РАДИО "СВОБОДА"
<30 марта 2001>
ИНТЕРВЬЮ С ДМИТРИЕМ АВДЕЕВЫМ
Аналитиком по нефти и газу инвестиционного банка United Financial Group
Сергей СЕНИНСКИЙ
(Редактор и ведущий программы
"Дело и Деньги"")
В минувший понедельник первая нефть была закачена в новый экспортный трубопровод из Казахстана, огибающий с севера Каспийское море и идущий к черноморскому порту Новороссийск. Проект реализован международным Каспийским трубопроводным консорциумом, значительной долей участия в котором располагают Россия и российские компании.
Какова мощность нового нефтепровода - в сравнении с аналогичными чисто российскими проектами? Например, строящейся веткой нефтепровода в рамках Балтийской трубопроводной системы? На наши вопросы отвечает в Москве аналитик по нефти и газу инвестиционного банка United Financial Group Дмитрий Авдеев:
Дмитрий Авдеев:
Нынешняя мощность этого трубопровода составляет около 25 миллионов тонн в год. Когда уровень добычи в Казахстане вырастет, эта мощность будет увеличена до 65 - 75 миллионов тонн. Это, вероятно, произойдет в течение 3-5 лет.
Этот трубопровод можно сравнить с нынешней общей емкостью всех российских экспортных трубопроводов - это примерно 130-140 миллионов тонн. Или, например, новые проекты, которые Россия создает на Балтийском море, это - Балтийская трубопроводная система. Она в конце года будет иметь емкость около 12 миллионов тонн в год. Но в дальнейшем эта емкость будет увеличена до 25 миллионов тонн в год.
Сергей Сенинский:
То есть российский нефтепровод на Балтике лишь в будущем достигнет той мощности, с которой начинает действовать новый трубопровод из Казахстана?
Дмитрий Авдеев:
Совершенно верно. Каспийский трубопроводный консорциум - один из самых масштабных инфраструктурных проектов в нефтяной отрасли за последние 10-20 лет.
Сергей Сенинский:
И до сего дня нефть из Казахстана экспортировалась через территорию России, по российской системе трубопроводов, и новый экспортный маршрут также проходит через территорию России. Почему тогда говорят, что новый нефтепровод - это первый прямой выход казахстанской нефти на международные рынки?
Дмитрий Авдеев:
Казахстан направляет основной поток своей нефти через территорию России. В прошлом году около 13 миллионов тонн нефти было экспортировано через систему трубопроводов "Транснефть". Очень небольшие объемы казахской нефти экспортировались через Иран.
Почему этот новый проект так важен для Казахстана? Потому что Каспийский трубопроводный консорциум специально спроектирован для того, чтобы транспортировать казахстанскую нефть. Кроме того, он абсолютно независим от "Транснефти". Поэтому геополитически Казахстан все равно остается зависимым от России. Но с коммерческой точки зрения - совсем иная ситуация.
Сергей Сенинский:
"Коммерчески независимый проект"... что это значит в данном случае? Из Казахстана до Новороссийска проложена, так сказать, "отдельная" труба - от первого метра до последнего, или в каком-то месте новый трубопровод соединяется с уже существующими?
Дмитрий Авдеев:
Новый трубопровод уже идет от "Тенгиза" до нового терминала под Новороссийском. То есть, не только сам трубопровод абсолютно независим от системы "Транснефть", но и новый экспортный терминал также является частью этого проекта и независим от каких-то российских компаний.
Сергей Сенинский:
Как именно распределены доли участников самого Каспийского трубопроводного консорциума - между отдельными государствами и отдельными компаниями или корпорациями - и консорциума, непосредственно занятого разработкой месторождения "Тенгиз"?
Дмитрий Авдеев:
Структура собственности распределена в соотношении 50 на 50 между суверенными государствами и частными компаниями. Среди государств это Россия - с 24%, Казахстан - с 18%, остальное принадлежит Оману.
Вторая половина распределена между частными компаниями - в основном, западными, а также - совместными предприятиями между западными и российскими компаниями. Там представлены Chevron, Mobile, а также два совместных предприятия - между "Лукойл" и "BP", а также - "Роснефть" и "Royal Dutch Schell".
Сергей Сенинский:
Сколь известно, ранее обсуждались и другие маршруты экспорта казахстанской нефти, минуя территорию России. В частности, один из вариантов предусматривал прокладку нефтепровода по дну Каспийского моря, а затем - через Азербайджан и Грузию - в Турцию...
Дмитрий Авдеев:
Я думаю, что с коммерческой точки зрения Казахстану нет никакого смысла строить подводные трубопроводы, так как это очень дорого. С геополитической точки зрения и с точки зрения получения большей независимости от России, возможно, это и имело бы смысл, но Казахстан будет настаивать на таких вариантах маршрута только в том случае, если Россия проявит как ненадежный транзитный маршрут. Поэтому, пока этого не происходит, я думаю, Казахстан в основном будет полагаться на КТК и будет стремиться к увеличению его пропускной способности.
Сергей Сенинский:
Спасибо, на наши вопросы отвечал в Москве аналитик по нефти и газу инвестиционного банка United Financial Group Дмитрий Авдеев.