы же всем говорим открыто: все сооружения нефтяного трубопровода должны быть однозначно безопасными для окружающей среды.
- Мы хорошо понимаем свою меру ответственности перед населением Кубани, - продолжил свою мысль П.А.Половинко. - Считаю, что требовать от строителей строгого и неукоснительного выполнения всех природоохранных мероприятий - наша главная задача.
Есть в этом плане уже и соответствующие прецеденты по санкциям. Мы твердо выполняем поручение главы администрации Краснодарского края Николая Игнатовича Кондратенко быть особо внимательными к осуществлению этого проекта, особенно здесь, в Причерноморской зоне. Как правило, принимаем от общественности любые замечания, любые конкретные предложения.
В самом деле, все мы имеем конституционное право на благоприятную среду обитания. Об этом же говорит и природоохранное законодательство.
По словам О.О.Авакова, прокурора Азово-Черноморской природоохранной прокуратуры, тоже выступившего на совещании, цель здесь одна - сбалансировать наши экологические и экономические интересы.
- А результаты проведенных проверок, - заметил О.О.Аваков, - к сожалению, нередко говорят, что строители КТК при сооружении данного объекта в той же Причерноморской зоне допускают порой серьезные экологические нарушения. В обществе, на местах это создает определенную напряжен-. ность.
- Мы неоднократно, - сказал он далее, - обращались к руководству “Старстроя” о создании собственной информационной службы, которая периодически, например, раз в месяц, рассказывала бы населению Новороссийска о проводимых на нефтетрубопроводе строительных работах.
Необходимо также активизировать деятельность не только природоохранных служб, но и общественных организаций. Служба экологии непосредственно КТК пока не в состоянии обеспечить своевременное устранение допущенных нарушений.
О конкретных фактах упущений строителей КТК говорил на совещании В.И.Борисов, председатель комитета ЗСК по экологии, курортам и туризму.
Так, в поселке Южная Озереевка разбита асфальтовая дорога. Уже готовят на этот счет соответствующий протокол.
В свое время, еще в марте прошлого года, комитетом ЗСК было также подготовлено специальное письмо о переводе всех котельных КТК с жидкого на газообразное топливо. Консорциуму предложено использовать кубанский газ для своих электростанций. Но предложение остается пока невыполненным.
Трудно сегодня представить, что уже через год с небольшим на месте, где находятся сейчас пляжи той же Южной Озереевки, у причалов морского терминала появятся большегрузные нефтеналивные танкеры. Что “украсят” холмы близ села Глебовское огромные, диаметром в 96 метров, и высотой с шестиэтажный дом стальные баки для хранения нефти.
Как сделать, чтобы уникальной природе не был нанесен ущерб?
Уже сегодня я видел в Южной Озереевке, в том же селе Глебовское на улицах броские надписи на некоторых домах “Продается!” Уезжают люди с насиженных мест. Не верят, что природа не пострадает?
...Но вернемся к работе совещания. Полноправными его участниками были свыше двух десятков представителей природоохранных служб края, администрации Новороссийска, Анапы, Кубанского государственного университета, “Кубаньгеологии”, “Краснодарберегозащиты”.
Это даст возможность, несомненно, сблизить в итоге позиции, выявить наиболее узкие места по природоохране в представленных рабочих чертежах проекта. Кстати, на совещании были представлены и общественные организации: новороссийское общество “Зеленые” в лице заместителя председателя общества Л.А.Майбороды, а также краевая организация “Общество по защите Черноморского побережья”, руководимая И.В.Каракезиди.
Правозащитники, например, считают, что место для строительства сооружений нефтетрубопровода на морском берегу близ Южной Озереевки выбрано неудачно. Они судятся о признании незаконной положительной оценки, вынесенной проекту государственной экологической экспертизой.
По их мнению, никаких изысканий на месте работ в Причерноморье не проводилось, строительство нефтепровода идет с колес.
Такие их “веские” аргументы подверглись серьезной критике, когда в зале шаг за шагом вскоре началась скрупулезная, детальная, поэтапная работа по выявлению тех или иных предложений по улучшению экологической части уже утвержденного проекта нефтехранилища, подводящего нефтепровода, береговых и морских сооружений. Им просто было нечего сказать, когда специалистами выявлялись и обсуждались довольно тонкие структуры новых вариантов природоохранных мероприятий. Возьмем, к примеру, дискуссию по нефтехранилищу. Резервуарный парк здесь представляют четыре стальных емкости, рассчитанные каждая на сто тысяч кубометров нефти. В основании этого стального сооружения будет возведена, на случай даже 9-балльного землетрясения, специальная демферная подушка. Предусмотрен и контроль за утечкой нефти из-под днища.
Специалистов, в первую очередь, интересовала сейсмическая устойчивость данного сооружения. А также велико ли испарение нефти, а значит, и количество выбросов газа в атмосферу при выбранной проектантами плавающей крыше резервуара?
Оказалось, что расчеты взаимодействия резервуара и фундамента при землетрясении все-таки есть. Решено также усилить технический и экологический контроль при сооружении самих резервуаров.
Выясняется также, что выбросы нефтяного газа в атмосферу при такой конструкции крыши резервуара сокращаются в отличие от обычной стационарной, фактически, в тысячу раз. Выходит, в итоге, это даст гораздо меньший вред окружающим зеленым насаждениям, животному миру, человеку.
Особые вопросы - у специалистов по природоохране и по подводящему нефтепроводу. Его длина почти 10 километров. Он связывает с большим перепадом высот резервуары и береговые сооружения. Аварийное закрытие нижней запорной задвижки трубопровода вызывает в его корпусе гидравлический удар большой силы. Есть ли на этот случай в проекте какая-либо защита?
Есть! Гасит удар специальное соединение труб.
Представители экологических служб настаивают также на противоэрозийных работах на подводящем трубопроводе. Склоны здесь крутые, возможны обильные осадки, а отсюда - земляные оползни и обвалы.
Немало хлопот доставила проектировщикам, экспертам и система плавающих нефтеналивных рукавов. Они выдвигаются в открытое море и с их помощью нефть непосредственно подается на борт танкера.
Принято предложение более четко обозначить в проекте все системы контроля за герметичностью подобных рукавов, разработать все методы по их обслуживанию и ремонту.
В открытое море не должна попасть ни одна капля нефти. Рядом пляжи, заполненные летом отдыхающими людьми, рядом курортная зона.
Все отчетливее начинаешь понимать, что эксплуатация нефтеналивного морского терминала в таких условиях, словно игра с огнем.
И только слаженная, отработанная до мелочей работа персонала, технически надежное оборудование помогут безопасно действовать всему комплексу. А принципиальный контроль обеспечат и специалисты “Кубаньгоскомэкологии”, и общественные организации.
- Каспийский трубопроводный консорциум природоохранное законодательство нарушать не намерен, - заверил в заключение совещания всех собравшихся менеджер КТК М.Годдингс. - Это наша основная задача - создать экологическую безопасность на всем протяжении трубопровода.
В успешном завершении данного проекта необходима заинтересованность обеих сторон. Все замечания нами записаны, - заметил он, - они будут учтены в дальнейшей работе.
Считаю, у нас уже установилось рабочее сотрудничество. Оно, несомненно, даст со временем положительные результаты.
С ответным заключительным словом на совещании выступил Л.П.Ярмак, заместитель председателя “Кубаныоскомэкологии”.
- Я тоже считаю, - поддержал он М.Годдингса, - необходимо продолжать такие встречи. Цель у нас одна - обеспечить экологическую безопасность объекта.
- Также, думаю, - сказал Л.П.Ярмак, - важно и другое обстоятельство. Необходимо не только совместно плодотворно нарабатывать в рабочих встречах нужную проектную документацию, но и своевременно подтверждать ее государственной экспертизой. Тогда успех дела будет обеспечен и мы получим надежную природоохранную защиту.