"НЕФТЬ И КАПИТАЛ"
<декабрь 2007>
СВОЯ РУКА - ВЛАДЫКА,
считает Россия и настаивает на своих
условиях расширения нефтепровода КТК
Используя сложившуюся благоприятную политико-экономическую конъюнктуру, Россия стремится отвоевать контроль над нефтепроводом "Каспийского трубопроводного консорциума" (КТК). Предлагаемое Москвой реформирование консорциума коснется как его структуры, так и экономической составляющей проекта, а приход "Транснефти" в качестве единого управляющего российским пакетом позволит жестко проводить свою линию.
В начале ноября 2006 года министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко отверг предложения частных акционеров "Каспийского трубопроводного консорциума", касающиеся условий расширения нефтепровода от казахстанского месторождения Тенгиз до терминала в российской Южной Озереевке на Черном море. Письмо Христенко стало первым обозначением позиции Москвы, оформленным в виде официального документа. Похоже, Россия почувствовала себя достаточно сильной и уверенной, чтобы перейти к активным действиям для достижения поставленной цели. А цель эта проста и понятна. По словам представителей российской стороны в КТК, Москва хочет "добиться прибыльности проекта" с тем, чтобы КТК стал полноценным нефтетранспортным предприятием, обеспечивающим доход государству.
Кроме прочего, это означает, что дополнительным объемам нефти, которые "ТенгизШевройл" - крупнейший грузоотправитель КТК - планирует добывать на Тенгизе со следующего года, места в этом нефтепроводе не будет. На сегодняшний день "ТенгизШевройл" уверяет всех, что нашел выход: компания планирует в 2007-08 годах организовать железнодорожные поставки нефти на черноморские терминалы. Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что железная дорога - не более чем временная мера. Добавим здесь, что без решения проблемы КТК экспортеры казахстанской нефти через 5-7 лет, при выполнении собственных планов по наращиванию добычи, столкнутся с необходимостью искать варианты для вывоза более 30 млн тонн ежегодно - такова разница между текущей и проектной мощностью трубы КТК.
Учитывая это, а также тот факт, что Россия заинтересована экспортировать казахстанскую нефть по активно продвигаемому сейчас нефтепроводу, который соединит болгарский порт Бургас с греческим Александруполисом, в ближайшие месяцы стоит ожидать новых попыток сторон прийти к соглашению в сложных вопросах управления каспийским консорциумом.
В поисках
Переговоры по судьбе КТК ведутся уже несколько лет. Уместно напомнить, что в октябре прошлого года компании-акционеры консорциума (см. "Акционеры КТК") подготовили специальный меморандум (к нему тогда не присоединились "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть"). По мнению подписантов, документ практически полностью отвечал требованиям российской стороны. В пользу акционеров-государств должен был быть изменен состав менеджмента консорциума, предусматривалось снижение ставок по кредитам, взятым консорциумом у компаний-акционеров, рост тарифов с $29,9 до $30,83 за тонну и т.д. (подробнее см. "Страна-хозяйка ставит условия" в "НиК" №9, 2005 г.). Большинство этих положений предполагалось претворить в жизнь после того, как Россия, занявшая наиболее жесткую из всех государств-акционеров позицию, согласится на увеличение мощности трубы с нынешних 28,2 млн до проектных 67 млн твг.
В апреле 2006 года по итогам визита в Москву президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что стороны "достигли договоренности о расширении КТК; это будет означать, что следующие 8 лет любое увеличение объема добычи нефти в Казахстане обеспечено транспортировкой на внешние рынки". Наблюдатели отмечают, что позиции России и Казахстана по КТК сближаются и Астана все чаще поддерживает Москву, хотя ранее пыталась "сидеть на двух стульях". Летом 2006 года Россия и Казахстан на уровне профильных министерств согласовали текст меморандума "О взаимопонимании сторон Договора акционеров "О принципах реализации проекта расширения КТК" и Приложений, которые включают в себя "Порядок управления экономической эффективностью проекта КТК" и "Устав КТК-Р". Позднее меморандум был подписан "Транснефтью" и "КазМунайГазом".
Параллельно консорциум проверяли российские налоговики. Мы не будем напрямую связывать противоречия частных акционеров и принимающей стороны с этими проверками - читатель может сделать это сам. Остановимся только на их результатах. В мае Федеральная налоговая служба России (ФНС) выставила ЗАО "КТК-Р" (представляет КТК в России) недоимку по налогу на прибыль за 2002-03 годы на 4,7 млрд рублей. При этом глава ФНС Валерий Сердюков публично квалифицировал практикуемые КТК финансовые схемы как "уход от налогов". В июле премьер-министр Михаил Фрадков поручил ФНС "разобраться с ситуацией вокруг налоговых претензий к КТК", и уже менее чем через две недели ФНС выставила компании первые поручения инкассо. "КТК-Р" попыталась оспорить это решение в суде, однако проиграла дело. В сентябре Московский арбитражный суд признал налоговые претензии к "КТК-Р" на 95% и постановил взыскать с компании 4,5 млрд рублей.
Частные акционеры консорциума вняли недвусмысленным сигналам - в августе ими был представлен очередной проект пакетного договора о расширении. Он предполагал, в частности, единовременное повышение тарифов до $32,4 за тонну, снижение ставок по кредитам с 12,6% до 10,5% и реструктуризацию долгов со сроком выплаты в 2014 году. Иностранные участники обещают, что при таких условиях первая налогооблагаемая прибыль появится у КТК в 2008 году, а в 2014 году будут погашены его накопленные долги по кредитам и процентам. По их расчетам, после выхода КТК на полную мощность доходы консорциума превысят $1,5 млрд в год. Кроме того, частные акционеры согласны автоматически увеличить тариф на прокачку, если произойдет превышение плановых затрат на расширение системы (сейчас они оцениваются в пределах $1-1,8 млрд, причем западные участники консорциума придерживаются в своих прогнозах нижней границы диапазона). И, наконец, они договорились предоставить 50%-ную квоту руководящих постов в консорциуме представителям государств-акционеров, сейчас контролируя почти все позиции.
Будет жестко
По сравнению с меморандумом 2005 года предложения частных акционеров КТК почти не изменились. Поэтому неудивительно, что они были отвергнуты. Виктор Христенко в связи с этим заявил, что "Россия как акционер будет придерживаться жесткой позиции в отношении консорциума".
Переписка между российскими ведомствами, предшествовавшая ответу на предложения западных инвесторов КТК, свидетельствует о том, что чиновники единогласны в оценке деятельности консорциума. В Москве считают, что "реализация проекта расширения возможна только в случае осуществления ряда значительных уступок со стороны акционеров - добывающих компаний; требования российского акционера оформлены соответствующим проектом пакетного соглашения по проекту расширения". Москва, в частности, намерена добиться более существенного повышения тарифа на прокачку - для начала минимум до $38 за тонну.
Но главное, Россия намерена изменить схему управления консорциумом - посредством обновления устава КТК. Было предложено создание совета директоров, которому будет передана основная часть властных полномочий. Это позволит России повысить свою роль в управлении консорциумом и в союзе с другими акционерами попробовать поменять нынешнюю систему принятия решений. В том числе о повышении тарифа, об изменениях принципов политики заимствований для консорциума. В целом организационные преобразования позволят Москве сделать важный шаг к изменению коммерческих принципов деятельности КТК, считают наблюдатели.
Осенью 2006 года российские ведомства начали подготовку к передаче полномочий по управлению пакетами акций "КТК-Р" от Агентства по управлению федеральным имуществом - "Транснефти". Казахстан поддержал эту инициативу России.
В конце ноября в Москве состоялось внеочередное собрание акционеров КТК, после которого новой информации по вопросу увеличения мощности нефтепровода не появилось. Тем не менее в пресс-релизе участники собрания отметили достижение "существенного прогресса" на данном направлении.
Нет выхода
Сколь на самом деле "существенным" был этот прогресс, покажет время. Пользователи же КТК тем временем активно ищут альтернативные варианты поставок.
Основной "загрузчик" трубы КТК - "ТенгизШевройл", - который уже в 2007 году намерен увеличить добычу на 10 млн твг (см. "К росту добычи готовы!"), рассматривает несколько опций. В начале этого года гендиректор компании Александр Корнелиус заявлял, что дополнительные объемы нефти пойдут на мировой рынок через нефтепроводы Баку-Джейхан (5-6 млн твг) и Атырау-Самара (1-2 млн твг); кроме того, предполагалось увеличить объемы поставок на Атырауский НПЗ. Однако вскоре компания принимает иное решение: дополнительная нефть будет направлена по железной дороге на терминалы Украины (Одесса и Феодосия) и Грузии (Батуми).
Для организации экспорта по железной дороге "ТенгизШевройл" объявил о планах увеличения мощности нефтеналивных эстакад и закупки цистерн, которые, после того как компания откажется от их использования, перейдут в собственность Казахстанской железной дороги. Источники в компании сообщают, что в начале 2006 года "ТенгизШевройл" планировал использовать маршруты, дополняющие КТК, в течение двух лет.
Что касается маршрута Актау-Баку-Батуми, то о транспортировке нефти по нему "ТенгизШевройл" договорился еще в 2005 году, заключив соответствующие договоры с железной дорогой и "Казмортрансфлотом", владеющим танкерами. Кстати, на этом маршруте, судя по всему, будет не только нефть Тенгиза. В сентябре 2006 года было объявлено о том, что "КазМунайГаз" и Батумский нефтяной терминал формируют стратегический союз, который предполагается оформить в виде СП Batumi Terminals. Это партнерство, с одной стороны, позволит Батуми компенсировать потери азербайджанской нефти (она теперь идет через Джейхан), а с другой - гарантирует производителям Казахстана стабильные условия работы на этом направлении.
Однако, по оценкам экспертов, только удовлетворение потребностей "ТенгизШевройла" уже в 2008 году полностью исчерпает возможности железной дороги, а в 2009-10 годах железнодорожный "прорыв" американцев зайдет в тупик, поскольку технические возможности для дальнейшего роста перевозок иссякнут.
Есть определенные сомнения и в том, что с новым спросом справится терминал в Актау. Проект его реконструкции и расширения будет завершен только в 2009 году - к этому сроку через Актау можно будет поставлять более 20 млн твг. Однако в 2010 году должна начаться добыча на Кашагане, и нефть Agip KCO, ради которой и задумывалось расширение инфраструктуры в Актау, вступит в конкуренцию с нефтью "ТенгизШевройла".
И, наконец, трубопровод Баку-Джейхан без расширения и при выполнении планов Азербайджана по росту нефтедобычи будет доступен для казахстанской нефти только до 2010 года, а затем еще через 10-15 лет. Таким образом, после 2010 года производители нефти Казахстана, похоже, не смогут обойти трубу КТК, не поставив под угрозу рентабельность своих добычных проектов. Не случайно, несмотря на возникающие сложности, акционеры "ТенгизШевройла" продолжают утверждать, что рассматривают КТК как основной маршрут для экспорта своей нефти.
По праву сильного
Эксперты полагают, что активизировавшееся давление на частных акционеров КТК говорит о намерении Москвы форсировать вопрос расширения нефтепровода, но по сценарию, в котором главная роль остается за Россией. Вместе с тем сами российские чиновники сетуют на "неуступчивость" западных компаний, осознавая, что арсенал воздействия принимающей стороны на иностранных инвесторов налоговыми проверками отнюдь не исчерпан.
Не исключено, что, если позиция частных акционеров КТК, по мнению российских властей, будет меняться слишком медленно, к налоговым претензиям добавятся экологические, как это уже произошло в случае с проектом "Сахалин-2". Из российских кабинетов звучат также призывы обанкротить КТК, коль скоро у него огромные убытки (см. также "Действительно впечатляющие результаты") и неясные перспективы. А Федеральная служба по тарифам предлагает правительству с 2007 года начать регулировать стоимость услуг КТК. Все идет к тому, что западным акционерам КТК придется идти на те уступки, которых требуют от них Москва и Астана. Политэкономическая конъюнктура сейчас такова, что тот, кто контролирует нефть, тот и прав.
==============================================================================
Акционеры КТК
Акционер Доля (%)
Россия 24
Казахстан 19
Оман 7
Chevron 15
LUKARCO* 12,5
Rosneft-Shell Caspian Ventures** 7,5
ExxonMobil 7,5
Agip 2
BG 2
Kazakstan Pipeline Ventures *** 1,75
Oryx 1,75
* – СП ЛУКОЙЛа (54%) и BP (46%)
** – СП "Роснефти" (51%) и Shell (49%)
*** – СП "КазMунайГаз" (50,1%) и BP (49,9%)
Этапы расширения
По прогнозам правительства Казахстана, в 2008 году мощность нефтепровода КТК составит 38 млн твг, в 2011 году - 58 млн. Уровень 67 млн твг будет достигнут в 2015 году.
Для расширения пропускной способности КТК до 67 млн твг требуется:
- установка дополнительных насосных агрегатов на существующих НПС;
- строительство 10 новых НПС;
- сооружение дополнительных резервуаров для хранения нефти на 480 тыс. тонн;
- обустройство третьего выносного причального устройства на терминале в Южной Озереевке.
Цифры и факты
Французская компания Total подсчитала, что доставка нефти от месторождения Кашаган в итальянскую Аугусту, используя систему КТК, всего на $1-4 за баррель выгоднее для экспортеров, чем по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Если же тариф КТК вырастет на $8 за тонну (или более чем на $1 за баррель), как предлагает Россия, то разница станет еще меньше.
Впрочем, оценивая эти цифры, следует учитывать "отягчающие обстоятельства". Дело в том, что Total является лидером проекта создания Казахстанско-Каспийской транспортной системы (предполагающей организацию экспорта нефти Кашагана по нефтепроводу Баку-Джейхан), акционером BTC Со., но в КТК не входит. В связи с этим выкладки французов против КТК могут быть, мягко говоря, не совсем объективными.
Новые мысли о старом
Рост мощности КТК автоматически увеличит нефтяную нагрузку на Босфор, что ставит на повестку дня, казалось бы, уже забытую после запуска Баку-Джейхан задачу создания трубопроводного обхода турецких проливов.
Среди целого списка возможных вариантов фаворит Москвы - нефтепровод Бургас-Александруполис. Проект очень старый, но в 2006 году вокруг него наблюдалась заметная активизация. И практически с начала 2006 года расширение КТК в Москве стали увязывать с участием частных акционеров консорциума в развитии маршрута Бургас-Александруполис. К настоящему времени стало известно, что Chevron ведет переговоры с "Транснефтью" об условиях поставок нефти Тенгиза по этому маршруту. Одновременно представители частных акционеров КТК ищут возможности договориться с Болгарией или Грецией о покупке их доли в будущей структуре, которая займется реализацией проекта и эксплуатацией трубы.
В то же время в самой "Транснефти", по данным источников, близких к компании, рассматривается возможность создания единого коридора для транспортировки казахстанской нефти по КТК и нефтепроводу Бургас-Александруполис. По мнению аналитиков, российская сторона таким образом стремится получить полный контроль не только над управлением Каспийским консорциумом, но и пытается регулировать объемы экспорта нефти, поступающей по обоим нефтепроводам. На первый взгляд к амбициям такого рода нельзя отнестись иначе, как к "маниловщине", но, принимая во внимание жесткую позицию России в настоящее время на переговорах по КТК, не исключено, что этот вариант Москва постарается своим партнерам в том или ином виде навязать.
К росту добычи готовы!
Акционеры КТК из числа компаний, добывающих нефть в Казахстане, уже весной 2007 года планируют существенно увеличить производство сырья. Так, Chevron, ExxonMobil и "ЛУКОЙЛ" ожидают дополнительную нефть на месторождении Тенгиз. Необходимые для этого мероприятия - создание системы обратной закачки газа в пласт и строительство завода второго поколения по сепарации и обессериванию нефти - практически завершены. До конца 2007 года объем производства на Тенгизе должен составить 24-25 млн твг против 13,5 млн тонн в этом году. К 2012 году планируется рост до 34 млн твг.
На месторождении Карачаганак, в разработке которого участвуют Chevron, Agip и BG, в 2007 году предполагается добыть 10,2-10,4 млн тонн против ожидаемых 9,8 млн тонн в 2006. В перспективе на Карачаганаке планируется увеличение количества многоствольных скважин, установка четвертой линии по стабилизации конденсата для КТК. В более долгосрочных планах - разработка нефтяных пластов Карачаганака. По прогнозам правительства Казахстана, в 2012 году на этом месторождении будет добываться 12 млн тонн жидких углеводородов в год.
"ЛУКОЙЛ", кроме Тенгиза и Карачаганака, участвует также в акционерном капитале ряда добывающих предприятий Казахстана. В 2006 году "ЛУКОЙЛ" добыл в Казахстане 5,3 млн тонн, и этот показатель, по планам компании, в ближайшие годы будет расти.
Agip, ExxonMobil и Shell владеют крупными долями в международном консорциуме Agip KCO, созданном для разработки морского месторождения Кашаган. Первая нефть здесь ожидается не ранее 2010 года. Но затем, как планируют участники проекта, добыча будет расти высокими темпами почти в течение десяти лет - до 45 млн твг.
Наконец, "ЛУКОЙЛ", Agip, Shell и Oman Oil Co. (представляющая Султанат Оман в Казахстане) имеют крупные проекты разведки на казахстанском шельфе. Объем их добычи пока невозможно предсказать, но в случае успеха он составит вместе несколько десятков миллионов тонн нефти в год.
Действительно впечатляющие результаты
Согласно уставу КТК от 1997 года консорциуму запрещено привлекать внешние кредиты - добывающие компании предоставили их консорциуму на строительство под 12,6%. Эти займы, а также проценты по ним обусловили, по словам генерального директора КТК Владимира Раздухова, гигантскую задолженность консорциума размером почти $5 млрд. Для сравнения, для финансирования строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан трубопроводный консорциум BTC Co. получал внешние кредиты, начиная от 4,5% годовых.
Финансовый отчет ЗАО "КТК-Р" за прошлый год констатирует удручающую динамику компании: чистый убыток в 2005 году вырос по сравнению с предыдущим годом в 4,3 раза - почти до 10,5 млрд рублей. При этом растут выплаты по кредитам добывающим компаниям. В прошлом году они составили более 15 млрд рублей, то есть 89% от всей выручки предприятия, а в 2004 году - 14,5 млрд, в 2003 - 14,3 млрд.