"НЕЗАВИСИМАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"

<18 февраля 2004>

 

В МАЙКОПЕ СОСТОЯЛСЯ ЕЩЕ ОДИН СУД

ПО ЖАЛОБЕ О НЕПРАВОМЕРНОСТИ ОТТОРЖЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ

ЛАГОНАКСКОГО НАГОРЬЯ ОТ КАВКАЗСКОГО ЗАПРОВЕДНИКА

 

18 февраля в Майкопе состоялось первое заседание Верховного суда Республики Адыгеи по жалобе В.Бриниха на постановление Кабинета Министров РА от 08.12.2004г. #343, нарушающее его права как гражданина на благоприятную окружающую среду. Оспариваемое постановление фактически исключает из состава Кавказского биосферного заповедника около 18 тыс. га земель Лагонакского нагорья с понижением статуса данной территории до природного парка регионального значения. При этом Кабинет министров РА полностью проигнорировал, что данная территория имеет статус объекта Всемирного Природного Наследия.

Суд продолжался почти целый день, но ни к какому решению прийти не смог.

На суде представитель Кабинета Министров РА оказалась абсолютно не подготовленной к процессу. Она не смогла ответить ни на один вопрос по существу спора. Выступление  ее состояло из набора заученных фраз, уже фигурировавших в письменных отзывах Кабинета Министров на жалобу. А основным доводом, при отстаивании своей позиции, была лишь ее твердая убежденность в полной компетенции Кабинета Министров РА по отмене своих предыдущих решений при любых обстоятельствах и без всяких исключений. Возможно, она не знает, что существуют федеральные правовые акты, разграничивающие полномочия различных уровней власти по тем или иным вопросам? При этом представитель Кабинета Министров РА пыталась ввести судью в заблуждение по поводу целей принятия Постановления #343. По ее версии данное Постановление направлено исключительно на создание природного парка на территории Лагонакского нагорья. При этом о планах строительства горнолыжного комплекса на плато Лагонаки, о намечающемся широкомасштабном хозяйственном освоении этого района она пыталась умолчать, пока ей не был задан прямой вопрос об этом. Она заявила в ответ на мой вопрос, что в настоящее время в Министерстве экономического развития РА вообще не рассматривается проект создания горнолыжного курорта на плато Лагонаки, размещение там отелей, турбаз и горнолыжных комплексов. Это – или проявление полной некомпетентности, или ложь. Существуют уже и проекты и схемы обустройства туристской инфраструктуры на Лагонаки, они рассмотрены уже не на одном совещании в структурах исполнительной власти Адыгея. Эти планы широко озвучены через средства массовой информации руководством республики. В самом Постановлении сказано, что принимается оно "в связи с необходимостью создания горнолыжного комплекса". Однако так случилось, что представителю Кабинета министров РА это было "неизвестно".

Но наиболее интересной была позиция на суде основного федерального природоохранного органа в Адыгее - Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по РА. Правда, выполняло оно почему-то прямо противоположные функции. Управление направило в суд целых четверых своих официальных представителей. Очевидно, для того, чтобы отсутствие правовых аргументов компенсировать количеством своих представителей, а заодно и продемонстрировать свою в высшей степени лояльность планам руководства Адыгеи отторгнуть территории от заповедника. Один из них – глава юридической службы Управления договорился до того, что ему плевать на международные нормы права и Конвенцию по охране всемирного природного наследия и что "пусть иностранцы мне не указывают, как природу охранять". Судье даже пришлось напомнить ему о том, что Конституция РФ гласит о приоритете норм международных договоров над федеральными законами. Кроме того, он заявил, что территория Лагонакского нагорья никогда не была в составе заповедника, что "там всегда черкесы скот пасли и будут пасти, ходили по Лагонакам черкесы и будут ходить". Другой представитель Управления, – руководитель его природоохранной службы, начал рассказывать, что зачем, мол, Бриниху о своих нарушенных правах на благоприятную среду переживать, если в заповеднике и так состояние природной среды ухудшается. Когда же я задал вопрос, считает ли он, что развитие хозяйственной деятельности на плато Лагонаки улучшит состояние природной среды в заповеднике, этот руководитель ушел от ответа. Судья благосклонно не стал настаивать на ответе, заявив, что суд не может заставить человека отвечать на вопрос, если тот не хочет этого делать. На другой мой вопрос, также заданный неоднократно, знает ли он о том, что эти территории в составе номинации "Западный Кавказ" являются объектом Всемирного Природного Наследия, он нехотя ответил "да".

В заседании участвовал также представитель Прокуратуры Республики Адыгея. Он заявил ходатайство о привлечении к участию в суде в качестве заинтересованного лица Кавказского заповедника. Это был нонсенс - судьбу территорий заповедника решали без его участия. Однако судья ему необоснованно в этом отказал.

В целом из всего хода суда сложилось впечатление, что судья необъективно подходит к рассмотрению жалобы. И отказ в привлечении к суду Кавказского заповедника в качестве заинтересованного лица был ярким тому свидетельством.

Также судья отказался удовлетворить мое ходатайство о приобщении к делу двух новых документов. Один документ обосновывает отнесение территорий Лагонакского нагорья к исключительно федеральной собственности, как объекта Всемирного Природного Наследия. Другой документ подтверждал серьезность угроз, связанных с понижением природоохранного статуса Лагонакского нагорья и развитием там интенсивной хозяйственной деятельности. Когда же я начал настаивать на их приобщении к делу, судья объявил мне два замечания.

Однако весь ход судебных прений и полное отсутствие аргументов у сторон, защищавших правомерность отторжения территорий у заповедника, не дали легкой возможности быстро закончить рассмотрение этого дела и отказать в удовлетворении жалобы.

Было назначено еще одно судебное заседание по этому делу, которое состоится через день – 20 февраля.

 

Валерий БРИНИХ

(Майкопская организация ВООП)

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования