"ВРЕМЯ ПО"
<15 апреля 2001>
ЛЕГКИЙ ФЛИРТ НА КАСПИЙСКОМ ШЕЛЬФЕ
Естественно, с Европой – дамой, приятной во всех отношениях
Когда цыган продает коня, его красноречие не знает границ:
- Во-первых, - говорит он, - у моего коня всего так много, что я, пожалуй, оставлю его себе. А может - детям и внукам, чем в чужие руки отдавать.
- Во-вторых, - добавляет он, - у меня уже есть покупатель, вай, какой покупатель!
И Вы поверили ему?
Нечто подобное нашему цыгану на прошлой неделе проговорил и Касымжомарт Токаев, премьер-министр Казахстана, в интервью местной прессе. Вместо коня фигурировали поисковые блоки на Каспийском шельфе:
"Запасы очень трудно определить в силу того, что нефти очень много, - говорит он. - Примерно тридцать участков-блоков уже готовы к реализации".
“Речь идет о том, чтобы законсервировать эти блоки для потомства и, по возможности, продавать их казахстанским производителям, - добавляет он. - Я думаю, что сейчас пришло время удовлетворить нашу национальную буржуазию".
Вы поверили ему?
Конечно, если г-н Токаев имеет в виду под национальной буржуазией тех отдельных представителей - приближенных к власти, что могут выступить в виде посредников между этим самым правительством и действительными инвесторами, то, как говорится, он попал в точку.
Покупатели на Каспийские блоки, конечно, найдутся. Прежде всего, нам представляется, ими могут стать европейцы. Не случайно, что премьер заговорил о продаже блоков в руки местной буржуазии буквально накануне очередного визита президента в Европу, в такую нефтяную-шельфовую державу как Норвегия: мол, у нас найдется, кому добро-то завещать.
А ведь не прошло и полугода с визита президента в другой нефтяной гигант Европы - Великобританию. Очевиден главный вектор внешнеполитической активности Казахстана - Европа. Эта та Европа, которая не будет жестко противостоять России - в отличие от нынешней позиции новой администрации США. А без нормальной кооперации с Россией казахской нефти не пробиться на мировые рынки. Пока…...
Наконец, г-н Токаев заявил, что "с позиции сегодняшнего дня можно критиковать" контракт с “Шевроном” по Тенгизу. Можно ли это рассматривать, как своеобразную месть за "дело Гиффена" и предупреждение новой администрации Буша-младшего? Это тем более интересно, что такую позицию озвучивает человек, до сих пор считавшийся явным западником.
Все помнят стремление США, с одной стороны, во чтобы то ни стало (!) оседлать каспийскую нефть, а с другой - порой столь неуклюжие попытки соблюсти демократический этикет: вплоть до высказываний Мэдлин Олбрайт по поводу назначений на уровне заместителя министра МИД РК и почти нервную реакцию президента Назарбаева. Во всяком случае, ясно, что еще не раз раздражение, вызванное непоследовательной позицией администрации Клинтона, будет прорываться у казахстанского правительства.
Попытка отработки Европейского вектора - вот что проглядывается за риторикой г-на Токаева. С Европой, которая не "шарахается" из стороны в сторону, в том числе из-за своих внутренних проблем.