КАСПИЙСКИЙ ТРУБОПРОВОД ЗАМОРОЗИЛИ

"ВЗГЛЯД"

<26 июля 2006>

http://www.vz.ru/economy/2006/7/26/42984.html

 

КАСПИЙСКИЙ ТРУБОПРОВОД ЗАМОРОЗИЛИ

 

Российские счета Каспийского трубопроводного консорциума

заморожены для списания налоговых недоимок

 

Дмитрий СКВОРЦОВ

 

Федеральная налоговая служба заблокировала счета Каспийского трубопроводного консорциума в российском банке ABN AMRO для получения налоговых недоимок на сумму почти 200 млн. долларов. Аналитики считают, что это может привести к замораживанию проекта расширения трубопровода и конфликту основных акционеров.

Межрегиональная налоговая инспекция (МРНИ) № 1 еще в начале мая 2006 года предъявила Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК) налоговые претензии по итогам выездной налоговой проверки в размере 4,7 млрд. рублей. По мнению налоговиков, КТК занизил прибыль в 2002-2003 годах. Со вчерашнего дня, по данным газеты "Коммерсант" началось списание средств для погашения налоговой задолженности.

 

Генеральный директор КТК

 

Нефтепровод КТК Тенгиз – Новороссийск общей протяженностью 1580 км был основан в 1992 году правительствами России, Казахстана и Султаната Оман для транспортировки казахстанской и российской нефти до терминала на Черном море.

В 2005 году по системе КТК было перекачано 30,5 млн. тонн сырья, такого же уровня предполагается достичь в 2006 году. КТК - первый построенный с участием частного капитала крупный нефтепровод в бывшем СССР. Сейчас мощности КТК максимально загружены объемами нефти, поступающими из Каспийского региона и России.

России в КТК принадлежит 24% акций, Казахстану - 19%, Султанату Оман - 7%. Также в учреждении консорциума принимали участие и частные компании. Так Chevron Caspian Pipeline Consortium Company владеет 15% уставного капитала, LUKARCO - 12,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited - 7,5%, Mobil Caspian Pipeline Company - 7,5%, Agip International - 2%, BG Overseas Holding Limited - 2%, а Kazakhstan Pipeline Ventures и Oryx Caspian Pipeline по 1,75%.

При этом КТК конкурирует в Каспийском регионе с Транснефтью. КТК отгружает порядка 30 млн. тонн казахской нефти в год, а Транснефть – около 50 млн. тонн. И Транснефть уже в конце 2005 года вступала в трения с Зарубежнефтью и Роснефтью, входящей вместе с Shell в число компаний – участников консорциума, по поводу права на управление долей правительства России в КТК.

В итоге проблемы у КТК возникли вскоре после избрания на пост генерального директора Владимира Раздухова, до этого занимавшего должность заместителя генерального директора Зарубежнефти. В то же время на пост заместителя гендиректора по юридическим вопросам был назначен генеральный директор "дочки" Роснефти – Ванкорнефти – Евгений Попов.

На пост руководителя консорциума генеральный директор КТК избирается раз в четыре года. Кандидатуру на эту должность поочередно представляют страны-акционеры. 26 апреля свое право на это должна была реализовать Россия. В марте 2006 года в качестве кандидата на пост генерального директора КТК правительство России называло вице-президент Транснефти Константина Лысяного.

Однако весной 2006 год между Транснефтью и трейдерами Роснефти разразился конфликт относительно квот на прокачку нефти через Мажейкский нефтеперерабатывающий завод. Квота Роснефти на II квартал 2006 года составила 600 тыс. тонн, в то время как у ЮКОСа она равнялась 800 тыс. тоннам. В итоге ряд чиновников Транснефти был вынужден подать в отставку. В ответ Транснефть предложила в качестве своего кандидата на пост генерального директора КТК представителя в КТК ExxonMobil Загида Саидова.

 

Расширение заморожено

 

Но Роснефти удалось получить управление КТК в свои руки. И 1 мая Владимир Раздухов возглавил КТК. Одно из главных опасений для Транснефти после назначения на пост гендиректора КТК представителя Роснефти – начало расширения КТК. И действительно, в мае 2006 года акционеры КТК утвердили расширение трубопровода с 30 млн. тонн до 67 млн. тонн в год.

Расширение предусматривает возведение десяти новых перекачивающих станций и третьего выносного причального устройства на Черном море, а также увеличение существующих резервуаров на объем, позволяющий хранить 480 тыс. тонн нефти. Если проект будет доведен до конца, Транснефть может потерять лидирующую позицию в регионе. При этом принципиальное одобрение этого расширения было получено президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в ходе визита в Москву от президента России Владимира Путина еще в начале апреля.

Тогда Транснефть решила возглавить этот процесс и контролировать его. Упустив возможность поставить на пост своего человека, его представители решили пойти другим путем. В первых числах мая руководитель Росимущества Валерий Назаров направил в правительство письмо, в котором предложил присоединить к Транснефти ряд госкомпаний, среди которых упоминались Транснефтепродукт, "СГ-Транс" и доля Росимущества в КТК.

Вице-президент Транснефти Сергей Григорьев объяснил это тем, что сейчас КТК "приносит стране одни убытки, и хотя это и дополнительная нагрузка для компании, Транснефть готова ее взять на себя". Однако проект распоряжения правительства до сих пор не подписан.

По мнению аналитика инвестиционной компании "Атон" Дмитрия Лукашова, главные проблема в том, что одному из основных акционеров – Chevron – выгодно не поднимать тарифы на прокачку нефти, так как для него не играет роли размер прибыли КТК, потому что он использует трубопровод для прокачки нефтяных резервов своих казахстанских "дочек". Россия же и Казахстан напрямую заинтересованы в максимизации прибыли. Транснефть, не желая расширять трубопровод, предлагает с 2001 года повысит тарифы. Но пока акционеры компании на это не идут.

Тогда же, в начале мая, КТК были предъявлены налоговые претензии, однако Владимир Раздухов попытался решить проблему, договорившись о реструктуризации претензий с заместителем министра финансов Сергеем Шаталовым и заместителем руководителя ФНС Татьяной Шевцовой. Однако снизить размер недоимок удалось лишь на 530 млн. рублей путем перезачета налога на добавленную стоимость.

В начале июля КТК обжаловал решение МРНИ в Московском арбитражном суде, однако до сих пор не назначена дата заседания по этому делу. В итоге замораживание счетов КТК в ABN AMRO и начало списания с них налоговых недоимок вместе с пени и штрафами может привести к тому, что расширение КТК будет заморожено как минимум на год. Ведь расширение требует 1,6 млрд. долларов, оборот КТК составляет около 800 млн. долларов в год, а налоговые претензии могут составить порядка 176 млн. долларов.

"В итоге акционеры компании могут задуматься о перспективах развития КТК в связи с позицией России, которая фактически вынимает деньги из проекта", – подытожил Дмитрий Лукашов.

При таких условиях аналитики инвестиционной компании "Проспект", не исключают, что консолидация Транснефти российской доли КТК может в итоге состояться. Теоретически, единая монополия сможет более эффективно управляться, так как это позволит ей снизить ставки по кредитам, и тогда за счет увеличившейся прибыли "Транснефть" сможет себе позволить расширение КТК, считают эксперты "Проспекта". Но и у них есть ряд вопросов к этой консолидации, "поскольку эффект синергии от слияния не очевиден, а управлять крупным холдингом с разными видами бизнеса весьма не просто".

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования