"С ЛЕГКОЙ РУКИ"
<20 апреля 2001>
ПИСЬМО ИЗ ПРИБАЛТИКИ ТАМ УЖЕ ЕСТЬ СВОЙ "КТК"
в порядке обмена опытом
Лена
(г.Рига)
Эту заметку написала моя подруга Лена из Риги. Я с ней долго переписывался. Мы рассказывали друг другу о тех местах где мы живем. И однажды я рассказал ей про то, что у нас строится КТК, и она очень заинтересовалась этим. Оказывается, у них в Латвии, точнее даже не в самой Латвии, а в Литве уже, работает не так давно построенный нефтепровод. Я попросил ее описать особенности жизни рядом с ним, и в ответ она написала эту заметку.
Антон Платонов.
житель Новороссийска
"Паланга, 10 августа, BNS - Полиция литовского города Паланга (Palanga) решила не возбуждать уголовное дело против активистов "зеленых" из Латвии, взобравшихся на буй Бутингского (Butingе) нефтетерминала.
В сообщении полиции Паланги руководству нефтетерминала говорится, что просьба Бутингского терминала возбудить уголовное дело против "зеленых" Латвии отклонена, поскольку в действиях четырех латвийских граждан не было элементов самоволия, сопротивления полиции, оскорбления достоинства полицейских или хулиганства.
Утром 21 июля четверо "зеленых" из Латвии нелегально пересекли литовско-латвийскую морскую границу и взобрались на буй терминала. Их выходка на полдня прервала работу по заполнению первого танкера нефтью из Бутинге. Латышей с буя сняли литовские пограничники и выслали обратно в Латвию. По словам временно исполняющего обязанности директора Бутингского нефтетерминала Петра Ранко, убытки, нанесенные выходкой латвийских "зеленых", еще подсчитываются. По предварительным данным эта сумма достигает около 30 тыс. литов.
"Зеленые" Латвии протестуют против Бутингского терминала у латвийской границы, опасаясь, что в случае аварии на терминале природе Латвии будет нанесен огромный ущерб.
Литовская сторона утверждает, что терминал с экологической точки зрения абсолютно безопасен, и подозревает, что в основе протеста латышей лежит экономический подтекст - Бутингский терминал составляет конкуренцию латвийскому терминалу в Вентспилсе (Ventspils).
Эта длинная прямая цитата относится к самому началу работы расширенного Бутингского нефтетерминала. Совершенно стандартная зарисовка совершенно стандартной ситуации - постройка терминала, протесты "зеленых" и успокаивающие слова одного из нефтяных начальников о том, что "терминал с экологической точки зрения абсолютно безопасен".
С августа на Бутинге произошло более 10 случаев утечки нефти в Балтийское море, 20-го марта, произошла очередная, самая серьезная с лета утечка нефти. Латвийское правительство даже послало Литовскому правительству ноту протеста. Главным побудительным мотивом этого шага было, скорее всего, желание как можно скорее дать понять соседу, что платить за последствия аварии придется ему, ведь нефть из терминала, расположенного на границе Литвы и Латвии, попадает в основном в море последней...
Словосочетание "безопасные нефтетерминалы" одного порядка со словосочетанием "гуманная война" - настолько же внутренне противоречиво и лишено смысла. Подобные фразы воздействуют на нас каким-то гипнотическим образом - когда во имя непонятных нам целей совершаются явно стоящие по ту строну морали поступки, их начинают объяснять бессмысленными по сути, но громко звучащими словами, в сочетании со спокойным и уверенным голосом "большого начальника", это обычно производит нужное одурманивающее действие. Безопасных нефтетерминалов нет, да еще и построенных на скорую руку (чтобы опередить конкурента и чтобы население не успело достаточно громко возмутиться), экономя средства, как обычно, именно на очистительных и защитных сооружениях.
Мы очень часто забываем ,что все на этой планете не вечно. Ландшафты изменяются, горы и моря переходят друг в друга - однако до сих пор эти изменения были естественного характера и достаточно протяжны во времени. Что нам до миллионов лет, если нашей жизни это никак не будет касаться? С нашей помощью время это весьма и весьма сократилось. Настолько, что за каждый наш шаг придется расплачиваться нашим детям. Если не нам самим.
Экосистема Балтийского моря в случае большой аварии на Бутинге может пострадать так, что даже огромные затраты на меры по очистке берега не помогут восстановить экологический баланс. Судя по работе Бутингского нефтетерминала, а точнее, судя по недоработкам Бутингского нефтетерминала, ждать этой большой аварии осталось недолго. Можно представить себе мир без Балтийского моря. Без тысячелетних сосен, желтый сок которых, на протяжении столетий обрабатываемый морем, рождал яркие капли янтаря. Без песчаных дюн. Без знакомых любому жителю экс-СССР Юрмальских курортов. С мертвым морем, бесконечными линиями труб и громоздких туннелей, с черным смогом над побережьем и запахом углеводорода, поднимающимся со сточных вод.
Вопрос в том, хотим ли мы представлять себе мир таким.
Эти изменения не падают на нас с небес глухими к мольбам водами всемирного потопа, эти изменения целиком и полностью дело человеческих рук. И значит ответственность за происходящее либо не происходящее, тоже целиком и полностью ложится на наши плечи. И если остановить "прогресс" в виде постройки очередного терминала по переводу ресурсов земли в бумажки, именуемые деньгами, довольно сложно, главным образом в силу отсутствия в нашей стране грамотной системы подконтрольности подобных построек национальным службам экологического контроля, то, как минимум, нужно требовать отчета о деятельности и, более того, постоянного наблюдения за ней.
В нашем случае ситуация усложняется еще и тем, что терминал, все отходы которого плывут в сторону латвийской части Балтийского моря, официально принадлежит другому государству. Так что зафиксировать утечку нефти, если хозяин терминала решит о ней не предупреждать, мы сможем лишь по слишком заметным внешним признакам -то есть когда нефть дойдет до берегов Балтийского моря. О том, что это возможно, свидетельствует и последнее происшествие в Бутинге – утечку нефти зафиксировали наши патрульные самолеты, если бы не это, об огромной утечке и нефтяном пятне, перемещавшемуся к латвийскому берегу, мы бы вообще не узнали. По крайней мере в те сроки, когда можно еще что-то предпринять. Понятно, что подобная ситуация будет повторяться.
Уверения в безопасности работы на скорую руку построенного терминала должны иметь под собой какую-то основу. Нужно держать лицо - и соответственно скрывать случаи утечки нефти, те, которые возможно скрыть. Создается ощущение, что нефтяной бизнес - это что-то вроде священной индийской коровы, если ей захочется лечь именно здесь, то никто и ни что не сможет её остановить. Отличие, к сожалению в том, что священная корова не приносит столько вреда окружающей среде.
Что делает корову священной? Прежде всего - наше к ней отношение.
Для того, чтобы что-то изменить, нужно зачастую лишь поверить, что эти изменения реальны. По подсчету оптимистично смотрящих в будущее литовских сторонников терминала, через Бутингу, в 2001 г. будет экспортировано от 6 до 8 млн. тонн нефти. Сколько из этих миллионов тонн поплывет цветными разводами по балтийскому морю?