"НЕЗАВИСИМАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ"

<7 апреля 2004>

 

ИСТИНА – В ДЕНЬГАХ, А НЕОБХОДИМОСТЬ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

И ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ – ЭТО "ЛОЖНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ"

 

"Газпром" провел в Краснодаре пресс-конференцию,

в связи с аварией на буровой скважине №5 "Восточно-Прорвенская"

 

Напомню, что авария на скважине произошла 17 февраля 2003 года. Скважина расположена в 500 метрах от хутора Прорвенский на территории федерального заказника "Приазовский", который является водно-болотным угодьем международного значения и охраняется не только федеральным законодательством, но и международной Рамсарской конвенцией. Произошедший в результате аварии массовый выброс смеси газа и газового конденсата, продолжавшийся в течение двух недель, привел к колоссальному загрязнению вод, почвы и воздуха. Расстояние от скважины до берега Азовского моря 8 километров, район аварии гидрологически тесно связан с его акваторией и последствия этой аварии внесут весомый вклад в ухудшение состояния его экосистемы. В результате аварии был нанесен огромный ущерб здоровью жителей хутора Прорвенский, большинство которых сильно пострадали в результате загрязнения воздуха. Начался мор птицы и рыбы. На протяжении всего периода аварии, и в последующий период, "Газпром" и его подразделения, властные структуры Краснодарского края прилагали огромные усилия, чтобы скрыть масштабы катастрофы. Будучи виновным в данной катастрофе, "Газпром" пытается всячески уйти от ответственности и снизить свои расходы по компенсации ущерба, нанесенного в результате этой аварии. Как в насмешку над пострадавшими жителями, "Газпромом" было выделено всего по 1 тысяче рублей на человека в качестве компенсации за понесенный ими ущерб. Жители Прорвенского, не согласные с этой лицемерной политикой, обратились в суд с иском к "Газпрому" о взыскании с него реально нанесенного им ущерба. Экологический беспредел "Газпрома", согласованный с государственными структурами, его лицемерная политика в отношении местного населения, получили широкое освещение в СМИ. До сих пор не было ни одной положительной публикации о его деятельности в связи с этой аварией. Имидж "Газпрома", как "социально ответственной компании", резко пошатнулся. Необходимость хоть как-то восстановить этот имидж и вызвала к жизни эту пресс-конференцию и другие PR-акции, типа участия газпромовских чиновников в демонстративном субботнике на территории хутора Прорвенский 27 марта.

На пресс-конференции в Краснодаре было оглашено, что "Газпром" закончил первый этап ликвидации последствий аварии. Первый заместитель начальника Департамента по добыче газа, газового конденсата, нефти ОАО "Газпром" Борис Никитин подчеркнул, что, по результатам экспертизы, авария носила техногенный характер, не связанный с ошибками буровиков. Т.е. никто не виноват, виновата сама природа. И, "тем не менее", несмотря на то, что виноват не "Газпром", а подлая и коварная природа, "ОАО "Газпром" и его дочерние общества считают своим долгом продолжить весь комплекс плановых мероприятий по оказанию помощи жителям хутора Прорвенский в преодолении последствий аварии". (В кавычках - цитаты из пресс-релиза "Газпрома".) Вот на какой высоте находится социальная ответственность "Газпрома"! Он ни в чем не виновен, но, "тем не менее", считает своим долгом преодолевать последствия аварии.

На пресс-конференции неспособность "Газпрома" в течение критически долгого времени заглушить аварийную скважину была трансформирована в проявление высокой готовности компании к ликвидации аварий и названа "скорейшим устранением аварийной ситуации". "В подобных ситуациях скважины не удается заглушить по два-три месяца, а на Прорвенском мы уложились в две недели", отрапортовал журналистам Борис Никитин. С не меньшим апломбом газовики хвалили бы себя, если бы они глушили скважину месяц или два. Тогда бы они как антитезу своему "скорейшему устранению" сказали, что бывают ситуации, когда скважину не удается заглушить по полгода.

Очень вскользь было сказано о том, что скважина была расположена на территории водно-болотных угодий МЕЖДУНАРОДНОГО значения, охраняемых МЕЖДУНАРОДНОЙ Рамсарской конвенцией. Несведущие люди из формулировок "Газпрома" вообще не поймут того факта, что эта территория подпадает под действие международного законодательства. И, разумеется, ни слова не сказано на пресс-конференции о нарушении Рамсарской конвенции. Умолчали начальники из "Газпрома" и о грубом нарушении режима федерального заказника "Приазовский". В отношении законности их деятельности директор "Кубаньгазпрома" Юрий Басарыгин заверил журналистов, что газовики "всегда строго соблюдают законодательство, в том числе и природоохранное, что разработки в заказнике согласованы во всех инстанциях". Тот факт, что эти инстанции в союзе с "Газпромом" пустились во все тяжкие и нарушили при своем согласовании все, что только было можно, остался вне поля его убедительных аргументов. В обоснование якобы законности деятельности газовиков было сказано, что они работают в соответствии с Положением о заказнике "Приазовский" со ссылкой на то, что их газодобывающая деятельность согласована с администрацией заказника. При этом, факт того, что газодобыча полностью противоречит задачам заказника, что, согласно режиму заказника, среди допустимых форм хозяйственного использования нет добычи полезных ископаемых (а это значит, что она запрещена), газовики предпочли не афишировать.

Прямой ложью было утверждение, что "не зафиксировано случаев гибели домашних или диких животных, а также рыб и земноводных в плавнях вокруг скважины". Такие случаи множественны.

В бравурных реляциях "Газпрома" не было ни слова о том, что значительная часть загрязненных территорий приходится на плавневую зону, покрытую тростниковыми зарослями, где убрать выпавшую углеводородную эмульсию невозможно. Как на этой территории "Газпром" собирается "ликвидировать последствия авария"? Нет ни слова об ущербе диким птицам и рыбному хозяйству, а ведь основное природоохранное значение плавней как водно-болотных угодий международного значения в том, что они являются районом массового гнездования птиц, а также нереста осетровых. Ничего не сказано о том, что нанесенный экосистемам плавней ущерб невосполним и критичен. В составленном учеными задолго до аварии описании этого водно-болотного угодья есть раздел "Угрожающие и беспокоящие факторы". И там ясно сказано, что "особенно губительны для экосистем плавней загрязнения нефтепродуктами и тяжелыми металлами". И того и другого, в результате этой катастрофы, экосистемы заказника "Приазовский" получили в избыточном количестве. Каким же образом, можно говорить, что "природа не пострадала"? При повышении температуры уже сейчас имеет место сильное загрязнение атмосферы испарениями газоконденсатной эмульсии, осевшей в плавнях. Становится все теплее, и эти испарения усиливаются. Что "Газпром" будет делать с этим? Обо всем этом – ни слова. Если уж сотворили экологическую катастрофу, так будьте, по крайней мере, честны в признании этого.

Вызвал немалое удивление, озвученный на пресс-конференции, способ борьбы с загрязнением почв твердыми фракциями газоконденсатной смеси. Чтобы почва очистилась от загрязнения, так как в нее попали "в основном парафиновые соединения, которые не являются токсичными и не представляют опасности", достаточно внести в нее повышенную норму перегноя и мочевины и осуществить рыхление, после чего "через 2-3 недели можно проводить все весенне-полевые работы". Это определили ученые Кубанского аграрного университета, сделавшие оценку экологического состояния почв на хуторе Прорвенский. Странно слышать рекомендации, ничем не отличающиеся от описания обычной сельскохозяйственной обработки почвы, и уверения, что все будет нормально, после того, как эта земля приняла в себя столько яда. Ученые, правда, делают существенную оговорку, что отчет является предварительным, что нужно проводить дальнейшие исследования. Не исключено, это на тот случай, чтобы было что сказать, если вдруг всплывет, что они что-то сокрыли и пошли против истины.

Еще один тезис с явственным запашком лжи был озвучен на пресс-конференции. Согласно ему чрезвычайное (в 63 раза) превышение ПДК (предельно допустимой концентрации) углеводородов в воздухе, информация о чем просочилась в СМИ, имело место якобы всего лишь один раз – 19 февраля, в течение всего одного часа. Однако тот факт, что все замеры, весь мониторинг состояния окружающей среды во время аварии вела лаборатория "Кубаньгазпрома" и никто больше, заставляют усомниться в этой информации. Если бы цифра насчет 63-хкратного превышения ПДК почти случайно не стала известна журналистам, сейчас бы и этих данных по превышению ПДК не было, а звучала бы полная экологическая благодать, подкрепленная удобными для Газпрома цифрами.

Именно образ такой благодати, на основании того, что звучало на пресс-конференции, нарисовала подконтрольная "Газпрому" газета "Трибуна" (статья "Разом справились с газом"). По ее изложению событий можно сделать вывод, что случившаяся авария была для жителей Прорвенского не бедой, а великим благом. Некоторые места из этой статьи нельзя не процитировать:

"Анализ почв, сделанный Кубанской сельхозакадемией, показал, что НИКАКОГО негативного влияния от аварии на жизнедеятельность хутора и его населения нет. А вот сами газовики взяли на себя хозяйственные заботы этого хутора. В каждом дворе и на улицах рассыпаны опилки, ракушки, которые должны нейтрализовать воздействие нефтепродуктов. Парафиновый налет удален с домов, для домашнего скота хуторян подвезено сено, выделено 150 тонн кормов, в огороды завезен перегной. На хутор Прорвенский будет подведен сетевой газ. Таким образом, закончился первый этап ликвидации аварии на разведочной скважине. А к осени тут уберут последние опилки, хуторская земля даст новый урожай, и эта авария останется только в воспоминаниях".

Почитаешь - так все хорошо, что жители хутора должны просто радоваться счастью, которое даровала им эта авария.

Материалы, которые "Газпром" предоставил на пресс-конференции журналистам, при том, что ее задачей было всячески снизить шквал критики в адрес "Газпрома", тем не менее, раскрыли многие нелицеприятные для "Газпрома" аспекты этой аварии, прямо противоречащие утверждениям об эффективности героических усилий по ликвидации скважины, полной законности их деятельности и т.п.

В этих материалах прямо сказано, что скважина находится в 700 метрах от хутора. Эта цифра является искажением, так как реальное расстояние от скважины до хутора – 500 метров. Но прямое признание даже 700 метров говорит о том, что "Газпром" не может не знать о нарушении им требований относительно соблюдения санитарной зоны между скважиной и территорией хутора. Размер этой зоны должен быть не меньше 1000 метров.

Предоставленное на пресс-конференции описание хода событий и мер по ликвидации аварии, отчетливо свидетельствует о неспособности газовиков эффективно решать такого рода задачи. Видны невооруженным глазом противоречивость в их действиях, метания из крайности в крайность, а отнюдь не "слаженная и эффективная работа". Из отчета видно, что "скорейшее устранение" стало возможно только в результате того, что выброс из скважины резко снизился, а не из-за применения современных технологий и эффективной организации аварийных работ.

Среди документов, распространенных на пресс-конференции, был один очень оригинальный - с заголовком "Ложные стереотипы". Согласно ему, главные "ложные стереотипы", которые была призвана разрушить эта пресс-конференция это то, что "авария подорвала здоровье людей" и то, что "природе нанесен непоправимый ущерб". Ссылаясь на главного врача больницы станицы Черноерковская, "Газпром" утверждает, что "острого отравления не было, головокружение и тошнота, наблюдаемые у некоторых жителей, не были опасными". Но как-то слишком сильно это не сходится с единодушными рассказами самих жителей Прорвенского о состоянии их здоровья. Пытаясь же доказать, что природе непоправимого ущерба нанесено не было, "Газпром" почему-то говорит только о загрязнении почв на территории хутора, как будто это и есть вся пострадавшая "природа". Ни слова - об ущербе фауне и флоре, экосистемам плавней. Все обоснование утверждений, что "природа не пострадала" – крайне сомнительное заключение ученых Кубанского агроуниверситета,

То, что "Газпром" рассыпал по дворам хутора опилки и ракушку, которые, по его уверениям, "должны нейтрализовать действие нефтепродуктов", смыл с домов и заборов толстый слой желтой эмульсии, завез сено и комбикорм, это, конечно, хорошо. То, что он, наконец, после десятилетий добычи "для местных потребностей" газа в этом регионе, принял решение подвести к хутору сетевой газ - тоже хорошо. Но все это блекнет на фоне смехотворных компенсаций за моральный и материальный ущерб жителям хутора, на фоне намерения продолжать здесь противоправную и чрезвычайно опасную разведку и добычу газа. Даже на той же самой злополучной скважине №5. Эта авария ничего не изменила в порочной практике, ставшей ее причиной. "Газпром" намерен как ни в чем ни бывало продолжать уничтожать экосистему приазовских плавней, рискуя здоровьем людей, сохранностью уникальной фауны и флоры. "Природа" и "Здоровье людей", недопустимость нанесения им ущерба – это "ложные стереотипы" согласно его понятиям. Что истинно для "Газпрома" - это "Деньги". Газпромовские чиновники не боятся в этом признаться. Вот слова того же Юрия Басарыгина: "все, что делается в особо охраняемых землях, обходится как минимум вдвойне дороже, но что делать, если газ тяготеет именно к болотистым местностям? Что касается возможных аварий, то в добыче газа есть риски, которые нужно сводить к минимуму, но в нынешней экономической ситуации это не те деньги, которыми стоит разбрасываться".

Зато "Газпрому" легко "разбрасываться" судьбой этой земли и здоровьем ее жителей.

 

Андрей РУДОМАХА

(Независимая Экологическая Служба по Северному Кавказу)

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования