"ВРЕМЯ ПО"
<17 апреля 2001>
КАСПИЙ И КАВКАЗ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ ДЖОРДЖА БУША-МЛАДШЕГО
Ныгмет ИБАДИЛЬДИН
(Алматы)
Каспийский регион и Кавказ входят в зону стратегических интересов США. Это утверждение звучало многократно во время пребывания в Белом доме президента Билла Клинтона. Эти регионы расположены в важном, с точки зрения геополитики, месте - центре Евразии. С другой стороны, здесь обнаружены запасы углеводородов. Двух этих факторов более чем достаточно, чтобы вызвать пристальное внимание супердержавы. "Геополитическая важность" означает то, что здесь сходятся интересы России - бывшего соперника США в "холодной войне", Китая, объявленного администрацией Буша недавно "стратегическим соперником", и Ирана - антиамериканской региональной державой. А доступ к дополнительному источнику углеводородов для США, которые являются их крупнейшим импортером в мире, также первостепенен.
Так было при Клинтоне, но будет ли так при Буше, который во многом отличается от предшественника? По крайней мере, декларации и события первых месяцев пребывания у власти республиканцеыв заставляют задуматься. Тем более, что и на Каспии произошло за первый квартал множество событий, среди которых: срыв Каспийского саммита; объявление Туркменистаном о привлечении $10 млрд инвестиций на разработку офшорных месторождений; официальный запуск КТК; объявление Казахстаном, что кашаганская нефть потечет по трубопроводу Баку - Джейхан; заявление главы Китайской национальной компании о том, что строительство трубопровода в Китай в данный момент нецелесообразно; президенты Азербайджана и Армении побывали в США; в Турции - экономический кризис, сопровождающийся протестами и демонстрациями; постоянные пикировки и дискуссии лидеров региона и представителей супердержав и многое другое, что не оставит равнодушным будущих историков и, тем более, не дает спокойно спать сегодняшним политикам. Чтобы прояснить политику нынешней администрации США в этом сложном регионе на фоне произошедших событий, Элизабет Джоунс - представитель американского президента на Каспии - провела телеконференцию с участием журналистов Турции, Азербайджана, Грузии, Казахстана. Проведенная телеконференция позволяет по-новому взглянуть на старые вопросы и поставить совсем новые - пока без ответов.
Зачем Каспий и Кавказ Соединенным Штатам?
Соединенные Штаты находятся очень далеко от Кавказа и Каспия. Очень. И это имеет достаточно большое значение, так как первостепенную важность имеют те регионы, которые находятся в непосредственной географической близости. Тем не менее, США определяют Каспий как зону своих стратегических интересов. Не стоит обольщаться или, наоборот, пугаться. Таких зон интересов очень много. И, кроме этого, существуют приоритеты. А Каспий в этом списке приоритетов - точно не на первом месте. Есть растущий Китай, все еще непредсказуемая Россия, Ближний Восток, где доказанных запасов высококачественной нефти больше, чем где-либо в мире. То есть Каспий интересен для США - ведь у региона, с точки зрения разработки углеводородов, есть огромный потенциал. А где нефть и газ, там и великие державы, для которых доступ к таким месторождениям жизненно важен при современной структуре экономики. На Ближнем Востоке нефть лучше. Но там нестабильно - Ирак, Иран, израильско-палестинские конфликты. На Северном море добыча затратна, и запасы исчерпываются. В таких обстоятельствах иметь дополнительную "бензоколонку" на мировой карте не то чтобы не помешает, но просто необходимо. Особенно в регионе, где можно сдерживать еще и интересы Китая, России и Ирана. Положение сурдердержавы обязывает.
Буш старший и Клинтон
Первые встречи и контакты между постсоветскими кавказскими и центральноазиатскими республиками осуществлялись во время республиканской администрации, и сверхзадача того времени - избавление Казахстана от ядерного оружия и каких-либо претензий на получение статуса ядерной державы - была выполнена с успехом. С приходом Клинтона развернулось именно нефтегазовое направление. Были заключены крупные контракты и возникли идеи проекта нефтепровода Баку - Джейхан и Прикаспийского газопровода из Туркменистана. Оба трубопровода должны были проходить, не задевая территорий России и Ирана. К стратегическому союзнику США в регионе - Турции. Однако оба проекта столкнулись с огромными трудностями. Туркменистан отказался от участия в Транскаспийском газопроводе, так как у него возникли разногласия с Азербайджаном по поводу принадлежности месторождения Сердар. Без участия Туркменистана проект вряд ли имел бы коммерческую ценность. По проекту Баку - Джейхан в 1999 году 18 ноября была подписана декларация, где все государства, по территории которых должен пройти нефтепровод, обязывались оказывать поддержку проекту. Декларация также была засвидетельствована Соединенными Штатами.
Клинтон и Буш-младший
При Клинтоне были заложены основы политики США в этом регионе, и активность США проходила на фоне некоторой пассивности со стороны России. В России не доставало финансовых ресурсов, были большие противоречия между президентом и Думой, президентом и губернаторами. Приход президента Путина означал резкую активизацию российской политики на Каспии и Кавказе. Путин посетил Туркменистан, и проект Транскаспийского газопровода оказался окончательно разбитым, так как Россия добилась участия этой страны в проекте "Голубой поток" - транспортировке российского газа в Турцию. В начале 2001 года состоялась встреча президентов России и Азербайджана, и обе страны нашли взаимопонимание в вопросе по статусу Каспия. На встрече поднималось множество других вопросов, среди которых вероятность размещения России на Габалинской военной базе, с которой можно вести наблюдения за запусками ракет со всего Ближнего Востока, также вопросы импорта российского газа, ведь Азербайджан - "сапожник без сапог" - обладает гигантскими месторождениями газа, но довести его до товарной кондиции не имеет возможности. На это надо лет 5 - 6 и гигантские суммы. А зима - каждый год, и газ необходимо импортировать.
Россия также форсировала строительство нефтепровода Тенгиз - Новороссийск, более известного как КТК.
Таким образом, в наследство Бушу-младшему от предшественников остались неосуществленные проекты. К этому добавилась неопределенность внесенная самими республиканцами во время предвыборной борьбы. Так, в то время одним из участников их команды, а именно Диком Чейни - нынешним вице-президентом, было заявлено, что проект Баку - Джейхан менее логичен, чем варианты через Иран или Россию. Это дало повод для экспертов говорить о том, что между Ираном и США возможно потепление, а будущее трубопровода Баку - Джейхан туманно.
Элизабет Джоунс
Основная мысль всего телемоста, что политика США в вопросах Каспия и Кавказа остается неизменной, несмотря на смену демократов республиканцами. То есть то, что говорилось во время предвыборной борьбы, остается в истории, но теперь пребывание у власти заставляет считаться с реалиями.
И одна из этих реалий - Иран. Все разговоры о скором потеплении отношений также остаются только разговорами. И, со слов госпожи Джоунс, снятие торговых санкций США с Ирана Ливии не предусматривается в ближайшем будущем. Оба государства поддерживают терроризм, препятствуют мирному процессу на Ближнем Востоке (как известно, Иран поддерживает шиитскую организацию "Хезболла", действующую в Южном Ливане), а Иран еще и разрабатывает ракетные технологии. От себя добавим, что уж во время президентства Джорджа Буша-младшего директор ЦРУ Джордж Тенет выступил с докладом, в котором четко проговаривается, что Иран представляет угрозу для США, не свернул своих ракетных программ, и потепление отложилось на неопределенный срок. Насчет иранского маршрута Элизабет Джоунс также отметила, что он не короче маршрута на Джейхан, выходящего в средиземноморский порт, который ориентирован на Европу. Иранский вариант предполагает транспортировку в страны Юго-Восточной Азии. При всем уважении к темпам экономического роста в ЮВА и, как следствие этого роста, спроса на углеводороды, наш комментарий таков, что Европейский рынок более стабилен, предсказуем и просто больше по емкости. Высказываясь критически по иранскому варианту, на телемосту было замечено, что еще не сделано ТЭО, на это уйдет год, его согласование, инженерные работы - еще один-два года, а потом собственно постройка, и уже поздно и для азербайджанской нефти, и для всей каспийской.
В вопросах, касающихся России, Элизабет Джоунс проявила себя с исключительно профессиональной дипломатической стороны, выразив свое уважение и благодарность, и поздравления Виктору Калюжному за его активную деятельность и величайшую дипломатическую работу в Каспийском регионе по сближению позиций прибрежных стран в вопросе по правовому статусу Каспия. О КТК Элизабет Джоунс выразилась положительно, заметив, что в Москве сама участвовала в церемонии подписания официальных документов. По этому трубопроводу.
И США не выступают против каких-либо трубопроводов или стран, они выступают, по словам Джоунс, против любой монополии в транспортировке углеводородов из Каспия. И в этом плане Баку - Джейхан играет не только экономическую, но и политическую роль стабилизирующего фактора во всем регионе. Он связывает страны в единое целое.
Ориентировочная стоимость Баку - Джейхана - от $2,3 до $2,7 млрд. В данный момент проводится оценка предстоящих инженерных работ. В июне предстоят детальные инженерные исследования. Как известно, сейчас проходит тендер среди международных инженерно-строительных компаний на проведение таких работ. Соединенные Штаты обещают свое сотрудничество и влияние в вопросе привлечения заемных финансовых средств со стороны международных финансовых институтов. Можно сделать вывод, что финансирование будет происходить за счет участников вероятного консорциума, состав и доли в котором еще не определены, - в это число войдут и государства, и частные компании. По поводу государств был поднят вопрос о Турции, переживающей сейчас экономический кризис. По мнению Элизабет Джоунс, этот кризис не будет препятствием для осуществления проекта Баку - Джейхан.
Видимо, о встрече в Ки-Уэсте (см. "Нефть, Нагорный Карабах и США" в этом номере) был задан вопрос: возможно ли участие Армении в проекте Баку - Джейхан? По мнению Элизабет Джоунс, это совершенно невозможно, так как весь проект согласован еще 2 года назад и все вопросы, касающиеся его физического месторасположения, решены. Для Армении уже нет места в проекте.
О безопасности вдоль этого нефтепровода должны заботиться сами государства, и США могут обеспечить только консультативную помощь в подготовке таких подразделений.
О военном присутствии США в случае угрозы безопасности и стабильности вопрос был задан напрямую в контексте Туркменистана. Предполагается ли вмешательство США в случае, если талибы выйдут к Каспию. Это звучит, может, слишком гипотетично и фантастично, но Туркменистан, несмотря на провозглашенный нейтралитет, занимает, как выразился один из участников, "союзническую позицию" с талибами. Также была информация о том, что Туркменистан платит дань талибам. Были также сведения, что талибы по территории Туркменистана совершали обходные маневры в боях с отрядами Северного альянса.
Соединенные Штаты, со слов Джоунс, не должны защищать эти страны, эти страны сами должны защищать себя. И США, и страны региона работают в проекте повышения боеспособности армий Кавказа и Центральной Азии через программу "Партнерство во имя мира".
По поводу Туркменистана Элизабет Джоунс также заметила, что проект Транскаспийского газопровода еще может быть осуществлен. Который, заметим, уже многократно "хоронили".
Таким образом, это можно интерпретировать, что в случае угрозы со стороны талибов странам региона необходимо рассчитывать на себя, на консультативную помощь США и: на Россию?
К переносу саммита по определению статуса Каспийского моря Элизабет Джоунс отнеслась совершенно спокойно и считает, что отсутствие какого-либо единого документа, подписанного всеми прикаспийскими государствами, не является препятствием для освоения углеводородных ресурсов Каспия, так как страны все вопросы о принадлежности месторождений могут решать в двустороннем порядке.
Соединенные Штаты продолжают свою политику на Кавказе и в Каспийском регионе, исходя из тех принципов, которые уже были разработаны ранее. Каспийская нефть еще, может, потечет в Турцию по трубопроводу Баку - Джейхан. США ориентированы осуществить этот проект и через это обеспечить свое присутствие в этом стратегически важном регионе.