"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"
<25 сентября 2004>
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ АДЫГЕИ
ОТСТОЯЛА ЗАПОВЕДНЫЙ СТАТУС ЛАГОНАКИ!
22 сентября 2004г., в Москве состоялось событие, ставшей серьезной победой экологического движения. Экологическая общественность Адыгеи выиграла судебное дело против Кабинета Министров Республики Адыгея (РА), который своим Постановлением #343 от 8 декабря 2003г. отменял заповедный режим на территории плато Лагонаки и Фишт-Оштенского горного массива. Эти участки входят в состав Кавказского биосферного заповедника и являются составной частью объекта Всемирного Природного Наследия "Западный Кавказ".
В этот день судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассмотрела кассационную жалобу Майкопской городской общественной организации ВООП и кассационное представление Прокурора Республики Адыгея на решение Верховного суда Республики Адыгея от 22 июня этого года по делу об оспаривании Постановления Кабинета Министров #343.
Судебная тяжба по этому делу длится с декабря 2003 года. Ключевую роль в этом процессе сыграл Валерий Бриних, в прошлом директор Даурского и Кавказского заповедников, а сейчас председатель Майкопской городской организации ВООП. Именно он подал иск от себя как от гражданина, и представлял в суде ВООП. Иски к Кабинету Министров РА со стороны общественности поддержала Прокуратура РА. А на последнем процессе в июне 2004г. позицию общественности в этом вопросе поддержало и Управление Министерства юстиции РФ по РА. Но даже это не смогло сломить убеждение судей Адыгеи в правоте действий исполнительной власти РА. Поставить точку в этом деле должна была кассационная инстанция Верховного Суда России.
Во время судебного заседания 22 сентября представители Кабинета Министров Адыгеи держались уверенно. Почему-то они считали, что выиграть дело им помогут и события в Беслане, и намерение федерального Центра поправить социально-экономическое положение юга России дополнительными финансовыми вливаниями. Однако оказалось, что Верховный Суд России интересовали больше не планы чиновников Адыгеи по освоению средств из федерального бюджета, а правовая база принятия Постановления #343. А вот по этому поводу сказать представителям адыгейских властей было нечего. Кроме замусоленных фраз про право Кабинета Министров РА отменять свои же решения и поливания грязью Кавказского заповедника и экологов-общественников.
Интересно было услышать, например, что, Бриниха, оказывается, якобы финансирует ЮНЕСКО и даже очень обильно финансирует, а в Кавказском заповеднике штатные сотрудники, проживающие в Адыгее, финансируются не из федерального бюджета, а непонятно откуда. Тогда председательствующая судья поинтересовалась у представителей Кабинета Министров РА, выделялись ли хоть раз деньги из республиканского бюджета на содержания адыгейской части заповедника. Выяснилось, что ни разу. Эмиссары Кабинета Министров РА даже как-то обиделись на такой вопрос, какие, мол, деньги, если заповедник нам не подчиняется!
Выслушав позиции сторон, суд удалился на совещание. Решение его было ошеломительным для представителей Кабинета Министров. Фемида оказалась на стороне законных требований общественности и прокуратуры, отстаивавшей федеральные интересы. Суд принял решение отменить Постановление Кабинета Министров РА от 8 декабря 2003г. #343 "О мерах по созданию на территории Республики Адыгея природного парка" в части признания утратившими силу решений органов исполнительной власти Адыгеи о передаче Кавказскому заповеднику в начале 90-х годов территории плато Лагонаки и Фишт-Оштенского горного массива.
Уже во второй раз удается в судебном порядке отменить решения властей Адыгеи об отмене заповедного режима на этой территории. Первый раз это произошло в 2001 году. Тогда иск против подобного Постановления Кабинета Министров РА тоже подавал Валерий Бриних, но не от лица общественности, а в качестве директора Кавказского заповедника. Как и нынешнее, то судебное дело было полностью выиграно. В нынешнем конфликте, заповедник, к сожалению, был практически в роли стороннего наблюдателя, будто бы дело касалось не уникальной территории, природные комплексы которой он призван охранять. По уровню биоразнообразия и количеству редких биологических видов Лагонаки и Фишт-Отшен - это самые ценные территории Кавказского заповедника.
В общем, Лагонаки у Бриниха в долгу. Уже дважды он их спасает от хищных планов властей Адыгеи прибрать их к рукам, чтобы строить здесь дороги, горнолыжные комплексы, кемпинги, закусочные и т.п.
Но борьба не закончена. Изъять Лагонаки из заповедника стало фикс-идеей нынешних адыгейских властей. Следует ожидать очередных попыток с их стороны любой ценой лишить эти территории заповедности.
(Инф. Экологической Вахты по Северному Кавказу)