БЕЗ ПРАВА ГОЛОСА

“ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ САЙТ ЕВГЕНИЯ САЦУНКЕВИЧА”

<февраль 2000>

 

БЕЗ ПРАВА ГОЛОСА

 

Евгений САЦУНКЕВИЧ,

обозреватель "Вольной Кубани"

 

Как ни старайся, а в кулуарах гражданское общество не построишь...

Сладко звучит оратория в исполнении пропагандистов Каспийского трубопроводного консорциума. Ласкает наш слух поэтика грядущих свершений КТК, чья труба, устремленная по российско-казахстанским просторам, будет способна в перспективе перекачивать на экспорт в танкеры с терминала близ села Южная Озереевка до 67 миллионов тонн нефти с месторождения Тенгиз. Прибегая к пафосу, будит в нас хор гражданское чувство заботы о геополитических и стратегических интересах России, чье величие, как внушают публике, будет расти в связи с обладанием заветной задвижкой от нефтяной трубы. Чуть ли не чудо-судьбу Нью-Васюков сулит та стройная песнь Кубани, которая без хлопот и весело, как Леня Голубков, будет сорок лет иметь за транзит тенгизской нефти семнадцатипроцентную прибавку к бюджету.

Мажорна песнь хора, зовущего в светлое завтра. Вот уже позади экспертиза ТЭО проекта. А вот и первый вице-премьер правительства Юрий Маслюков под звуки литавров заявил, что если б не КТК, превратилась Россия-матушка совсем скоро в импортера нефти. И шеф его - премьер Евгений Примаков в послании к участникам церемонии подписания документов о начале строительства нефтепровода ладно сказал об экспортном потенциале и стратегических интересах России. Вот уже и вице-премьер кубанского правительства Виктор Бардаков требует от руководителей КТК, чтобы преимущества в заказах на строительные и прочие работы, оцениваемые в два миллиарда долларов, как обещано, были отданы производственникам Краснодарского края.

Хорош хор, поющий складно. Но в нашем случае, похоже, третий год подряд публика обречена внимать звучащим со сцены одновременно "Твоей вишневой девятке" и "Марсельезе". Как это? Да очень просто...

Нет в пламенно-официальных ариях о любви к КТК ни сомнений, ни грусти и тоски. А в том же зале и в тот же час - другие арии. Звучат они, пожалуй, со дня подписания экс-премьером Виктором Черномырдиным бодрого постановления о проекте консорциума.

С той поры хор хору - рознь. Пропагандистская труппа декламирует:

- Планы правительства - в жизнь!

Хор оппонентов парадоксально возражает:

- Жизнь - в планы правительства!

К слову, жизнь оппонентов течет главным образом мимо официальных информационных каналов. Хотя ее представители требуют немного - всего лишь соблюдения законов Российской Федерации. Вслушаемся в голоса хора оппонентов, обладающих собственным и отнюдь не конформистским взглядом на трубу КТК и страсти вокруг проекта.

 

Нет эксперта - нет проблем...

 

Как помнят читатели, внимательно следящие за движением "проекта века", 2 декабря 1998 года в статье "догоним и перегоним Аляску", подготовленной при содействии института "Открытое общество", мы дали слово солисту хора оппонентов. Станислав Ермолаев, заведующий отделом природных лечебных ресурсов и экологии управления по курортному делу и туризму мэрии Анапы, был исключен из состава экспертной комиссии федеральной экологической экспертизы проекта КТК. Когда и почему? Это интересные вопросы.

Вот что сказал эксперт-отлучник:

- Дело в том, что на стадии "Обоснование инвестиций" я не пожелал разделить соглашательскую позицию экспертной комиссии. Высказал ряд серьезных возражений экологического характера. К примеру, я убежден, что расположение нефтяного терминала в районе Южной Озереевки в случае нефтяной аварии или катастрофы гибельно для экосистемы Черного моря, чревато непредсказуемыми последствиями для федерального детского курорта Анапа.

- И что было дальше?

- Моей фамилии не оказалось в списках экспертов на следующей стадии - ТЭО проекта. Думаю, таким образом, сработал механизм защиты комиссии от нежелательных мнений...

В обновленном московском списке экспертов, составленном на решающей стадии продвижения проекта в недрах Госкомэкологии России, наблюдательный человек недосчитался бы не только фамилии Ермолаева.

- Я был сильно удивлен тем, что меня не пригласили на следующую стадию экспертизы, наиболее ответственную, - говорит заместитель директора КрасНИИРХа, руководитель Южного филиала Федерального селекционно-генетического центра рыбоводства, доктор биологических наук Михаил Чебанов.- И вопрос не только в том, что мы подвергали сомнению тезис об экологической безопасности проекта в части нефтяного терминала близ Озереевки. В любом случае тенденциозен принцип замены экспертов, высказывающих отрицательные замечания по проекту...

Удивимся еще: ни один из экспертов, представлявших интересы Новороссийска, Анапы, Геленджика (не говоря уже о других городах и районах края, по территории которых проектируется прокладка трубы консорциума ), не был включен в состав экспертной комиссии федеральной экологической экспертизы проекта на стадии технико-экономического обоснования. И это, как мне кажется, вполне объяснимо: оды хора пропагандистов потеряли бы с участием оппонентов свой товарный вид.

Впрочем, вымарыванию списка экспертов надо было придать законный вид. И это сделали успешно, в чем я убедился, позвонив в управление экспертизы и назвав имена отлученных от дела противников соглашательства.

- Видимо комиссию не устраивал уровень компетенции этих экспертов,- вежливо ответили мне.- А к тому же на этих людей не было заявок от мэрий...

С компетентностью все ясно - то есть с конформизмом или покладистостью, если еще проще. А вот желали ли вновь слать в Москву строптивых оппонентов КТК упомянутые мэрии? Увы, вопрос на засыпку - мэрии оказались в интересном положении...

 

Брак по расчету

 

Симптомы интересного положения уже видны невооруженным глазом. Как-то, полагаю, неловко отцам федерального курорта, еще пару лет назад упорно протестовавшим против трубы, было слать своих непоколебимых представителей с правом решающего голоса в Москву на экспертизу после того, как к знаменательному юбилею Анапа получила в дар от КТК партию новеньких машин "скорой помощи" и прочие знаки внимания.

В не менее интересном положении мэрия города-героя. Плод любви консорциума, надеюсь, будет крепок, здоров и румян. А главное - без умственных отклонений в сторону экологических забот об Абрауском заказнике и новом биосферном заповеднике, которые любовно пронзит труба. Не будет, видно, терзаться жизнерадостный плод и вопросом, зачем родители предпочли для размещения терминала девственную Озереевку труженику "Шесхарису", который еще на общественных слушаниях и первой стадии экспертизы оппоненты называли оптимальным вариантом с точки зрения экологический безопасности.

Нелегко было отправлять тех оппонентов в Москву на экспертизу, еще труднее - сопротивляться любовным притязаниям темпераментного партнера. Он был щедр. Как сообщила газета "Новороссийский рабочий", по программе благотворительности КТК администрация города получила в минувшем году 220 тысяч долларов США, в том числе 75 тысяч долларов - для Южной Озереевки, которую консорциум выбрал для размещения нефтетерминала. А в 1999 году, как отметили с газетных страниц должностные лица мэрии, Новороссийск получит по смете консорциума еще миллион долларов.

Согласимся: безвозмездно, лишь только по платонической любви к ближнему такие деньги никому не дают и сметой не обговаривают.

Но мы - о любви. А потому подумаем: чем же материально или даже духовно смогут ответить на эти добрые жесты правительства России, нефтяных компаний "Шеврон", "Бритиш газ" или других акционеров КТК жители Озереевки и сопротивляющиеся размещению здесь терминала активисты народной ассоциации по экологической защите Черноморского побережья?

Подумаем и о том, как в связи с такого рода благотворительностью оценить позицию еще одного из многих оппонентов подобного штурма "новороссийского бастиона" - вице-президента научно-исследовательской ассоциации "Южно-Российская академия маритехнологий, экологии и медицины" В.Рыбникова? Он отмечает, что москвичи ищут в регионах послушных исполнителей своей собственной воли, согласных реализовать опасный проект в темпе пожарной команды...

И, наконец, попытаемся угадать, как отреагирует благословивший в ноябре строительство трубопровода Евгений Примаков на адресованное ему в декабре письмо представителей новороссийских общественных организаций "Зеленые", "Кубанская семья", "Аква" Л.Майборода, Н.Переясловой и Т.Трибрат с перечнем пятнадцати нарушенных проектом КТК нормативно-правовых актов и международных обязательств России.

Также легко было предугадать результат ноябрьского обращения к премьер-министру, генеральному прокурору, председателю комитета Госдумы по экологии и председателю Коскомэкологии России руководителей одиннадцати новороссийских, анапских и краевых общественных экологических организаций с требованием приостановить работу экспертной комиссии федеральной экоэкспертизы проекта, результат которой подготовлен заранее в интересах КТК. Финал - молчание. А путь к такому финалу - ни один из чиновников мэрий не поставил под тем обращением свою подпись...

Крепок же тот брак КТК с различными уровнями исполнительной власти, если не услышан был и не воспринят как сигнал тревоги прозвучавший со страниц "Российской газеты" в общем хоре жестких оппонентов проекту голос нашей землячки, члена комитета Госдумы по туризму и спорту Нины Зацепиной:

"Сегодня на место под Анапой претендует "труба" Каспийского консорциума. Мотив более чем странный: "это выгодно государству". Но ведь через несколько лет эксплуатации такого терминала на детском курорте придется поставить крест... Это выгодно? Где же тогда Россия станет лечить своих детей?"

 

Слово и дело

 

Жить без права голоса скучно. Это мы уже проходили, как и песни хора официальной пропаганды. Но жизнь без права голоса просто опасна в такие моменты, когда принятие верных решений невозможно без чувства ответственности за выбор альтернативных вариантов. В экологии ошибки чреваты бедой, их уже не исправишь и не спишешь на директивы начальников. Цена таких ошибок - гибель природы, экосистем, деградация жизни, утрата здоровья...

Если раньше крупные проекты обсуждались в кулуарах, то сегодня в каждом из нас проснулось и крепнет чувство ответственности за судьбу родной, уже поруганной временщиками земли. Проект Каспийского консорциума вызвал на Кубани бурю. Два года ученые, специалисты, депутаты, коммунисты и демократы, "зеленые" и анархисты вели жаркий спор о нефтяной трубе. Правда, уже в тех мощных дискуссиях слегка ощущалась рука закулисного сценариста, чьи намерения свести спор к обыкновенному выпусканию пара перед решающим моментом в работе действующей по закону госэкспертизы.

Та рука, как видим, действовала умело. Пар выпустили, "лишних" оппонентов из из числа экспертов убрали, альтернативный вариант выхода трубы к морю даже не рассматривали, положительного заключения добились, Решение о строительстве приняли. И еще осенью 1997 года протрубили в российских СМИ: "Новороссийский бастион взят!"

А он не взят, как не был взят в сорок втором.

21 октября 1997 года в городском театре Новороссийска на общественных слушаниях по проекту КТК после долгих упорных дискуссий было внесено предложение - провести референдум.

Житель города Г.Сукач:

- Только так мы примем объективное решение. Ждать нельзя. Чем больше денег вложит КТК, тем лучше у нас закрепится...

Сопредседатель ассоциации экологических организаций "Акватория" В.Тимощенко:

- В федеральном законе об экологической экспертизе сказано, что резюме экспертной комиссии должно отражать общественное мнение. Там же сказано, что особо крупные объекты при проектировании и строительстве должны пройти через референдум.

Председатель городского общества охраны природы В.Борисов:

- Только на референдуме решим, строить терминал в Озереевке и на "Шесхарисе" или не строить его у нас вообще.

Тогда же мэр Новороссийска Валерий Прохоренко заявил:

- Будем действовать по закону. Надо сделать ТЭО проекта и тем самым подготовить население к референдуму.

Той же осенью ассоциация по экологической защите Черноморского побережья подала в городскую Думу заявку на референдум. Там она лежит и по сей день. Что же с памятью мэра? ТЭО давно сделано и даже одобрено послушным составом экспертов, российский премьер уж поздравил соотечественников и казахстанцев со смелым шагом КТК к строительству в курортной Озереевке. Неужели подзабыл мэр обещание? Но ведь закон РФ о государственной экологической экспертизе никто пока, слава Богу, в угоду консорциуму и его друзьям не отменял.

Была на днях в Краснодаре пресс-конференция, которую провели Николай Кондратенко и Владимир Мельников, а также их заместители. Задавали руководителям вопросы. Задал и я. О том, почему Кубань, скованная проблемами энергоносителей, не настояла на том, чтоб КТК платил за транзит по территории края натурой - сырой нефтью, которую мы бы перерабатывали на своих заводах в бензин и солярку, а излишками даже приторговывали.

- Условия обсуждали не мы, а Москва, - ответил на мой вопрос губернатор.

Согласен, то - финансовые дала, их обсуждать - правительству России, одному из акционеров КТК, хотя труба-то проляжет через наш кубанский огород.

А вот референдум - дело хозяйское, то есть сугубо наше. На Садовом кольце за новороссийцев или анапчан его никто не проведет. И решение об этом принимать нам - в Новороссийске, Анапе или Геленджике. Напомнив при этом мэру города-героя его слова, сказанные 21 октября 1997 года. Чтоб слово не расходилось с делом. Так кто же из нас напомнит?..

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования