"НЕЗАВИСИМАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"
<25 февраля 2004>
В ПРИАЗОВСКИХ ПЛАВНЯХ
ПРОИЗОШЛА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА
Авария на буровой скважине "Газпрома" возле хутора
Прорвенский привела к катастрофически последствиям,
вынудившим его жителей покинуть этот населенный пункт
17 февраля 2004 года возле хутора Прорвенский (Черноерковский сельский округ, Славянский район, Краснодарский край) произошла крупная техногенная авария. На новой газодобывающей скважине, которую разрабатывала дочерняя компания "Газпрома" - "Кубаньбургаз", произошел аварийный выброс газа с пластов, расположенных на глубине 3 тысячи метров.
В результате выброса произошла разгерметизация скважины, и начался интенсивный выброс в атмосферу газа и газового конденсата. Авария случилась ночью в 23 часа 15 минут. Скважина расположена от хутора на расстоянии 300 метров. Всю ночь происходил выброс газа, многие жители проснулись из-за сильного гула и запаха газа. Прибывшие рано утром 18 февраля спасатели начали экстренную эвакуацию жителей хутора. Многие жители к тому времени уже сильно пострадали в результате отравления газом. Жители были эвакуированы в станицу Черноерковскую.
Скважина, на которой произошла авария, готовилась к передаче в эксплуатацию другой дочерней компании "Газпрома" – ОАО "Кубаньгазпром". Генеральный директор этой компании Юрий Басарыгин возглавил оперативный штаб по ликвидации аварии. Несколько дней делались попытки заглушить скважину. Однако давление вырывающейся из-под земли смеси газа и газового конденсата было настолько сильным, что эти попытки оказались безуспешны. Газовое облако от выброса, оседая, оставило желтый осадок на земле, домах и водоемах. 22 февраля скважину подожгли, "чтобы ликвидировать утечку газового конденсата с помощью огня", такова официальная версия. Теперь на хутор и окружающие плавни повалил шлейф густого черного дыма от факела. 23 февраля жителям хутора разрешили вернуться в свои дома, объявив, что "ситуация нормализовалась". Однако хутор по-прежнему остается зоной экологического бедствия. Отравление у многих жителей выражается в форме носовых кровотечений, сильной головная боли, тошноты. 25 февраля горение факела на месте выброса было сбито при помощи стрельбы из военных орудий. Однако выброс газа и газового конденсата продолжается.
Власти Краснодарского края всячески пытаются приуменьшить размеры катастрофы. Но даже по официальным данным, явно сильно заниженным, в результате аварии содержание метана в атмосфере увеличилось в 4,3 раза, а содержание углеводорода (очевидно, имеется в виду газовый конденсат) в 63 раза превышает норму.
Представители "Газпрома", также крайне заинтересованные в сокрытии подлинных масштабов последствий аварии, ведут активную работу с местным населением. В качестве платы за молчание ему обещают провести газ. Парадокс в том, что, несмотря на то, что в районе хутора Прорвенский газ добывается уже больше многие годы, хутор не газифицирован, люди до сих пор топят дровами. Это - яркий пример "газпромовской заботы о людях".
Помимо ущерба людям, эта техногенная катастрофа нанесла огромный ущерб природным комплексам приазовских плавней, на территории которых расположена эта буровая скважина.
Авария произошла в 8 километрах от береговой полосы Азовского моря, в глубине особо охраняемой территории – государственного природного заказника федерального значения "Приазовский". Режим этого заказника, определенный его Положением, исключает ведение здесь такого рода хозяйственной деятельности, как "добыча полезных ископаемых".
Однако режимом федерального заказника не исчерпывается природоохранный статус этой территории. Ее природные комплексы охраняются не только российским законодательством, но и международным. Федеральный заказник "Приазовский", в глубине которого произошла авария на скважине, входит в состав водно-болотных угодий, охраняемых "Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение" (Рамсарская конвенция). Данная конвенция подписана и ратифицирована Россией.
Таким образом, разведка и добыча углеводородов, осуществляемые на территории заказника "Приазовский" дочерними компаниями "Газпрома", является незаконной не только согласно федеральному законодательству, но и международному. Допуская это, Россия нарушает свои обязательства по соблюдению Рамсарской конвенции.
Андрей РУДОМАХА
(Независимая Экологическая Служба по Северному Кавказу)