"ВРЕМЯ ПО"
<3 апреля 2001>
ПОМЕНЯЕТ ЛИ ТУРЦИЯ ПРОЛИВЫ НА КАНАЛ?
Артем БАГИРОВ
Ученые из университета провинции Сакарья в конце марта предложили построить 140-километровый канал между Черным и Мраморным морями в европейской части страны. Идею поддержали губернатор этой провинции Джахит Кырач, а также многие турецкие специалисты.
Похоже, Анкара намерена навсегда "избавиться" от международных конвенций о свободе торгового судоходства в Босфоре - Дарданеллах.
Идея не нова: аналогичный канал существовал... 80 - 150 тысяч лет назад, а от него осталось озеро Сапанджа, через которое намечено проложить новую артерию. Проект предварительно оценен в 260 миллионов долларов. Сама документация уже поступила в ряд министерств, компаний и банков Турции.
Инициаторы проекта, известные турецкие геологи Энгин Мерич и Байрам Дурмуш считают, что новый водный путь существенно снизит нагрузку на Босфор - Дарданеллы, прежде всего нефтетранзитную, и укрепит суверенитет Турции в ее же территориальных водах. Такое обоснование вполне логично.
Международные бессрочные конвенции о свободе торгового судоходства в проливах (Лозанна, 1925; Монтрё, 1936), как и бессрочные советско-турецкие договоры 1921 года, предписывают вводить ограничения на него только с согласия всех 12 стран-участниц этих документов. Но чтобы сократить транзит каспийской нефти через Новороссийск - Туапсе и одновременно повысить шансы своего транзитного проекта - в обход проливов (Баку - Джейхан), Турция с 1995 года стала "сепаратно" ограничивать именно российские танкерные перевозки через Босфор - Мраморное море -Дарданеллы, причем под самыми различными предлогами. По оценкам Минтранса РФ и Союза российских судовладельцев, ущерб, нанесенный здесь России, за последние шесть лет превышает 800 миллионов долларов.
Вдобавок стали затруднительными перевозки через проливы и собственно российской нефти - а ведь свыше трети ее экспортных объемов доставляется опять-таки по Босфорской артерии (из черноморских портов не только РФ, но и Украины). Недавний же ввод в действие Тенгизской "трубы" - до Новороссийска - дает Анкаре дополнительный стимул для давления на Россию, и не только экономического.
Не исключено, что "проливная" политика Турции может стать предметом разбирательства в Гаагском международном суде, а также в рамках Черноморской ассоциации экономического сотрудничества. Поскольку аргументы Анкары едва ли выдерживают критику, создание нового - сугуботурецкого водно-транзитного пути снимет, можно сказать, все проблемы...
Примечательно и то, что эта идея озвучена в аккурат с возобновлением строительства болгаро-греческого нефтепровода Бургас - Александруполис (около 300 километров), обходящего Босфор - Дарданеллы: российская и каспийская нефть по этой артерии будет доставляться в Эгейско-Средиземноморский бассейн по кратчайшему и, можно сказать, "дружественному" маршруту. К тому же для нефте- и газотранзита из РФ - СНГ македонский коридор ныне вообще закрыт.
Иными словами, если в России строят нефте- и газопроводные "обходники" Чечни, Украины и стран Балтии, то в Турции делают то же самое, чтобы удержаться на транзитном рынке Черноморско-Балканского региона: ведь транзит уже которое столетие дает турецкой казне не менее трети ее доходов.
Между тем
Пропускная способность проливов Босфор и Дарданеллы достигла предела, и транспортировка казахстанской нефти на мировые рынки морским путем может вызвать заторы судов в Черном и Мраморном морях.
Об этом в Стамбуле заявил государственный министр Турции по морским делам Рамазан Мирзаоглу, комментируя завершение строительства Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), по которому казахстанская нефть будет транспортироваться в Новороссийск для экспорта, передает турецкое информационное агентство Anadolu.
По словам министра, Турция не имеет права регламентировать движение судов в проливах, которое осуществляется по договору Монтрё. Однако "безопасный транзит в турецких проливах - это основной принцип", отметил Р. Мирзаоглу.
"Суда создают опасные ситуации во время прохода по проливу. Транспортировка казахстанской нефти через проливы еще больше загрузит их. Некоторым судам придется стоять в очереди, может быть, неделями, чтобы войти в пролив. Следовательно, транзит казахстанского сырья угрожает мировой торговле и особенно странам, прилегающим к Черному морю", - сказал он.
Р. Мирзаоглу также сообщил, что ежегодно через проливы перевозится около 82 миллионов тонн нефти и других опасных веществ. Транспорт казахстанского сырья, по мнению министра, удвоит этот объем.
"Поток морских перевозок (в турецких проливах) в три раза превышает поток Суэцкого канала и в четыре раза - Панамского", - добавил министр.
Кроме того, Р. Мирзаоглу сообщил, что Турция намерена ужесточить требования к нефтеналивным танкерам. "Судам, которые не отвечают мировым стандартам, проход через проливы будет запрещен. Танкеры, везущие опасный груз, обязательно должны будут пользоваться штурманской и буксирной службами", - сказал он.