“НОВОРОССИЙСКИЙ РАБОЧИЙ”
<4 января 2002>
http://www.novrab.ru/search_article.asp?item=7318
"БОЛЬШОИ КУШ" ПО-НОВОРОССИЙСКИ
Нешуточный скандал разгорелся вокруг Фонда развития города. Упорные слухи о том, что Фонд, призванный финансировать городские целевые программы, переходит в частные руки, будоражили город всю прошедшую неделю.
Председатель городской Думы Виктор ЭКАЛО: "Фонд развития города хотят приватизировать!"
Напомним, что учредили Фонд администрация города и муниципальное учреждение “Комитет по учету и управлению муниципальным имуществом”- КУУМИ. В разные годы, начиная с 1998-ого, в Фонд в качестве благотворительной помощи перечисляли солидные денежные вложения крупные предприятия:
ООО “Старстрой” - более 10 млн. рублей, ОАО НК “Роснефть”
- более 4 млн. рублей, ОАО “Новороссийский морской торговый порт” - более 5 млн. и другие. Самым солидным источником формирования Фонда стало ЗАО “Каспийский трубопроводный консорциум-Р”
- более 169 млн. рублей.
Всего за время существования Фонда в него поступило более 11 млн. долларов, исключительно на инфраструктуру города было потрачено более 7 млн. долларов. Остальные средства были потрачены на участие Фонда в инвестиционных программах.
Траты Фонда тоже были солидными: на завершение строительства ретранслятора, реконструкцию стадиона, школы в седьмом микрорайоне и школы “Личность”, на приобретение и установку электрических кабельных линий, реконструкцию магистральных теплотрасс, на приобретение новых троллейбусов, на газификацию Южной Озерейки, на прокладку водопровода в Глебовке, на автотранспорт и квартиры для силовых структур, на ремонт городских учреждений и организаций, строительство церковного комплекса, на поощрение архитекторов и т. д. и т. п. 112 млн. рублей были положены на депозитный вклад в “Банк Новороссийска” под 30 процентов годовых, от которых Фондом было получено дополнительно более 13 млн. рублей.
В активах Фонда развития до последнего времени значились вклад в уставный капитал ООО “Аквапарк” - 28 миллионов 770 тысяч рублей и в уставный капитал “Банка Новороссийска” - 30 миллионов рублей.
Три недели назад, когда администрация города искала деньги на приобретение жилья для подтопленцев, бывший и.о. главы города Владимир Романченко констатировал: никаких остатков на счетах Фонда развития нет. А в прошлый вторник, на заседании комитета городской Думы по муниципальной собственности и городскому хозяйству, руководитель КУУМИ Петр Коваленко подтвердил, что возглавляемая им организация действительно выходит из состава участников Фонда развития города.
- Фонд хотят приватизировать. Это настоящий грабеж города. Не делайте этого! - предупредил Петра Коваленко председатель городской Думы Виктор Экало. - Вас хотят подставить.
Казалось бы, последовавшее за этим пятничное заседание городской Думы, посвященное Фонду, должно было расставить все точки над “i”. Но вопросов возникло больше, чем ответов.
Была озвучена информация о том, что Фонд развития города уже реорганизован, практически - приватизирован, так как у него уже другие учредители: вместо администрации города и КУУМИ - частные фирмы: ООО “Морстрой”, ОАО “Верхнебаканский цементный завод”, ОАО “Спецдорремстрой” и другие. Изменились и цели, которые преследует Фонд. Если раньше он, согласно Уставу, обеспечивал формирование финансовых источников для развития Новороссийска, то сегодня он направлен на образовательные, культурные, социальные, управленческие и другие достижения. Причем не только в городе, но и крае. Сегодня Фонд также вправе оказывать благотворительную деятельность бюджетным и коммерческим организациям края. Что касается доли Фонда развития города в ООО “Аквапарк”, то она теперь поделена между тремя частными компаниями, названия которых мало о чем говорят.
Далее история Фонда предстала в еще более запутанном виде. Было или не было 25 ноября собрания участников Фонда, принявшее решение о его реорганизации? Судя по протоколу собрания, оно действительно состоялось, и на нем держал речь Петр Коваленко. Судя же по выступлению самого Петра Николаевича на Думе, его на ноябрьском собрании... не было и, следовательно, “ничего такого” он там не говорил. Подозрение, что собрания вообще не было, укрепил заместитель председателя КУУМИ Алексей Потапенко, предположивший, что протокол написан на основании телефонного опроса его участников. Сомнения у депутатов вызвала и невероятная скорость оплаты новыми учредителями перешедших к ним солидных долей.
В воздухе повисло немало и других вопросов: например, с каким остатком на счетах Фонд перешел к новому хозяину и по какому праву деньги КТК, направляемые на нужды горожан, уйдут в край? Хотя до сих пор не решена проблема новороссийских подтопленцев именно из-за нехватки денег.
Сколько мог, Петр Николаевич не выдавал имя того, кто рекомендовал ему вывести КУУМИ из числа учредителей Фонда. После “допроса с пристрастием”, учиненного депутатами, признался: “Игорь Иванович... Подколзин”.
Петр Коваленко сделал еще одно сенсационное заявление: после памятного для него думского комитета и предупреждения Экало он отзывает заявление о выходе КУУМИ из числа учредителей Фонда.
Не успели депутаты обрадоваться этому известию, так как тут же выяснилось, что реорганизованный Фонд к этому моменту уже прошел государственную регистрацию...
Историю с Фондом депутаты не раз называли “мошенничеством в особо крупных размерах”. Долго спорили: что можно еще спасти для города, каким образом опротестовать изменения в Уставе Фонда и в составе его участников? В конце концов решили направить письмо и.о. главы города Владимиру Синяговскому с просьбой разобраться в ситуации и восстановить администрацию и КУУМИ в составе участников Фонда. Другой за-прос - о законности всех изменений в Фонде - пойдет в прокуратуру города и Южного Федерального округа. В КТК-Р уйдет запрос о том, на какие конкретно цели нефтяной консорциум выделял Фонду огромные суммы.
Руководитель Фонда развития города Игорь ПОДКОЛЗИН: "Фонд по-прежнему будет работать на город"
Поскольку претензии депутататми были высказаны нешуточные, мы решили выяснить позицию того, кто на заседании Думы был обозначен как главный виновник всех перемен. И обратились за комментариями к руководителю Фонда развития Игорю Подколзину.
- Игорь Иванович, вас обвиняют в том, что с вашей подачи Фонд перешел в частные руки.
- Сразу хочу успокоить общественность: Фонд развития остается в городе и будет работать только на город в соответствии со своими уставными целями и задачами.
- Но в уставе появились и краевые ориентиры. Почему?
- Фонд, например, неоднократно оказывал помощь силовым структурам, но они, как правило, федерального или краевого подчинения. Поэтому нашу помощь им проверяющие расценивали как нецелевое использование средств. С другой стороны, краевые организации в силу старого Устава не могли участвовать в деятельности Фонда на благо Новороссийска. Возможность Фонда работать в более широком спектре мы и отразили в новых уставных документах.
- А чем же были вызваны изменения в составе участников Фонда?
- Повторюсь: Фонд давно и усиленно проверяют. Поэтому, кстати, не нужно делать сенсации из того, что кто-то заинтересовался Фондом, - им интересуются постоянно. Так вот, криминала ни прокурорские бригады, ни минфиновские комиссии не находили, но крови главе города, который возглавлял Фонд, попортили немало. Оппозиция, которая боролась за власть в городе, на Фонде строила свои политические спекуляции, его “полоскали” во всевозможных изданиях с целью опорочить Прохоренко. В конце концов у Валерия Георгиевича просто лопнуло терпение. В последних числах сентября состоялось собрание участников Фонда, на котором глава сделал заявление, что администрация города и КУУМИ выйдут из Фонда, потому что кроме негатива и неблагодарности ничего не имеют. А сам он снимает с себя руководство Фондом.
- А протокол собрания? Депутаты заподозрили полдлог...
- Ничего подобного. Собрание было, как я уже сказал, в конце сентября. Но в силу того, что глава ушел в отпуск, оформить протокол по всем правилам можно было только после его выхода на работу после выборов. Жаль, что меня не пригласили на Думу, я бы все это объяснил.
- А как активы Фонда оказались в руках частников?
- Фонд - это некоммерческая организация. Он не имеет уставного капитала. Поэтому его участники не имеют долей в активах Фонда. При входе в Фонд ничего не вносят, при выходе - ничего не забирают. Теперь о тех, кто вошел в Фонд. Это не просто частники, это предприятия, которые давно связали свою судьбу с судьбой города. Ведь тот же “Спецдорремстрой” - да абсолютное большинство городских дорог сделано его работниками. И они никуда из города уходить не собираются.
- Не хотите ли вы сказать, что в Фонд могут вступить все желающие?
- Все, кто хочет городу помочь. Причем, не только финансами. Землей, производственными постройками, интеллектуальным потенциалом...
- Значит, администрация города снова может беспрепятственно вступить в Фонд? И не нужен на это никакой суд?
- Конечно. Мы надеемся, что и.о.главы города Владимир Ильич Синяговский хорошо разберется, что такое Фонд развития города, и примет решение о вступлении в него администрацией города или какой-то ее структурой. Путь абсолютно чист. Но это должно быть осознанное решение новой администрации.
- Вас обвиняют в том, что доля Фонда в Аквапарке отдана на откуп частникам.
- Действительно, Фонд развития города вышел из ООО “Аквапарк” со своей долей, потому что глава города Валерий Прохоренко не сумел убедить председателя городской Думы Виктора Экало продать не приносящее пользу городу муниципальное имущество, чтобы получить средства на экстренное латание дыр в разбитом стихией городском хозяйстве. Нам не хотелось продавать эту долю второму учредителю Аквапарка - кипрской компании. Потому что в этом случае Аквапарк был бы немедленно зарегистрирован его хозяином на Кипре, а город навсегда потерял бы неплохой источник налогов. Поэтому доля была продана российским налогоплательщикам.
- Председатель Думы Виктор Экало считает, что было бы целесообразно реализовать бесполезные активы Фонда, а вырученные средства добавить к тем 30 миллионам, что выделил федеральный центр, и всем подтопленцам купить квартиры.
- Я категорически не согласен с утверждением о бесполезности активов Фонда. Только Аквапарк ежегодно дает порядка 7 миллионов рублей налогов. Солидные доходы Фонд имеет от депозитных вкладов в “Банк Новороссийска”, а сам банк постоянно кредитует администрацию города на оплату энергоносителей. Если уж говорить о том, что не приносит городу пользу, то эти объекты проще обнаружить в реестре муниципальной собственности. Ну не найти городу в обозримом будущем средств на достройку гостиницы в Мысхако - так почему ее не продать с аукциона? Покупатели давно стоят в очереди. Или возьмите помещение старой стоматологии - уже сейчас предприниматели готовы отдать очень приличные деньги, чтобы выкупить помещение под магазины и офисы. Здание незаконченного троллейбусного депо просит реализовать с аукциона Краснодарская фирма СБС для строительства городского общественно-развлекательного центра. Есть много других подобных “мертвых” объектов, от которых город получит при продаже значительные суммы - более 100 млн.рублей, а новые хозяева доведут их до ума, украсят город, создадут новые рабочие места, новую налогооблагаемую базу.
А подтопленцам Фонд готов помочь. Но неразумно было бы, повторяю, трогать работающие активы. Они призваны многократно сослужить добрую службу городу в реализации проектов, на которые в бюджете еще долго не будет денег.
- Ваше предложение продать “бесполезное муниципальное имущество” председатель Думы называет “распродажей города”.
- Виктору Ивановичу сейчас выгодно бить тревогу по поводу “распродажи города”. Насколько мне известно, он собирается стать первым замом и.о. главы города и курировать комитет по управлению муниципальным имуществом. И это имущество он хочет завести, как говорится, под себя. Чтобы именно он, а никто другой, решал его судьбу. Вот и вся забота о городе.