"НЕЗАВИСИМАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"
<2 марта 2004>
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ АДЫГЕИ БРЫЗГАЕТ СЛЮНЯМИ
(Итоги очередного заседания Арбитражного суда Республики Адыгея
по иску Майкопской организации ВООП)
2 марта 2004г. в Майкопе состоялось очередное заседание Арбитражного суда Республики Адыгея (РА) по иску Майкопской городской организации ВООП к Кабинету Министров РА с требованием отмены принятого им 8 декабря 2003г. Постановления #343. Это Постановление отменяет решения 2000 и 2002 гг., согласно которым плато Лагонаки и Фишт-Оштенский горный массив были возвращены в состав Кавказского заповедника. Тем самым, делается попытка отторжения от заповедника этих земель.
В суде участвовали представители Майкопской городской организации ВООП, Кабинета Министров РА, а также Кавказского заповедника, Прокуратуры РА и Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по РА. На прошлом заседании представители Кабинета Министров РА не смогли предоставить никаких документов, подтверждающих правомочность претензий властных структур республики на эти земли. Это было обещано сделать на данном заседании. Однако, как и на первом заседании суда по этому делу, Кабинет Министров РА не смог предоставить никаких документов. Вместо этого, представители Кабинета Министров РА пытались доказать, что Майкопская организация ВООП не была правомочна подавать данный иск, и что данный иск вообще является ненадлежащим и не может рассматриваться Арбитражным судом.
Заседание было недолгим, рассмотрение дело по существу было перенесено на 15 марта.
Последние события вокруг двух судебных процессов по опротестовыванию Постановления #343 -в Верховном Суде Республики Адыгея (по моей жалобе в защиту права на благоприятную окружающую среду) и в Арбитражном суде Республики Адыгея, показывают, что Кабинет Министров Республики Адыгея попал в крайне сложную ситуацию. Издав явно незаконное постановление, нарушающее правовые акты не только Российской Федерации, но и самого субъекта Федерации (в вопросах полномочий Кабинета Министров РА). Более того, этот исполнительный орган государственной власти "01"-го региона умудрился нарушить международные договоренности России в сфере сохранения природного наследия Земли. Отменив без всяких оснований и согласований несколько лет назад охранную зону Кавказского заповедника, сейчас, пытаясь отторгнуть от заповедника Лагонакское нагорье, Кабинет Министров РА снова вышел на тропу войны против заповедных территорий, являющихся Всемирным Природным Наследием. Возможно, это реакция на обвинения в бездействии, выдвинутые в конце прошлого года Прокуратурой Республики Адыгея в адрес Кабинета Министров РА и Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по РА, в отношении соблюдения природоохранного законодательства на территории республики. Таким образом, республиканские чиновники пытаются хоть что-то сделать, но, как выразился в свое время нынешний посол России в Украине, получилось у них это, "как всегда…". Короче говоря, лучше бы продолжали бездействовать!
Заваривший всю эту кашу и не желающий из-за амбиций договариваться с заповедником и учитывать мнение природоохранной общественности, Кабинет Министров РА, чувствуя слабость своих позиций, панически боится решать судебные споры по существу, т.е. аргументированно отстаивать в суде законность изданного им правового акта. Создается впечатление, что юристы Кабинета Министров РА больше знакомы с телефонным правом, чем с административным или гражданским. Подготовив ненормативный правовой акт явно распорядительного характера и рассчитанный на одноразовое применение, они теперь с настойчивостью, достойной серийного маньяка, втирают мозги судьям Адыгеи, пытаясь почему-то доказать, что постановление "О мерах по созданию на территории Республики Адыгея природного парка", не содержащее норм общего характера и адресованное конкретным органам власти, является нормативным актом. При этом приводятся какие-то чудовищным образом извращенные доводы в пользу своей гипотезы. Радует, что Верховный Суд РА в 1-й инстанции после нескольких часов обсуждений все-таки разобрался в данной "проблеме" и выбрал правильный ответ из двух возможных. В определении Верховного Суда РА от 20.02.2004г. обжалуемое постановление определяется как ненормативный правовой акт. Смешит и удивляет то, что буквально через полторы недели, 2 марта, уже на заседании Арбитражного суда РА Контрольно-правовое Управление Кабинета Министров РА, опять завело ту же песню о нормативности их детища. Так и хочется посоветовать этим "специалистам" полистать учебник административного права, где достаточно понятным языком разъясняются особенности разных видов правовых актов. Все-таки суды не образовательные учреждения для недоучившихся юристов, а органы, призванные разрешать более серьезные вопросы.
На заседании в 1-й инстанции Верховного Суда РА вообще произошел анекдотический случай. Представитель заинтересованного лица – Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по РА, чей руководитель Г.Г. Козменко делает все возможное для уничтожения природного наследия на территории Адыгеи, видимо, перепутал судебные процессы и направил в суд отзыв по моей жалобе, написанный для суда, инициированного республиканской Прокуратурой. А может, просто поленился писать новый отзыв и тщательно готовиться к процессу. Учитывая то, что представитель Кабинета Министров РА в должности заместителя начальника Контрольно-правового управления КМ РА также показала полное невежество, можно смело предполагать, что им было известно о предрешенности вынесенного Верховным Судом РА решения – формальном отказе в рассмотрении дела по существу прекращением производства по делу. В противовес этому, пока что приятно удивляет позиция Арбитражного суда РА, который, на мой взгляд, серьезно и объективно начал судебное разбирательство, что дает некоторые надежды на удовлетворение нашего иска в Адыгее, без традиционного оспаривания решений адыгейских судов за ее пределами.
Между тем, Президент Республики Адыгея Х.М.Совмен, как гарант законности на подведомственной ему территории, мог бы уже давно прекратить творящееся беззаконие, отменив принятое Кабинетом Министров РА постановление, плюющее на полномочия Центра и международный авторитет России. Но ему некогда, он весь в делах и заботах о благе народа Адыгеи, которая для Хазрета Меджидовича не только правовое, но и приисковое поле деятельности, простите за каламбур, привычного для него карьерного типа. А интересы России он, видимо, оставляет защищать еще одному гаранту законности – Президенту России.
Валерий БРИНИХ
(Майкопская организация ВООП)